Кукольный дом Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

«Кукольный дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой».

Оглавление

Введение 3

1. Творчество Генрика Ибсена 4

2. История создания пьесы “Кукольный дом” 8

3. Краткое описание пьесы “Кукольный театр” 10

4. “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей 14

Заключение 18

Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

1028 Кукольный дом Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Творчество Генрика  Ибсена 4

2. История создания пьесы “Кукольный дом” 8

3. Краткое описание пьесы “Кукольный театр” 10

4. “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей 14

Заключение 18

Список использованных источников 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     «Кукольный  дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые  женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и  что говорится в книгах. Мне  надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё - и  религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о  жизни, отличные от общепринятых и традиционных. 

     Актуальность  темы. Ибсеновские пьесы обладают подлинной жизненностью. В них вплетается множество различных мотивов, конкретных и своеобразных, непосредственно отнюдь не порожденных основной проблематикой пьесы.

     Но эти побочные мотивы не разбивают и не подменяют собой логику развития центрального конфликта, а только оттеняют этот конфликт, иногда даже содействую тому, чтобы он выступил с особенной силой.

     Целью исследования является изучение пьесы “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощения теории Театра идей.

     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучить творчество Генрика Ибсена;
  • рассмотреть историю создания пьесы “Кукольный дом”;
  • исследовать “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощение теории театра идей.

     Степень изученности данной проблемы невысока. Среди авторов стоит назвать И. Кабанова, О. Л. Гиль, Б. А. Гилексон, Т. А. Шарыпина, В. Г. Новикова, Д. В. Кобленкова, В. Толмачёв.

     Структура работы: введение, 4 подглавы, заключение, список использованных источников.

1. Творчество Генрика   Ибсена

     Генрик (Хенрик) Иоган И́бсен (норв. Henrik Johan Ibsen; 20 марта 1828, Шиен — 23 мая 1906, Кристиания) — выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии. Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году1.

     С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме — драмы идей.

     Он  выступал против поверхностного увлечения  историческим и национальным колоритом. Задача драматурга — воспроизвести  “духовный склад и образ мышления эпохи”. Ибсен переносит этот принцип  на изображение современной эпохи.

     Свою  позицию он формулирует в общих  чертах уже в 1857 году. По мысли Ибсена, драматург не должен разъяснять в  тексте пьесы, в чём значение используемых им образов. Символы должны быть скрыты “как серебряная жила в горных недрах”. Это заставит зрителя размышлять над пьесой и сделает его “соавтором драматурга”. Ту же цель имеет такой  драматургический приём, как открытый финал пьесы: “…Поэт наметил направление, в котором приходится искать этот финал, и затем — наше дело, дело каждого читателя или зрителя  в отдельности дойти до этого  финала путём личного творчества”2.

     Всё это меняет статус драмы. Она перестаёт  быть только источником наслаждения, развлечением для публики. Ибсен делает драму  серьёзным жанром, требующим мыслительных и творческих усилий. Но в построении своих произведений он продолжает следовать  традиции “хорошо сделанной пьесы”, кот предполагала тщательно выверенную интригу, способную захватить зрителя.

       «Кукольный дом». Миндальное печенье  становится символом, раскрывающим  сущность семейной жизни Хельмеров.  Для своего мужа Нора “белочка”,  куколка-жена, так и не повзрослевшая,  украдкой поедающая сладости. Но  миндальное печенье указывает  и на тайную самостоятельность  героини, внутреннюю независимость  от мужа, растущую по мере развития  действия3.

     События, происходящие в пьесе, только продолжают историю восьмилетней давности. Тогда  Нора совершила решительный поступок, возможных последствий которого не осознаёт длительное время. Чтобы  не тревожить умирающего отца и спасти больного мужа, она заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. С тех  пор у героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, запираясь у себя в комнате под разными предлогами, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. “Я чувствовала  себя почти мужчиной” В этой фразе  — ключ к происходящему. Как женщина, Нора не имеет права занять деньги без поручительства мужчины. Она  ощущает несправедливость законов, выдуманных мужчинами: “Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу? Я не знаю точно  законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено”.

     Житейские конфликты в пьесах Ибсена не самоценны, они подобны “коконам”, скрывающим в себе идеи. Неурядицы в доме Хельмеров дают автору возможность  говорить о проблемах, важных для  всего общества. Столкновение сторон в ходе драматического конфликта  оборачивается столкновением идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким  должно быть её место в обществе.

     Работая над «Кукольным домом», Ибсен создаёт  драму идей. Драма идей предполагает, что столкновение различных представлений  о жизни составляет сущность конфликта  в пьесе.

     И отец, и муж Норы уверены, что она  предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их “сокровищем”. Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовёт Нору “жаворонком”. И до поры до времени  героиня верит в его правоту. Со словами: “Вот он, жаворонок!” —  она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия. В угоду  Хельмеру Нора создаёт кукольный  дом. Как маленькая девочка, она  играет в семейную жизнь, в то, что  она мать и жена. Её единственная забота — угодить Хельмеру, сделать  так, чтобы он её не разлюбил. Кукольный дом является центральным символом пьесы.     

     История шантажа, которая стала бы основной в пьесе, написанной до Ибсена, в  «Кукольном доме» только помогает раскрыть события прошлого, проанализировать ситуацию и сделать возможным  объяснение супругов. “Коконы житейских  конфликтов” разматываются в  пьесах Ибсена с помощью аналитической  композиции4.

     Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы  вынесена в более или менее  далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя  в обсуждение той или иной, как  правило, социальной, проблемы. Значение прошлого в пьесах подчёркивается с  помощью натуралистического мотива наследственности. С этим мотивом  Ибсен связывает анализ социальной проблемы.

     История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан  и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. Поэтому, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. “Кокон” разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на “беспомощное, растерянное создание”, чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины “воспитать себя самоё”, быть полноценной личностью.

     В финале “раздаётся грохот захлопнувшихся ворот” — Нора покидает свой дом, а  на лице Хельмера зритель видит “луч надежды” — быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы5.

     Театр Ибсена как будто показывает —  отражает — повседневную жизнь в  её привычных, узнаваемых формах. В  действительности отражение жизни  в пьесах Ибсена не самоценно, это  только повод заставить зрителя  задуматься. Эту тенденцию ибсеновского театра хорошо понял Бернард Шоу. Он развивает сделанное Ибсеном, создаёт рационалистический театр. В его пьесах разрушается иллюзия  жизнеподобия. Шоу иронически обыгрывает любовную интригу, показывая её необязательность, и распространяет дискуссию на всё  действие.

     Драма идей - хорошо сделанная драма, дискуссия, аналитическая композиция, открытый финал. 
 
 
 
 
 

2. История создания пьесы “Кукольный дом”

     Центральная тема пьесы — положение женщины в обществе, современники восприняли драму как манифест феминизма. Однако проблематика «Кукольного дома» не исчерпывается «женским вопросом»: речь идет о свободе человеческой личности вообще. В пьесе компрометируется не столько «мужской мир», сколько общество 1870-х годов, его нормы и установки, мёртвые законы буржуазного мира.

     В 2001 году ЮНЕСКО включило рукопись «Кукольного дома» в список «Память мира». Пьеса задумана в 1878 году (первые наброски с заголовком «Наброски к современной трагедии» датированы 19 октября). Ибсен стремился в классической форме трагедии выразить современные проблемы. Написано же произведение в 1879 году. В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (урожденная Петерсон, 1849 – 1932).

     Под влиянием пьесы «Бранд» 19-летняя девушка  написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в свет в 1869 году под псевдонимом. С ней познакомился Ибсен и посоветовал заняться литературой. Между ними завязалась дружба.

     После смерти отца Лаура с матерью переехала  в Данию, где в 1873 году вышла замуж  за адъюнкта Виктора Килера. Он был  добрым человеком, но иногда у него случались припадки жестокости, особенно болезненно переносил он денежные проблемы.

       В 1876 Виктор заболел туберкулезом. Его нужно было лечить на  Юге. Просьбы Лауры, чтобы он  обратился к своему богатому  отцу, ничего не дали. Тогда она  тайно взяла ссуду в банке.  За нее поручился ее влиятельный  богатый друг. В том же году  они с мужем отправились в  Швейцарию и Италию. Муж вылечился  от болезни. На обратном пути  в Мюнхене Килеры посетили  Ибсенов. Лаура по секрету все  рассказала Сюзанне, жене Ибсена.

     После возвращения в Данию опять  нужны были деньги для переезда в  другой город. Лаура снова сделала  ссуду в форме векселя. За нее  поручился дальний родственник, крупный коммерсант. К моменту окончания векселя Лаура была больна после родов, без денег. Родственник тоже был в сложном материальном положении и не смог выкупить вексель. Лаура в отчаянии решилась выдать поддельный вексель – но передумала и уничтожила его. Все ее действия стали известны ее мужу.

       Сначала он ей глубоко сочувствовал, но под влиянием семьи, друзей  изменил свое отношение к ней  и стал требовать развод, который  вскоре оформили. Детей у Лауры  забрали, ее признали душевнобольной, лгуньей. Но прошло время, муж  попросил Лауру вернуться домой. 

     Она вернулась, снова стала его женой, с 1879 приступила к литературной деятельности и постепенно выплатила все долги. После этого у нее было две  встречи с Ибсеном. Именно ее жизнь  стала основой для сюжета «Кукольного  дома».

Информация о работе Кукольный дом Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей