Контрольная работа по «Литературе»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

На тему: “Анализ стихотворения «Музе»
Стихотворение «Музе» написано Анной Ахматовой 10 ноября 1911 года в Царском Селе. Это стихотворение входит в первый сборник поэтессы «Вечер», который был издан в 1912 году.
На первый взгляд стихотворение может показаться очень сложным для понимания, но после лингвистического анализа его смысл проясняется для читателя.

Файлы: 1 файл

Анализ стихотворения.docx

— 22.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. МАЙМОНИДА

Филологический  факультет

Кафедра русской словесности 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Русская литература 20 века»

на тему: “Анализ стихотворения «Музе» 
 

Выполнил  студент 4-го курса Жабыко И.О.

Проверила: Киселева В.А. 
 
 

Москва 2011 

 

       Стихотворение  «Музе» написано Анной Ахматовой 10 ноября 1911 года в Царском Селе. Это стихотворение входит в первый сборник поэтессы «Вечер», который был издан в 1912 году.

                  «Музе» 

    Муза-сестра заглянула  в лицо,

    Взгляд её ясен и ярок.

    И отняла золотое  кольцо,

    Первый весенний подарок.

    Муза! Ты видишь, как счастливы все —

    Девушки, женщины, вдовы…

    Лучше погибну  на колесе,

    Только не эти оковы.

    Знаю: гадая, и  мне обрывать

    Нежный цветок маргаритку.

    Должен на этой земле испытать

    Каждый любовную пытку.

    Жгу до зари на окошке свечу

    И ни о ком  не тоскую,

    Но не хочу, не хочу, не хочу

    Знать как  целуют другую.

    Завтра мне  скажут, смеясь, зеркала:

    «Взор твой не ясен, не ярок…»

    Тихо отвечу: «Она отняла

    Божий подарок». 

  На первый взгляд стихотворение может показаться очень сложным для понимания, но после лингвистического анализа его смысл проясняется для читателя.

   В центре  внимания – лирическая героиня,  у которой Муза отняла золотое  кольцо. Потеря этого предмета  вызывает скорбь у главной  героини, и поэтому стихотворение  проникнуто грустным и печальным  настроением. Что же Ахматова подразумевает под золотым кольцом? Из текста стихотворения становится ясно, что золотое кольцо является символом любви (не случайно при бракосочетании молодожены обмениваются кольцами). Но любовь эта является пыткой для героини:

    Должен на этой земле испытать

    Каждый любовную пытку.  

 От этой  пытки ее избавляет Муза, которая является спутницей всех поэтов. Из всего вышесказанного следует, что искусство спасло героиню от любовной страсти. Но в конце стихотворения героиня говорит, что Муза отняла у нее «Божий подарок». Так как же трактовать символ золотого кольца: как любовную пытку или Божий дар? Одно другому явно противоречит. Образ Музы также становится неоднозначным. Является ли она спасителем героини или мучителем, который отнял «Божий подарок»? Смысл стихотворения получается противоречивым, двусмысленным. Чтобы прояснить его, нужно подробнее остановиться на образах героини, Музы и золотого кольца.

    Из  первой строчки стихотворения  читатель узнает о родственных  отношениях между Музой и героиней:

    Муза-сестра заглянула  в лицо,

           Взгляд её ясен и ярок

Муза – это  богиня, житель Олимпа. Также она  неразрывно связана с искусством. Отсюда можно сделать вывод, что  и героиня воплощает в себе нечто божественное и связана  с искусством. Можно предположить, что она не раз появлялась в  ее стихотворениях. Являясь сестрой Музы, она сама могла быть вдохновителем Ахматовой, ярким персонажем в ее творчестве. С ней должен быть связан и символ кольца. В том же сборнике «Вечер» встречается похожий образ, у которого есть кольцо:

Я сошла  с ума, о мальчик странный,

В среду, в три часа!

Уколола палец безымянный

Мне звенящая оса. 

Я ее нечаянно прижала,

И, казалось, умерла она,

Но конец  отравленного жала

Был острей веретена. 

О тебе ли я заплачу, странном,

Улыбнется ль мне твое лицо?

Посмотри! На пальце безымянном

Так красиво  гладкое кольцо.

   В этом стихотворении также появляется символ кольца, и это, несомненно, то самое кольцо, которое встречается в «Музе». Даже рифмованные слова остаются те же «лицо – кольцо». Символ кольца проясняется окончательно: это греховная и преступная любовь, которая является пыткой для героини. Любовь к «странному мальчику» не может быть чистой и невинной. Муза спасает влюбленную от пагубного чувства. Но героиня расстроена тем, что у нее отняли эту любовь, она считает, что это был «Божий подарок». Не случайно в стихотворении появляются такие строчки:

    Но не хочу, не хочу, не хочу

    Знать как  целуют другую. 

     Ахматова  использует здесь прием повтора,  который показывает крайнее нежелание  героини расставаться с «кольцом».  И все же она осознает, что  это была греховная любовь, из-за  которой она «погибнет на колесе»  и которая является «любовной  пыткой».

    Композицию  стихотворения можно разделить  на две части.  В первой части  Муза отнимает золотое кольцо  у героини. Во второй части  героиня скорбит по поводу  своей потери. Эти две части  делятся на временные отрезки:  первая часть – прошлое, вторая  часть – настоящее и будущее. 

  В стихотворении присутствует скупое использование изобразительных средств, однако это не влияет на выразительность поэтического произведения. На себя обращают внимание эпитет «взгляд ясен и ярок» и олицетворение « завтра мне скажут, смеясь, зеркала». Основной троп в стихотворении это аллегория: кольцо как символ греховной любви, муза как символ искусства. В стихотворении встречаются следующие строки:

    Муза! Ты видишь, как счастливы все —

    Девушки, женщины, вдовы… 

     Представить себе «счастливых вдов» очень трудно, поэтому здесь Ахматова использует горькую иронию.

     Анализируя поэтический синтаксис, нужно обратить внимание на риторическое обращение «Муза!»,  повтор «Но не хочу, не хочу, не хочу» и антитезу, т. е. противопоставление Музы и героини. Если у Музы «взгляд ясен и ярок», то у героини «взгляд не ясен, не ярок». Этим объясняется заблуждение героини, которую спасает Муза. В стихотворении присутствуют переносы, которые передают надломленность внутреннего состояния героини:

    Но не хочу, не хочу, не хочу

    Знать как  целуют другую. 

    Тихо отвечу: «Она отняла

    Божий подарок». 

   Стихотворение  написано 4-3-стопным дактилем. Этот  размер соответствует внутреннему  состоянию героини, которая полна противоречий. Ахматова как будто сама мечется в поиске правильного деления на стопы и не находит его. Более того, стихотворение как бы обрывается в конце:

    Тихо отвечу: «Она отняла

    Божий подарок». 

Рифмовка стихотворения abab – abab с  чередованием мужской  и женской рифмы:

    Муза-сестра заглянула  в лицо, (мужская рифма)

    Взгляд её ясен и ярок. (женская рифма)

    И отняла золотое  кольцо, (мужская рифма)

    Первый весенний подарок. (женская рифма) 
     
     

Информация о работе Контрольная работа по «Литературе»