Концепция мира и человечества в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ концепции мира и человека в драме В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные литературные направления во времена эпохи Возрождения,
- проанализировать особенности мировосприятия в эпоху Возрождения,
- рассмотреть особенности понимания мира и человека с религиозной и светской точки зрения,
- рассмотреть особенности создания сюжетно-композиционного строения пьесы «Ромео и Джульетта»,

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Творчество Шекспира в зеркале мировосприятия в эпоху Возрождения. 5
1.1 Основные литературные направления во времена эпохи Возрождения 5
1.2 Особенности мировосприятия в эпоху Возрождения 27
Глава 2. Концепция мира и человека в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» 39
2.1 Особенности создания сюжетно-композиционного строения пьесы «Ромео и Джульетта» 39
2.2 Отражение идей мира и человека в трагедии «Ромео и Джульетта» 48
Заключение 68
Список использованной литературы 72

Файлы: 1 файл

Реферат по литературе.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа п. Красноармеец»

 

 

 

 

Концепция мира и человечества в  трагедии

           У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

                 Экзаменационный реферат по литературе

 

 

 

 

 

Исполнитель:

               обучающаяся 9 класса

  Чухарева Кристина Валерьевна

Руководитель:

    Истомина Зоя Осиповна,

    учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Красноармеец, 2013

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Творчество Шекспира в зеркале  мировосприятия в эпоху Возрождения. 5

1.1 Основные литературные направления  во времена эпохи Возрождения 5

1.2 Особенности мировосприятия  в эпоху Возрождения 27

Глава 2. Концепция мира и человека в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» 39

2.1 Особенности создания сюжетно-композиционного  строения пьесы «Ромео и Джульетта» 39

2.2 Отражение идей мира и человека  в трагедии «Ромео и Джульетта» 48

Заключение 68

Список использованной литературы 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Средневековья  дала миру эпоху Возрождения. Началось итальянское Возрождение с обращения  к забытым сокровищам античной культуры в науке, литературе, искусстве и  философии. Но это было не просто возвращение  к античности. Мировоззрение, самосознание человека эпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился у природы, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек творец и мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей.

Это движение, начавшееся в Италии, повлекло за собой огромные изменения в культуре. Изменяется представление о Вселенной, о процессе научного исследования; появляется новое искусство, новое понимание политики, новые религиозные идеи, происходят значительные изменения философских воззрений. Таким образом, отношение человека к жизни внезапно расширяется и углубляется.

В средние  века человек как таковой был  отодвинут на второй план, поскольку главным было служение во имя Бога, и человек был подчинен четко определенным законам, избежать которых он был не в силах. Законы есть законы, и человек мало что может сделать перед лицом предопределенности этого божественного Закона.

Но Возрождение, благодаря течению гуманизма, показало, насколько велика ценность человека. Будучи частью этого мира, человек является и частью Природы с ее законами, но он может понять и постичь их и действенно преобразовывать их своими руками.

В эпоху  Возрождения исчезает пассивность  предшествующих веков, поскольку впервые человек ощущает свою сопричастность истории: история принадлежит ему, он может ее изменить, если не в основном ее течении, то, по крайней мере, в маленьких аспектах. Главным в тот период был Человек, возросла ценность человека мыслящего, который осознает себя разумным и знает, что его сила заключается в разуме, являющемся частью Природы и позволяющем человеку понять ее.

    Все это определяет актуальность данного исследования. Крупнейшим выразителем идей Возрождения является Уильям Шекспир. Концепции мира и человека рассматриваются на примере трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Исследованием творчества В. Шекспира занимались многие ученые, назовем крупнейших из них: А. А. Аникст, М.М.Бахтин, А. Н. Веселовский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.

     Предметом исследования является концепция мира и человека в эпоху Возрождения.

      Объектом исследования является произведение В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

      Целью данной работы является анализ концепции мира и человека в драме В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

      Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  основные литературные направления  во времена эпохи Возрождения,

- проанализировать  особенности мировосприятия в  эпоху Возрождения,

- рассмотреть  особенности понимания мира и  человека с религиозной и светской точки зрения,

- рассмотреть  особенности создания сюжетно-композиционного  строения пьесы «Ромео и Джульетта»,

- проанализировать  отражение идей мира и человека  в трагедии «Ромео и Джульетта»,

- сравнить  особенности понятия мира и  человека в 14веке в сравнительном аспекте с современностью.

 

Глава 1. Творчество Шекспира в зеркале  мировосприятия в эпоху Возрождения

 

1.1 Основные литературные направления во времена эпохи Возрождения.

 

 

    История средневековой цивилизации завершилась периодом небывалого расцвета культуры и литературы, который носит название Возрождения (или Ренессанса). По времени данный период занимает гораздо меньший промежуток, чем античность или средневековье.

    Переход к новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в искусстве. В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Оно обратилось к человеку в реальном мире. Наиболее ярко новые представления о человеке и его месте в мире проявились в литературе данной эпохи. Объектом литературы при этом становится обычная земная жизнь во всем ее многообразии. Писатели и поэты стремились в своих произведениях прославить красоту человека, отразить поэзию земного мира. Все это послужило толчком для развития лирической поэзии, а потом и драматургии. В начале Возрождения поэзия стала одним из основных способов познания и осмысления мира.

    Это был переходный этап, но культурные события данного времени заставляют нас выделять его как особый этап позднего средневековья. Возрождение ассоциируется с блестящей плеядой гениальных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — живописи, музыке, архитектуре, и в литературе. Их часто называют титанами Возрождения: Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир.

Многие фундаментальные ценности не только искусства, но и нравственные ценности человечества были заложены в данный период.

    Проблемы, поднятые в художественных произведениях, образы литературы до сих пор являются вечными. Вспомним только шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения является признаком интеллигентного человека.

    Небывалый расцвет литературы обусловлен особым отношением к античному наследию. Данный принцип лежит и в самом названии эпохи, которая стремилась возродить утраченные за период средневековья культурные идеалы и ценности.

    Культурная жизнь позднего средневековья изменилась настолько, что люди стали чувствовать себя принадлежащими к другому времени, что вызвало чувство неудовлетворенности прежним состоянием искусства и литературы. Поэтому прошлое для человека эпохи Возрождения – это замечательные произведения античности, и чтобы приобщиться к ним, их надо возродить. Данная тенденция проявляется не только и в творчестве писателей данной эпохи, но и в будничной жизни людей: многие люди этого времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту.

Следует отметить, что античность и ее наследие не только изучается в данное время, но и «реставрируется» что проявляется в открытии, собирании, сбережении и публикации древних рукописей. Благодаря труду этих «будничных титанов» нам сегодня доступны письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к сохранению и передаче знаний: они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.

    В это время в Западной Европе появляется так называемая «гуманистическая интеллигенция» — группа людей, общение которых друг с другом основывалось не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий. Зачастую общение представителей этих групп осуществлялось через письма, очень важную часть литературного наследия эпохи Возрождения.

    Характерной особенностью литературы данного периода было то, что произведения писались как на латыни, так и на национальных языках. Все это привело к осознанию авторами собственной личности, и тем самым был поставлен вопрос о самобытности литературного творчества.

    Расцвет интереса к латинскому языку, который стал универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии и Нидерландов чувствовали себя причастными к единому духовному миру.

    Это чувство подкрепляется и интенсивным развитием с одной стороны, гуманистического образования, а с другой — книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде.

    В эпоху Возрождения происходит смена формации. Главным способом мышления людей, а также формой общения становится не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке. Поэтому диалог становится одним из популярных жанров эпохи Возрождения. Но пробуждается интерес не только к диалогу, но и к трагедии и комедии, а тем самым и к античной жанровой традиции.

    В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия. Весьма специфическим жанром в литературе эпохи Возрождения стал диалог: стремление автора дать все «за» и «против» с тем, чтобы читатель сам смог сделать выводы.

    Однако Возрождение характеризуется не только заимствованием литературных направлений из античности, но и разработкой новый, своих, течений: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не просто повторяют античных автором, но творчески перерабатывают их художественный опыт, создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.

    Все это приводит к созданию нового и самобытного стилевого облика литературы эпохи Возрождения. И хотя деятели данной эпохи стремились возродить античный принцип искусства как «подражания природе», в дальнейшем они открыли новые пути и способы такого «подражания», а потом и к созданию своего стиля.

    В живописи это проявилось в создании перспективы. В литературе же наблюдается два основных направления:

- «ренессансный классицизм», который ставит своей задачей творить «по правилам» древних авторов,

- «гротескный реализм», который черпает свои идеи из смеховой народной культуры, образно-стилистически гибкий стиль ренессанс, (позднее Возрождение) прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм».

    Все многообразие стилей углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса.

    Развитие основных этапов и жанров литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения.

    Так, для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Новелла эпохи Возрождения до сих пор вызывает интерес, как особый и самобытный жанр, именно поэтому она носит специальное наименование - новелла Возрождения. Поэзия эпохи Возрождения характеризуется созданием сонета (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Наблюдается расцвет драматургии. Типичными представителями данного направления являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

    Высокое же Возрождение – это расцвет героической поэмы.

    В Позднее Возрождение развиваются роман и драма, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

    В эпоху Возрождения развиваются публицистика и философская проза. Данное направление характерно и для науки (работы Джордано Бруно о церкви и создание новых философских концепций), и для литературы – идеи утопического общества в произведении Томаса Мора «Утопия». Можно также упомянуть работы Мишеля де Монтень - «Опыты» и Эразма Роттердамского – «Похвала глупости».

    Литературными опытами занимаются и Лоренцо Медичи (который писал стихи) и Маргарита Наваррская (автор сборника «Гептамерон»).

    С точки зрения жанрового своеобразия, для рассматриваемой эпохи характерно появление новых жанров и формирование нового направления в литературе, так называемого «реализма Возрождения» (или ренессансного реализма).

    Крупнейшие авторы эпохи Возрождения (Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес) стремились изобразить в своих произведениях новое понимание жизни человека, его отход от церковных догм. Для них человек – это высшее создание природы, и их главная цель – раскрытие красоты его физического облика и богатство души и ума.

    Реализм Возрождения характеризуется масштабностью образов – Гамлет и король Лир, особая поэтизация образа и накал трагического конфликта – Ромео и Джульетта. Основная идея литературных произведений данной эпохи - столкновение человека с враждебными ему силами.

    В эпоху Возрождения развивается и национальная литература. Безусловно, для культуры характерно отсутствие границ, но именно в этот период наблюдается синтез развития национальной культуры и рассмотрение в произведениях извечных проблем человечества, которые не знают границ.

Информация о работе Концепция мира и человечества в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»