Концепт слова игра в рекламных заголовках

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в том чтобы показать как конспект используется в рекламе.
Задачи на которые мы будем опираться таковы:
- перечислить и кратко рассказать о функциях языка показать, показать связь концепта с функциями языка.
- Дать определение концепта,
- Объяснить его значение
- Дать определение слова «игра»
- показать его связь с концептом,
- рассмотреть слово «игра» с разных позиций: с позиции семантики, с позиции морфологии, с позиции структуры.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


Введение

 

 

Тема нашей работы «Концепт слова игра в рекламных заголовках». Ее актуальность заключается в том, что в нашей работе мы проанализируем рекламные заголовки и посмотрим как используется концепт в рекламе.

Цель нашей работы заключается в том чтобы показать как  конспект используется в рекламе.

Задачи на которые мы будем опираться таковы:

- перечислить и кратко рассказать о функциях языка показать, показать связь концепта с функциями языка.

- Дать определение концепта,

- Объяснить его значение

- Дать определение слова «игра»

- показать его связь с концептом,

- рассмотреть слово «игра» с разных позиций: с позиции семантики, с позиции морфологии, с позиции структуры.

- Показать связь между этими тремя позициями в концепте «игра»

- Собрать и проанализировать рекламные заголовки с точки зрения семантики, морфологии и структуры.

Предметом исследования является слово «игра», которое мы будем анализировать с морфологической, семантической и структурной позиций.

Объектом исследования являются рекламные заголовки, которые мы проанализировали и распределили по группам: с точки зрения структуры, с точки зрения морфологии, и с точки зрения семантики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции языка

 

 

Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в т. ч. относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества. Усвоение языка ориентирует ребёнка в среде обитания. Т.о., функции языка многообразны: язык играет жизненно важную роль в основных сферах человеческой деятельности - коммуникативной, социальной, практической, информационной, эпистемической, духовной и эстетической.
Множественность предназначений языка вводит его в предметную область разных наук, каждая из к-рых выдвигает на первый план ту или другую его функцию. Для логики и философии основной интерес представляет роль языка в выражении мысли, для информатики - в обеспечении банка данных, для социологии - в осуществлении массовой   и   межличностной   коммуникации   и  т. Д


1.Коммуникативная Ф.я.

 

Она обусловливает его основную характеристику - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Коммуникативная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения: дейктические (указательные) средства, систему местоимений, обращения, формулы этикета, повелительные формы глагола, систему времён, темпоральные слова и др.

 

2. Логическая Ф.я.
 

Служить орудием выражения мысли -вторая фундаментальная Ф. я. Структура языка органически связана с категориями мышления. Основные единицы языка представляют собой аналоги логических категорий: слово соответствует понятию, предложение - суждению, подлежащее - субъекту суждения, сказуемое - предикату. Коммуникативная и имеют общую основу. Логические структуры соотносительны с коммуникативными: субъект суждения выражает тему сообщения, предикат - сообщаемое (рему). Коммуникативная Ф. я. связана с сознанием и мышлением человека (см Язык, мышление и сознание).

 

3.частные Ф. я

 

Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи. Поэтому более частные Ф. я. обычно определяются исходя из структуры речевого акта, необходимыми компонентами к-ро-го являются: говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный) и то, о чём делается сообщение. Соответственно этой схеме австрийский психолог К. Бюлер выделил три Ф. я.: репрезентативную функцию обозначения внеязыковой действительности,

 

экспрессивную - функцию выражения внутреннего состояния говорящего и

апеллятивную- функцию воздействия на адресата речи. Экспрессивная и репрезентативная функции связывают субъект и объект познания. Они обеспечивают когнитивную деятельность человека. По Бюлеру, языковой знак, реализуя указанные функции, обнаруживает разные стороны своей природы. Он выступает
как символ по отношению к обозначаемой им внеязыковой действительности, как симптом цо отношению к говорящему, как сигнал по отношению к адресату речи. В процессе пользования языком акцент может падать на одну из названных функций. Так, в агитации, проповеди, ораторской речи ведущей становится апеллятив-ная функция, в описательном, информативном и научном текстах - репрезентативная, во внутренней речи и непосредственных реакциях — экспрессивная. Преобладание той или другой функции создаёт особые жанры речевой деятельности. Осуществление коммуникации определяется тем, что говорящие пользуются понятным им языком (кодом) и существуют условия, обеспечивающие передачу сообщения.

4. контактоустанавливающая

 

В свободном общении людей реализуется фа-тическая (от лат. for, fatus sum, fari - говорить) Ф. я. Термин «фатическая» (или контак-тоустанавливающая) речь был введён англ. этнографом Б. Малиновским применительно к беседам, целью к-рых является создание уз общности между людьми путём обмена текущей информацией, мнениями, оценками и т. п. Фатическая Ф. я. обслуживается высказываниями, целью к-рых является завязывание, продолжение и прекращение коммуникации

.

5. металингвистической Ф.я

 

Высказывания о языке (коде) отвечают металингвистической Ф.я., реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения ребёнком родного языка, при обучении иностранным языкам, в рефлексии над языком его носителей, напр. «Я объяснил, что есть большая разница между "показательным", когда показывают то, что есть, и "показным", когда показывают то,  чего нет» (Ходасевич).
Установка на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создаёт поэтическую Ф. я., к-рая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. Все элементы и уровни языковой структуры допускают эстетизацию, хотя и предрасположены к ней в разной степени: менее всего используется в поэтике морфология, более всего -лексика и фонетика..

6.Познавательная (гностическая) функция

может пониматься двояко: как такой вектор экспрессии, который не предполагает объективации (это внутренняя речь как одна из форм мышления), и как познание мира через язык (коммуникативное познание в понимании Е.В.Сидорова), причем последнее — в качестве импрессии результатов чужой речевой деятельности.
 

7.Эмотивную функцию

(выражения чувств, эмоций) в качестве специфической не выделяем, так как информацию толкуем расширительно, включая содержание не только предметного, но и эмоционального плана. (В рассматриваемой работе Р.Якобсона отмечено следующее: “Анализируя язык с точки зрения передаваемой информации, мы не должны ограничивать понятие информации когнитивным (познавательно-логическим) аспектом языка” 31). Кроме того, в понятие мышления включается и эмоциональное мышление. Существование же в языке отдельных коммуникативных единиц, осуществляющих выражение собственно эмоций, является недостаточным основанием для выделения функции речи. В реальности сколько-нибудь продолжительная эмотивная речь, лишенная предметной соотнесенности, — явление редкое. По этим причинам эмотивную функцию, традиционно выделяемую как тип отношения речевого поведения к реализации намерений субъекта, распределяем в пределах функций коммуникативной и гностической.

Из всех перечисленных функции языка для нашей работы нам нужна апеллятивная функция языка, ее также называют сугестивнойфункцией языка. Это так называемая воздействующая функция языка. Эта функция нашла свое отражение в рекламе, ведь если реклама привлекла наше внимание то мы скорее всего, будем покупать товар который она рекламирует.

 

 

Концепт

Понятие концепта активно вошло в научный обиход. Он является одним из базисных понятий лингвокультурологии и приковывает  внимание многих исследователей - лингвистов, филологов, специалистов по искусственному интеллекту, когнитологов. Тем не менее до сих пор не существует единого общепринятого определения термина «концепт».

Концепт как всякий сложный когнитивный лингвосоциальный конструкт не имеет однозначного толкования в науке о языке на современном этапе её развития. Определений концепта очень много, и в данной статье рассматриваются лишь немногие из них. Целью данной статьи является проанализировать наиболее известные определения концепта и выявить те их составляющие, которые выделяются большинством авторов.

Е.С. Кубрякова определяет концепт как многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания мира, результаты человеческой деятельности, его опыт и знания о мире, хранящий информацию о нём [5; с. 90-93].

По мнению Ю.С. Степанова, концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. С другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [4; с. 40-41]. Красавский Н.А. рассматривает концепт как «некое суммарное явление, по своей структуре состоящее из самого понятия и ценностного (нередко образного) представления о нём человека» [4, c. 37].

Некоторые ученые, например, М.А. Холодная, трактуют концепт как «познавательную психическую структуру, особенности организации которой обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов» [8; c. 23]. Концепты - это предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека. По мнению Р. Павилениса, концепты - это «смыслы, составляющие когнитивно базисные подсистемы мнения и знания» [3; c. 38]. Также, концепт - это национальный образ (идея, символ), осложнённый признаками индивидуального представления [2; c. 16].

Довольно часто происходит смешение двух терминов: концепт и понятие. Концепт, как и понятие, является единицей когнитивного порядка. Архитектоника концепта как структурно-смыслового образования сложнее архитектоники понятия. Концепт состоит из понятийного, образного и ценностного компонентов [1; с. 3]. Концепт в отличие от понятия не только мыслится, но и переживается. Объём этого термина, таким образом,  шире объёма термина «понятие». Концепт включает в себя само понятие, являющееся, в свою очередь, его обязательным ядерным компонентом. Концепт не имеет обязательной связи со словом или другими языковыми средствами вербализации. Концепт может быть вербализован, а может быть и не вербализован языковыми средствами. В акте речи вербализуется коммуникативно релевантная часть концепта. Концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры. Концепт актуально существует для всех пользующихся данным языком (языком данной культуры) как средство взаимопонимания и общения. Будучи средством общения, концепт в этом своем «слое» включается, помимо духовной культуры в собственном смысле этого слова, еще и в структуры общения и в мыслительные категоризации, связанные именно с общением [7; c.6].

Таким образом, каждый ученый выделяет какие-то свои сущностные черты термина «концепт». Однако во всех определениях можно выявить следующие общие черты: во-первых, концепт неразрывно связан с культурой; во-вторых, он является элементом человеческого сознания, будучи результатом мыслительной деятельности. И, наконец, концепт зависит от опыта человека и его знаний о мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепт слова «игра»

 

В словаре Ожигова мы взяли значение слова «игра» и далее постмотрим как оно реализуетсья в рекламных заголовках:

С семантической точки зрения:

1) Игра - - 1. Свободная деятельность ,  являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение  потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие  определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе  к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности  и установки и учится исполнять определенные роли.

 

2) Игра - - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду  возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги " Homo Ludens "  (1938). Современный интерес  к проблеме игрового элемента  в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку  способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма  существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите ( Ортега-и-Гассет  - ), самоценная деятельность ,  вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие ,  обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность  определенных форм человеческой деятельности. Классификация  последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы ,  и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность  И. - не в результате, а в самом игровом процессе .  В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением  возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил  создает специфическое игровое пространство ,  моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество .  И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки  и ценности ,  утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание  из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация  в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты  и одержимое мифотворчество. М.Р. Жбанков

Информация о работе Концепт слова игра в рекламных заголовках