Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Вольфганг Кёппен (1908-1998 гг.) - знаковая личность в литературе XX века. Его творческий путь начался еще до Второй Мировой войны («История несчастной любви» и «Стена шатается»), но вершиной таланта писателя является послевоенная трилогия «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Риме». Эти романы есть социально-политическая летопись послевоенной Германии. В. Кеппен является ярым борцом, противником фашизма, способ борьбы которого - творчество. В. Кеппен писал: «Как человек, я чувствую себя бессильным, но как писатель – нет»1.

Оглавление

Вольфганг Кеппен………………………………………………….3
Роман «Голуби в траве»……………………………………….4
Роман «Теплица»………………………………………………..10
Роман «Смерть в Риме»…………………………………….15
Итог………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Несколько слов о Вольфганге Кёппенеdd.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

Роман «Теплица» 

   Роман «Теплица» вышел в 1953 году.  Это второе по счету произведение в трилогии В. Кеппена. Как отмечает Е. А. Зачевский, роман «Теплица» является продолжением романа «Голуби в траве». На это указывают перекликающиеся по смыслу эпиграфы. В первом романе В. Кеппен в качестве эпиграфа берет известную фразу Г. Стайн: «Как голуби в траве, какая жалость».  В «Теплице» эпиграф взят из Г. Никольсона: «Одному господу ведомо, как сложна политика и как часто, подобно беспомощным коноплянкам в силках, бьются людские умы и сердца. Но если мы не сможем возмутиться великой несправедливостью, нам никогда не совершить достойных дел».7 В романе «Голуби в траве» писатель выражает тревогу, высказывает мысль об опасности ремилитаризации. В «Теплице» эта мысль трансформируется из предостережений в активную борьбу, где уже на первое место выходит политический аспект. В. Кеппен, обладая неповторимым сатирическим талантом, который раскрывается в произведении с новой силой, создает первый в своем роде политический роман-памфлет, где вся подноготная немецкой государственности вывернута на обозрение и сдобрена неповторимым слогом писателя. Действие романа разворачивается в Западной Германии в период правления канцлера Аденауэра, когда происходит принятие и «узаконивание» милитаристской политики.

   Знаковым в этом ключе является само название романа. Теплица – место (в данном случае Западная Германия), где под воздействием искусственно созданных благоприятных условий (монополизация, милитаризация) выращиваются новые плоды фашизма.

   Роман  «Теплица» является не только  новой ступенью В. Кеппена в  отношении его позиции к окружающей  действительности, то есть переход  к активному, провокационному методу борьбы с политикой страны. Несколько меняются и художественные методы. Как отмечает Е.А. Зачевский, в романе В. Кеппена «Теплица» в наибольшей степени чувствуется влияние экспрессионизма. Это выражается в стиле, напряженном ритме произведения, еще более изощренных и необычных ассоциациях. Уже нет той хаотичности, неопределенности которой наполнен роман «Голуби в траве». Резкие, быстрые мазки сменились более целостными, но, все же, прерывистыми фразами. Общая композиция романа «Теплица» по сравнению с романом «Голуби в траве» может характеризоваться, как более целостная, поэтичная. В произведении присутствуют и элементы литературы абсурда (фраза камбалы на заседании о немецких генералах ). Однако, необходимо отметить, что эта абсурдность лишена своего исходного значения. Говорящая камбала, например, вводится В. Кеппеном, чтобы подчеркнуть немыслимость, преступность требования об освобождении из тюрьмы нацистских генералов  восстановлении их в должности. Писатель использует в романе «Теплица» мифологические образы, свободно играя ими, аллегории, ассоциации. Неотъемлемой особенностью стиля В. Кеппена является жестокая, беспощадная и остроумная ирония, которую он использует в романе «Теплица», характеризуя политическую жизнь Германии. Вышеуказанные художественные приемы характерны для всего творчества В. Кеппена. Несколько меняется и характер напряженности. Если в романе «Голуби в траве» В .Кеппен задает напряженный тон путем иозображения внешней ситуации в стране, то В «Теплице» источником этого настроения является внутренний мир героя, его мысли, сны, чувства. Напряженность здесь имеет оттенок борьбы, несогласия с действительностью.

   Главным  героем романа является депутат  бундестага Кетенхейве. Образ автора и главного героя в произведении неразрывно связаны между собой, многие мысли, суждения главного героя совпадают с мнением автора. Происходящее в романе «Теплица» рассматривается с точки зрения Кетенхейве. В биографии Кетенхейве присутствуют моменты биографии В. Кеппена. Так, с утверждением фашистского режима в Германии, Кетенхейве, как и сам писатель, уезжает на время из страны. Главный герой романа «Теплица» - это отражение политических взглядов В. Кеппена. Писатель, вне всякого сомнения, испытывает симпатию к Кетенхейве, находится на его стороне.  Знаковым является тот факт, что Кетенхейве – единственный образ среди героев В. Кеппена, который действует, борется.8 Пусть неумолимо эта борьба становится бесполезной, пусть Кетенхейве, как он сам говорит, боролся лишь из чувства желания быть всегда в оппозиции, и, наконец, пусть эта его борьба непоследовательна, все же это борьба. Главный герой после крушения нацизма обрел надежду на возможность перерождения Германии, создания нового государства, основывающегося на принципах мирного управления, регулирования. Это также роднит писателя с Кетенхейве. Но вскоре стало понятно, что уроков прошлого никто так и не усвоил.

   Композиция  «Теплицы» имеет цикличный характер. В начале произведения главный  герой романа, депутат бундестага  Кетенхейве возвращается с похорон  своей жены. Завершается роман  смертью самого Кетенхейве. Смерть здесь выступает как символ бессмысленности, бесполезности деятельности героя.9

   Кетенхейве в своей жизни переживает две трагедии разного характера, личностного (гибель жены) и более масштабного, политического (установление на выборах партии, выступающей за ремилитаризацию), которые тесно взаимосвязаны между собой. Ответственность за смерть Эльки, его жены, частично лежит на главном герое. Политическая деятельность Кетенхейве явилась причиной утраты тесной связи супругов. Как следствие, Элька, будучи намного моложе нашего героя, пребывая в постоянном одиночестве, находит себе утешение в алкоголе и сомнительных связях. В. Кеппен не зря рассказывает историю знакомства Эльки и Кетенхейве. Кетенхейве, приютив девушку, взял на себя ответственность за нее, за ее жизнь. Элька в романе является жертвой Кетенхейве, которую он преподносит во имя борьбы, противостояния злу.   Введенная в сюжет романа история происхождения Эльки (она была дочерью гаулейтера и жила в роскоши), наводит на мысли закономерности гибели Эльки.

Образ Кетенхейве отличается глубоким психологизмом, что также свидетельствует о росте и развитии В. Кеппена в творческом плане как писателя.

   По другую сторону от Кетенхейве, его идей, позиции становится вся политическая жизнь Западной Германии. В. Кеппен всесторонне, очень подробно рисует образы политиканов, представителей партий. Позицию Кетенхейве не принимают даже представители его партии. Писатель выворачивает всю систему наружу, показывает, как она работает. Выборы, это лишь формальность, красивая обертка, а под этой оберткой находится старая  тоталитарная система, работающая исправно довольно долгое время. Сторонники милитаризации, носители реваншистских, нацистских идей, находятся у власти, и остальные партии, политические круги ничего «против» не имеют. Вспомним сцену в зале заседания. Публика скучает, ей не интересно выслушивать все эти речи, ведь итог заседания понятен каждому. Все принятые законы, программы затронут эту публику, сидящую в зале, меньше всего. Включая в описание городского пейзажа мимолетное, буквально в двух-трех предложениях, изображение митингов перед бундестагом, В. Кеппен поднимает проблему несоответствия деятельности парламента интересам народа. В политику идут люди, чтобы заработать, получить свое местечко под солнцем. В романе «Теплица» писатель подчеркивает, что политические деятели преследуют исключительно личный интерес. Здесь наиболее ярким примером является образ Кородина, с ног до головы духовного, правильного, но, по сути, только и умеющего красиво говорить, на чем, как подчеркивает В. Кеппен, он неплохо заработал. Действительность такова, что некому противостоять старой системе, это не имеет смысла. Коллеги Кетенхейве по партии неоднозначно намекают ему на это. Со стороны Фроста-Форестье поступает недвусмысленное предложение  принять пост международного представителя в южной Америке. В итоге противники Кетенхейве одерживают над ним верх. Все эти методы устранения лишних, мешающих людей подробно изображаются В. Кеппеном.

   Апофеозом  является концовка романа. После  заседания Кетенхейве отправляется гулять по городу, но дальше реальность рвется в клочья, перетекает в страшную, жуткую, фантасмагоричную картину, наполненную аллегорическими символами и символизирующую торжество зла, которому противостоял Кетенхейве. Герой, осознавая свою бесцельность, бессмысленность существования, кончает жизнь самоубийством.

   Тема  безысходности, бессмысленности  в романе «Теплица» отнюдь не является основной. Это мрачное настроение является своеобразной средой, данностью. Исключительно отрицательная атмосфера произведений В. Кеппена является особенностью восприятия и моделирования действительности. Основная тема произведения – это мысль о необходимости борьбы, противостоянии со злом, необходимости наличия активной гражданской позиции. 10

   Роман  «Теплица» был встречен критиками неоднозначно. Естественно, что основной темой обсуждения была политическая сторона романа. В. Кеппен изобразил государственную действительность очень подробно, соответствуя реалиям. Критики же усмотрели в политических деятелях романа черты конкретных людей. По этому поводу разразилась активная полемика, в ходе которой обсуждалось сходство или различие того или иного героя и реального политического деятеля, высказывались мнения.11 На самом же деле, как уже было сказано выше, роман В. Кеппена «Теплица» - это масштабное выворачивание всей сущности политики Германии, формирования обобщенного образа действительности, где власть в руках у приверженцев реваншистских идей, милитаризации, где оппозиция существует только для вида, где постепенно формируется былые нацистские порядки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роман «Смерть  в Риме»

   Роман «Смерть в Риме» вышел в 1954 году. Произведение по праву считается вершиной творчества В. Кеппена. Главной мишенью писателя на этот раз становится фашизм. В. Кеппен переходит от критики действительности к анализу, исследованию причин формирования этой действительности. Писатель также затрагивает тему вины, проецируя ее на следующее поколение. Она раскрывается во фрейдистской коллизии  «отец» и «сын», и, как отмечает Е.А. Зачевский, выражается в невозможности получения свободы, пока жив отец. Важно отметить в романе «Смерть в Риме» развитие темы борьбы, непримиримости к фашизму, которая берет свое начало в романе «Теплица». Последнее произведение из трилогии В. Кеппена характеризуется глубоким психологизмом, многоплановостью, а также наличием одновременно нескольких основных тем. 

   Традиционно  для романов В. Кеппена наличие  настроения безвыходности. Однако, необходимо отметить, что в романе «Смерть в Риме» на фоне всеобщей обреченности возникает и тема надежды. Неповторимый стиль писателя остается неизменным. Язык В. Кеппена наполнен аллегориями, мифологичекими образами, ассоциациями с которыми писатель играет, создавая неожиданные формы. Характер слога отличается целостностью, отсутствием оборванных фраз. Также следует отметить наличие поэтического описания городского пейзажа Рима. Характерная для всего творчества В. Кеппена острая сатира, ирония в романе «Смерть в Риме» достигает своего апогея  в выражении эмоций (предельная агрессия, злоба, автор не скупится на выражения).   

    Фашизм, а именно все самые  отвратительные его проявления, В. Кеппен вкладывает в образ  Юдеяна, генерала армии СС, избежавшего  суда, и жаждущего «восстановления  справедливости». Одной из неотъемлемых  сущностей Юдеяна является армия, армейская муштра. Война, армия  для Юдеяна образец эстетики, основы существования. Воспоминия о казнях еврейских женщин доставляют ему наслаждение. Попадая в мирную, суетливую, жизнерадостную жизнь Рима Юдеяна охватывает ярость, злость, от того, что он не может наказать всех этих людей по всем правилам военного времени за их безмятежные улыбки на лицах, за беспорядочность движения, за нарушение дистанции, при обращении к самому генералу! Описание беспомощности грозного генерала Юдеяна  -  сатирический прием, благодаря которому образ теряет свою заявленную вначале устрашающую характеристику. Частью сущности Юдеяна является его животное начало, которое проявляется в постоянной жажде набить брюхо, в восприятии женщин. В сцене, где Лаура покидает бар не с ним, а с его сыном Адольфом, Юдеян воспринимает эту ситуацию как отвергнутый самец.

В Юдеяне живет  еще одна сущность. Это маленький Готлиб. Юдеян ненавидит свое имя, данное ему отцом. Это семя мещанства и одновременно крохи человеского (страх, отчаяние). Еврейка Ильза Кюренберг стала последней жертвой Юдеяна. Выражается, тем самым, мысль об опасности фашизма в принципе, тема преступности, лежащая в основе фашизма изначально.

   Олицетворением мещанства  является семья Пфафратов. Тему мещанства и тему фашизма В. Кеппен связывает по сюжету родственными связями не случайно (Юдеян и Фридрих-Вильгельм женаты на сестрах). Писатель ответственность за формирование фашизма возлагает именно на мещан, бюргеров. Как следствие из вышеуказанного: мещанство способствовало формированию юдеянов. Юдеяны были необходимы мещанским трусам для поддержания порядка, дисциплины. Доказательством тому являются воспоминания из детства Зигфрида о днях, когда их навещал Юдеян. Пфафраты робели перед ним, Юдеян был для них примером. Но все это вместе с фашизмом уже в прошлом. Пфафратам пока не нужен Юдеян, необходимо переждать, отсидеться. Мещанство остается хранителями нацистких идей и неизменной основой фашизма.

   Зигфрид  – единственный герой романа, повествующий от первого лица  наравне с автором. Зигфрид является сыном Фридриха Пфафрата. В этих отношениях В. Кеппен реализует тему вины, мысль о преступности фашистского прошлого проецируя ее на молодое поколение. Зигфрид в данном контексте является символом противостояния, отвержения фашизма, войны, своей собственной семьи. Будучи композитором, Зигфрид отражает свою позицию в музыке: «мятеж Зигфрида против окружающей его действительности: лагерей для военнопленных, оград из колючей проволоки, против пресловутых соплеменников с их нудными речами, мятеж против войны, виновниками которой он считал таких людей, как его родители, против всего своего отечества – оно было одержимо чертом, и черт его уже побрал». Прошлое оставляет неизгладимый отпечаток на настоящем Зигфрида. Его творчество, музыка не доставляют ему удовольствия.  Зигфрид не способен без отвращения думать о продолжении рода.

Информация о работе Вольфганг Кеппен – хронист 50-х годов в Германии