Краткие постулаты модернизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:06, лекция

Краткое описание

Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Файлы: 1 файл

Модернизм.docx

— 25.78 Кб (Скачать)
  1. Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам, к условности стиля. Основные признаки модернизма: 
    1) неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия; 
    2) исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий; 
    3) мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом); 
    4) поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).
  2. Символизм  

Название "символизм" происходит от греч. Symbolon условный знак.

 

Теоретическая основа русского символизма – ст. Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

 

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства  интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом  является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

 

Образы русского философа Владимира  Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал  Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

 

С самого начала своего существования  символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе “старших символистов”, которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их эстетики - “искусство для искусства”. Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства - приотворенные двери в вечность”. Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения.

 

Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между  цветом и смыслом, между звуком и  цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в  становлении и развитии поэтической  культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

 

Эстетика символизма:

1) За грубой и скучной повседневностью  скрывается таинственный идеальный  мир, который можно раскрыть  только при помощи символов-намёков;

2) Задача поэзии – выразить  всю жизнь через эти символы  особым языком, богатым поэтическими  интонациями;

3) Только искусству дано приникнуть  в суть бытия, так как оно  способно постичь мир всесильной  интуицией.

 

Основные черты символизма:

→ Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты;

→ Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний;

→ Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;

→ Поэт – творец идеальных миров  – мистического, космического, божественного;

→ Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность  и лёгкость слога, отношение к  слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.

 

Старшие символисты:

√ Уход в ирреальность

√ Поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной)

√ Интерес к экзотике, средневековью

√ История – порочный, замкнутый  круг

√ Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений

√ Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Соловьёв.

 

Младосимволисты:

√ Преодоление разрыва реальностьи с ирреальностью

√ Поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь  Вселенной)

√ Интерес к экзотике, романтике

√ История – эволюционный направленный процесс

√ Образность символов, интуитивное  постижение

√ А.Белый, И.Анненский, Вяч.Иванов, А.Блок, Ю.Балтрушайтис

 

  1. Акмеизм

Название "акмеизм" произошло  от греч. “акме”- остриё, вершина.

Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.

 

АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее  конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его  изначального, не символического смысла.

 

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.

 

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало  не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки  акмеизма. Но гуманистический смысл  этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.

 

Акмеистов интересует реальный, а  не потусторонний мир, красота жизни  в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого  века”, времени Пушкина и Баратынского.

 

Высшей точкой в иерархии ценностей  для них была культура, тождественная  общечеловеческой памяти. Поэтому столь  часты у акмеистов обращения  к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

 

Эстетика акмеизма:

— мир надо воспринимать в его  зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;

— источник поэтических ценностей  находится на земле, а не в ирреальном мире;

— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:

1) традиции Шекспира в изображении  внутреннего мира человека;

2) традиции Рабле в воспевании  тела;

3) традиции Вийона в воспевании  радостей жизни;

4) традиции Готье в воспевании силы искусства.

 

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских  призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности»  его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными  эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

 

Отличительные черты акмеизма:

— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

— лирический сюжет и изображение  психологии переживания;

— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

  1. Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

 

В отличие от акмеизма, футуризм как  течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление  целиком привнесено с Запада, где  оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

 

В принципе, любое модернистское  течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался  в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства —  «искусства будущего», выступая под  лозунгом нигилистического отрицания  всего предшествующего художественного  опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

 

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства  ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для  них характерно преклонение перед  действием, движением, скоростью, силой  и агрессией; возвеличивание себя и  презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

 

Хотя прием эпатажа широко использовался  всеми модернистскими школами, для  футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное  явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для  него абсолютно неприемлемым, необходимым  условием существования являлась атмосфера  литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие  и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

 

Русские авангардисты начала века вошли  в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом  искусстве — как в поэзии, так  и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как  великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

 

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с  авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими  художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

 

Эстетика футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

— культ техники, индустриальных городов;

— пафос эпатажа.

Русские футуристы имели четыре основные группы:

 

кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);

эгофутуристы (Игорь-Северянин);

«Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);

«Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

 Что же являлось общей  основой движения?

1. Стихийное ощущение “неизбежности  крушения старья”.

2. Создание через искусство грядущего  переворота и рождение нового  человечества.

3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык  — часть природы”.

4. “Словотворчество и словоновшество”.

5. Смешение стилей и жанров.

 

 

Футуристические сборники и манифесты:

“Дохлая луна”

“Доители изнуренных жаб”

“Молоко кобылиц”

“Рыкающий Парнас”

“Идите к черту”

“Пощечина общественному вкусу”

 

Публичные выступления футуристов были вызывающими:

К.Малевич – читал стихи под удары гонга;

В.Маяковский – в женской желтой блузке;

А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;

В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;

Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

 

 Итак, для русского футуризма  характерны:

Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.

Попытка создать искусство, устремленное в будущее.

Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.

Эксперимент по созданию заумного языка.


Информация о работе Краткие постулаты модернизма