Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».

Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.

Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;

б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;

Файлы: 1 файл

Илья Стогов Курсвоая.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

     Текст курсовой работы: 32 страницы, 30 источников.

     Ключевые  слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».

     Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.

     Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.

     В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;

б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;

в) выявить специфику формирования и эволюции «единого текста» Ильи Стогова;

г) проследить реализацию концепта «событие» в «едином тексте»;

     Методами  исследования данного курсового  проекта являются сравнительно-исторический, культурно-исторический  элементы системного моделирования.

     В результате проведённого исследования получен вывод, что реализация концепта «события» в разных текстах происходит по-разному. Например, в книге «Камикадзе», с точки зрения концепта «со-бытие», ментальный мир Стогова стремиться к осознанию и передаче «первичной реальности» через «вторичную». В книге non-fiction “Skinheads” концепт агрессивно стремиться к пропозиции. Стогов являет нам первичную реальность без мыслей и эмоций. Автор предстает скорее журналистом, нежели писателем. А в книге «Бронзовый рок», проведя параллели с «золотым» и «серебряным» веками русской поэзии, автор выражает свое видение эволюции русского искусства. В этой книге культура вошла в ментальный мир читателя в той степени, в какой он сам вошел в культуру. «Таинство» работы концепта в романе «Бронзовый рок» позволило читателю сопереживать культуре, вызвало у него своеобразную скорбь по погибшей эпохе, которая первоначально была возведена на пьедестал русского искусства и встала в один ряд с творцами Золотого века и Серебряного века. Таким образом, концепт “событие” реализован по-разному в различных книгах Стогова, однако он остается одним из важнейших концептов в условном “едином тексте” автора.

     Это является результатом эволюции мировосприятия Стогова и жанровых различий отдельных текстов.

     Область применения - материал данного курсового  проекта может быть использован  при подготовке к практическим и семинарским занятиям по курсу «современная русская литература», а также для написания других курсовых и дипломных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Илья Юрьевич Стогов – российский писатель, журналист – родился 15 декабря 1970 в Ленинграде. Его книги писателя переведены на пятнадцать европейских и азиатских языков. Суммарный тираж в России составляет двух миллионов копий. После окончания восьми классов средней школы Стогов учился в нескольких ПТУ. За семь месяцев он сменил их четыре, а потом вместе с группой "Браво" уехал на гастроли по стране. Позже работал продавцом спортивных велосипедов, работал закройщиком по коже, учителем в школе, переводчиком, охранником и барменом.

    За годы своей журналистской деятельности Илья Стогов написал более четырнадцати романов.  В 1999 году он был признан «Журналистом года», В 2001 году газетой «КомерсантЪ» писатель номинировался на звание «Человек года», с формулировкой «За создание жанра мужской литературы». За роман «Мачо не плачут» в 2001 году автор был назван «Писателем года», а сам роман был отмечен, как «Роман года». В 2003 и 2007 году Илья Стогов номинировался на литературную премию «Национальный бестселлер», а в 2008 на премию «Человек Книги» и премию «Большая книга». По результатам 2004 года автор получил премию «ТелеДебют года» за программу «Неделя в Большом Городе». Она была номинирована на премию Тэффи, а на VII Евразийском телефоруме признана «Лучшим развлекательным проектом СНГ»1.

     Практически во всех информационных источниках сложилась традиция рассматривать творчество Ильи Стогова в связи с принадлежностью к отдельным сферам деятельности: собственно литературное творчество, журналистика, а именно теле- и радиожурналистика, эссеистика. Следует отметить, что по отношению к этому автору такое разделение вряд ли правомерно.

     Илья Стогов основал книжную  серию «Стогоff-project», которая изменила лицо русской литературы 2. В ней можно выделить три основных направления: книги о музыке (“Песни западных славян”), документальные романы (“Миллиардеры”) и собственно романы (“Камикадзе”). Роман “Камикадзе” в данной работе послужит примером особой манеры Стогова изображать реальность, хотя следует уточнить, что он был написан до основания серии «Стогоff-project», и только потом, по настоятельной рекомендации издательства, вошел в ее состав. Возможно, данное деление более правомерно, однако мы произвели его исключительно для удобства. Результаты творческой деятельности Стогова, вероятно, следует рассматривать как единый текст, т.к. его художественные произведения, заметки в авторской колонке, репортажи, сценарии теле- и радиопередач, тексты, позиционирующиеся как non-fiction, интервью и прочее, во-первых взаимодополняют друг друга, во-вторых демонстрируют черты разной видовой и жанровой отнесенности. Эту специфику четко демонстрирует авторский жанр роман-газета («2010 A.D.»). Убедительным аргументом в пользу данной гипотезы является речь, произнесенная самим автором, на презентации книги о ночных клубах «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах». Стогов больше говорил о книжном бизнесе, нежели о тонкостях клубной индустрии 3. Тему книжного бизнеса автор затронул не случайно. Следом за «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах» последовал роман «Русская книга», который обличал книжный бизнес в России. Стогов работал над новым романом и его мысли были заняты им. Но тема книжного бизнеса удивительно сочеталась с темой книги «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах», что явно свидетельствует об определенном единстве текста Ильи Стогова, который эволюционирует вместе с мировосприятием автора. Так, картина мира в «юношеском» романе «Камикадзе» в корне отличается от изображаемой реальности в документальном романе «Апокалипсис вчера». Эти изменения прослеживаются и в биографии автора, который в своих интервью все чаще стал говорить о своем понимании христианства4

     Целостность текста Стогова так же обеспечивается сквозными мотивами, специфической общей стилистикой и привязанностью к определенному кругу концептов, центральным из которых, на наш взгляд, является концепт «событие». Рассмотрению специфики реализации этого концепта в прозе Стогова и будет посвящено исследование.

     Данный курсовой проект опирается на широкий спектр видео- и аудиоматериалов по данной теме, рецензии книжных издательств и материалы литературной критики. Так же используются интервью и телепередачи Ильи Стогова для выявления тематической общности «единого текста» автора (интервью Стогова «Размышления о жизни, профессии и любви» на сайте «iskusstvo-tv.ru», телепрограмма «Звездное интервью с Аленой Водонаевой» на сайте «Russia.ru» и др.).     

     Научная новизна данной работы  заключается в том, что хотя статей и репортажей, где происходит выход на проблему квалификации творчества Ильи Стогова, как «единого текства», в СМИ не так уж и мало, с данной позиции текст Стогова практически не рассматривался.

     Цель работы:

     Выявить значение концепта «событие» в пространстве текста Ильи Стогова и рассмотреть специфику реализации данного концепта.

     Для достижения названной цели представляется необходимым разрешить следующие задачи:

  1. на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;
  2. Рассмотреть образ события в художественном тексте. Выделить принципы его моделирования на материале романов «Камикадзе» и «Мачо не плачут»;
  3. Рассмотреть образ события в тексте non-fiction. Выделить принципы его моделирования на материале текста «Skinheads» и «Апокалипсис вчера».
  4. Рассмотреть образ события в книгах об искусстве. Выделить принципы его моделирования на материале книг «Бронзовый рок» и «Песни западных славян: Вопли Відоплясова и Ляпис Трубецкой».

РАЗДЕЛ 1

 

     Центральными понятийными комплексами  в данной курсовой работе являются  «концепт» и «события». В современной  гуманитарной науке, активно оперирующей этими понятиями, не существует единого подхода к определению их смысловой составляющей. По этой причине мы сталкиваемся с необходимостью выработки «рабочих определений» терминов «концепт» и «событие», которыми мы будем руководствоваться в рамках нашего исследования. С этой целью рассмотрим наиболее авторитетные из позиций, сформировавшихся по отношению к понятиям «концепт» и «событие» к настоящему времени. 

     Рассмотрим понятия «концепт» и «событие» с точки зрения диахронической лингвистики и философии.

     Конце́пт (лат. conceptus — понятие) — многозначный термин. В латыни форма “conceptus” – пассивное причастие и интерпретируется как ‘зачатый’.

    Суффиксальное производное conceptaculum имело значение ‘вместилище, хранилище’ и отражало семантику глагола concipio ‘собирать, содержать’. Сема “зародыш” исходно заложена в самом латинском термине “концепт”, а сема “резервуар, хранилище” – в этимоне термина “концепция”, из которого выводимы и другие (переносные) значения, такие как “соединение”, “сумма”, “совокупность”, “система”, “резервуар”, “хранилище” (синоним: “conceptaculum”); “формулировка (редакция) юридических актов”, “зачатие, принятие семени”5.

     К середине 1980-х гг. «концепт» и «понятие» все чаще употребляют дифференцированно, например: «Понимание есть интерпретация в определенной концептуальной системе, построенной из взаимосвязанных концептов – смыслов, составляющих когнитивно базисные подсистемы мнения и знания». «Концептами», но не «понятиями», называют, в частности, элементарные единицы результата понимания. Эти элементарные единицы сами могут задавать программу для дальнейших действий воспринимающего человека, например: «Центральным, и в известной мере переломным, моментом в практическом рассуждении является переход от расплывчатых и субъективных концептов аксиологического и модального планов к жестким программам человеческой деятельности – личной и социальной». В этом пункте рассуждение переходит в волевой акт. Такие концепты – единицы человеческой (субъективной) ментальности, реализованные в конкретном мыслительном акте. Этим реализованным концептам соответствуют, по мнению исследователей конца 1980-х гг. – «концепты, образы, представления, известные схемы действия и поведения и т.п., некие идеальные сущности, не всегда связанные напрямую с вербальным кодом». Однако когда задают вопрос, как появляются эти концепции в субъективной ментальности, – снова употребляют термин «концепт», не скрывая, что эту сущность можно именовать традиционным термином «понятие», например: «Утверждение многих лингвистов и философов, будто бы язык отражает действительность, основано на недоразумении». Звуковой комплекс, образующий слово, ни к какому отражению сам не способен. Фактически результатом отражения являются концепты, или понятия. А процесс структуризации сознания, в результате которого возникают концепты в последнем смысле, называется, вслед за зарубежными когнитивистами, концептуализацией: «Мир концептуализируется через призму языка».

Информация о работе Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова