Коммуникационный процесс, процесс коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;

Файлы: 1 файл

диплом коммуникация.doc

— 898.00 Кб (Скачать)

   Дискурс - такой вид языковой коммуникации, который организован комплексом строгих правил. Эти правила следующие: во-первых, участие в дискурсе открыто для любого способного к речи субъекта при его полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса; во-вторых, в дискурсе запрещено какое-либо принуждение в целях достижения согласия; в-третьих, участники дискурса вправе действовать лишь на основе мотива достижения кооперативного и аргументированного согласия. По отношению к фактическим коммуникативным практикам дискурс выступает в качестве "идеальной речевой ситуации".

   Структура коммуникативных практик только тогда не содержит никакого принуждения, если всем возможным участникам предоставлено симметрическое распределение шансов выбирать и осуществлять речевые акты, когда в коммуникации господствует лишь специфическое "ненасильственное принуждение" лучшего аргумента.

ї4. Слухи как средство коммуникации.

   Говоря о средствах массовой коммуникации, мы обычно имеем в виду лишь технические СМК такие, как телевидение, радио, печать, Internet, mass media и др. и практически забываем о так называемых "живых" СМК, то есть об обычном акте человеческого общения. И здесь следует говорить не только об обмене какой-либо информацией, но и о манипулировании сознанием людей посредством сплетен и слухов. Слухи, представляя собой известия, сведения, достоверность которых не установлена, интерпретируются разными науками по-разному. Так Т. Шибутани связывает функционирование слухов с развитием эффективной коммуникации, и в частности с одним из ее видов - формальным (официальным). Смелзер связывал слухи с коллективным поведением - чаще всего стихийным и неорганизованным - в толпе (относительно большой группе людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом). При этом слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.

   Следует отметить и определение, данное Г. Олпортом и Л. Постманом: слухи - это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности.

   В психологии слухами считают информацию, не имеющую официального подтверждения. Они не отличаются также строгой точностью смысла и определенной формы его выражения. Источники слухов разнообразны, их причиной могут быть какие-либо предположения сделанные на основе ложно воспринимаемых реальных объектов действительности. В основе слухов могут быть также всевозможные политические ожидания. В зависимости от причин порождающих слухи их условно можно подразделить на группы:

  -- Слухи - желания, то есть в соответствии с нашими желаниями могут появляться и слухи. Здесь можно привести пример из экономической области, когда предприниматель запускает рекламу товара. То есть мы ждем от продукта низкой цены и высокого качества, и вдруг, от каких-то людей мы узнаем, что существует именно такой товар, как мы хотим.

  -- Слухи - угрозы, в них сообщаются опасения о наступлении каких-либо нежелательных событий. Такие слухи обычно возникают во времена социальной напряженности (войны, государственное переустройство, экономические кризисы и т.д.). Их сюжеты варьируют от пессимистических, например, электричество будут включать только на два часа, до панических, например, абсолютно не будет соли. Иногда слухи - угрозы оказываются пророческими, то есть обгоняющими ход реальных событий. В этом случае они расслабляют стрессовые состояния людей в тот момент, когда предполагаемое событие совершается. Значительно чаще слухи вызывают неоправданные стрессы, страхи. Нередко они бывают направлены на отдельного человека или группу лиц, в них могут сообщаться всякие вздорные вымыслы. Если они не подтверждаются, то они именуются сплетнями.

  -- Слухи - искажения. Здесь имеются в виду слухи, опирающиеся на официальные сообщения, но искаженно передающие их смысл, например: официальное сообщение о предстоящем обмене денежных купюр иногда интерпретируются слухами как новая денежная реформа.

   Предметом слухов могут быть только такие объекты, явления, события, к которым у определенных человеческих сообществ может быть интерес.

   Слухи распространяются довольно быстро. Своим изменчивым характером сплетни и слухи напоминают детскую игру в испорченный телефон. Но как доказали психологи слухи распространяются таким же образом как и в " испорченном телефоне". Так в учебной группе студентов на практическом занятии по социальной психологии был произведен эксперимент: возникновение слухов посредством "испорченного телефона". Принцип эксперимента таков: всего в группе 24 студента из них: один человек читает несколько раз отрывок из текста и пытается дословно или близко к тексту запомнить его, три человека следят за ходом эксперимента, остальная масса студентов стоит за дверьми и ждет команды к началу. Как только она прозвучит, заходит один человек, тот кто заучивал текст рассказывает информацию, а затем садится и тот кому он рассказывал, повторяет эту процедуру, то есть пересказывает полученную информацию. Основное правило эксперимента - излагать информацию один раз и не повторять ее (например: чье-нибудь имя) если попросят. Данную процедуру проделывают, пока никого не останется.

   В результате эксперимента в учебной группе из женщины, занимающейся продажей книг, получилась падшая женщина. И чем большее количество человек принимает участие в данном эксперименте, тем неожиданнее результат.

   Отсюда можно сделать вывод: играя в детстве в игру "испорченный телефон" мы практикуемся не просто в коммуникативном процессе, но и в создании слухов или заведомо ложных сплетен. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе человеческой коммуникации коммуникатор и реципиент должны быть осторожны в том, какую информацию они собираются сообщать и получать.

   Нужно сказать, что слухи как метод психологического воздействия используется и как форма подачи информационно-новостных материалов. Здесь в целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная "утечка", позволяющая достигать желаемого эффекта. Например, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены, что большинство покупателей приходят к ним не в результате знакомства с рекламой, а после того, как им рассказал о "хорошей вещи" знакомый, родственник, сосед.

   Сила воздействия слухов в значительной мере зависит от их источника. Ведь средний россиянин зачастую рассуждает так: газеты коррумпированы, политики лицемерны, бизнесмены продают черное под видом белого и наоборот. То ли дело, когда информация исходит от человека, относящегося к одной из следующих категорий:

  -- близкие люди: родственники, приятели, соседи, сослуживцы и т.п. Доверие к ним объясняется просто: "свой не обманет";

  -- случайные встречные, не замеченные ни в чем плохом просто в силу малой известности: попутчики в транспорте, стоящие рядом в очереди, собутыльники... Все эти люди имеют в глазах слушателя одно достоинство: "А какой смысл им меня обманывать? Мы ведь никогда больше не увидимся!";

  -- так называемые личные авторитеты: для больного - врач, оказавший ему помощь, для призывника из деревни - видавший виды офицер, для спортсмена - его тренер, для мелкого воришки - "пахан" с большим тюремным стажем. В роли такого "авторитета" может выступить приехавший в захолустье житель столицы с атрибутами "крутого".

   В большинстве из приведенных и подобных случаев важно, чтобы:

  -- между источником информации и ее потребителем существовала авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т.п.);

  -- присутствовал элемент восхищения собеседником хотя бы по какому-то одному параметру, совершенно не обязательно относящемуся к существу слуха (самый сильный, самый богатый, самый красивый...);

  -- источник принадлежал к кругам, которые недоступны слушателю ("Знакомая тетка работает в Белом доме..." или: "Вчера на свадьбе у брата сидел рядом с одним полковником...").

   Другая причина особой эффективности слухов связана с их содержанием. Наиболее эффективна явно или мнимо запретная,альтернативная информация, содержащая элементы опровержения или отрицания каких-либо общеизвестных или общедоступных сведений.

   Еще один фактор: слух пользуется большим успехом, если несет дискомфортную информацию, т.е. такую, которая вызывает страх, тревогу, возмущение, прерывает обычный ход событий.

   Объяснить это довольно сложно, но практика подтверждает значительно более сильное влияние негативных слухов по сравнению с позитивными. Возможно, это следствие вполне оправданного нашей историей хронического недоверия властям. Может быть, это какая-то особенность человеческой психики: например, когда мы вспоминаем свое прошлое, память услужливо преподносит нам события, выходящие из повседневности, а не саму эту повседневность. Негативный слух еще живуч и потому, что его порой невозможно опровергнуть, ибо приходится решать задачу доказательства, что "ты не верблюд". Невозможно, строго говоря, доказать, что г-н N вообще не берет взяток. Можно доказать, что он не взял в конкретной ситуации от конкретного лица и даже вообще никогда не был замечен в лихоимстве. Но невозможно со 100%-й уверенностью утверждать, что г-н N не брал в других обстоятельствах или не возьмет в будущем. И сколько здесь простора для домыслов и предположений, а значит, и для слухов! Если компания начинает многолетнее строительство, то, как вы будете бороться, например, со слухом, что оно никогда не будет завершено? Подобные опасения будут курсировать, пока не забьют последний гвоздь и не перережут ленточку.

   И, наконец, четвертый фактор, определяющий живучесть злонамеренной и досужей молвы, - ее "подкормка" всевозможными опровержениями. Кто-то даже пошутил, что слухам не верят до тех пор, пока их не начинают опровергать.

   Рассматривая феномен слухов, нельзя не коснуться вопроса о контроле над ними. Периодически в разных странах предпринимались попытки введения негативных санкций за распространение слухов. Однако до сих пор нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов борьбы с ними. В России, как известно, слухи активно распространялись даже в период войн и широкомасштабных репрессий.

   Трудности в решении проблемы слухов силовыми методами заставили обратить серьезное внимание на их профилактику, уничтожение "питательной среды", в которой они возникают. Такие меры должны быть направлены на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности; на поддержание информационной открытости и правдивости, а также на формирование у людей убежденности в деструктивной природе самих слухов.

   В большинстве случаев со слухами начинают бороться лишь после того, как они широко распространились. Для борьбы с ними нередко применяют выступление официального лица с опровержением. Однако эффективность опровержения очень сильно зависит от степени доверия, как к источнику сообщения, так и к лицу, опровергающему его. Снижение негативных последствий слухов достигалось и при помощи следующего приема (особенно часто его использовали в ситуациях войн и разного рода кризисов): объявлялось о существовании некоего врага, который как раз и распространяет слухи с целью нанесения ущерба. Применялся и такой, довольно "жестокий" способ борьбы, как судебное преследование источника слухов.

   Усилия по контролю над слухами принимают различные организационные формы. К ним относятся опровержение слухов пользующимися доверием лицами, введение цензуры, колонки слухов в газетах, как центры по контролю за слухами, основной функцией которых является прекращение слухов посредством их изучения, а также сбора и распространения достоверной информации.

  

Социология в России:1

Слухи - опыт эмпирического исследования

   Слухи как специфический вид межличностной коммуникации давно стали неотъемлемой частью бытия россиян. В данном разделе будут изложены результаты исследований, проведенных А. Т. Хлопьевым в 1991 - 1995гг. и В. В. Латыновым в 1994 - 1995гг. Предметом их анализа выступают масштабы распространенности слухов среди различных групп населения, динамические изменения в частоте соприкосновения людей с неподтвержденной информацией, причины и роль слухов в современной российской действительности.

   Исследования указывают на тенденцию расширения ареала, области распространения носителей недостоверной информации. Слухи овладевают массовым сознанием, рекрутируя в ряды носителей и трансляторов недостоверной информации все большее число россиян (с ними сталкиваются порядка 70 - 75% населения). Доминирующими факторами включенности респондентов в атмосферу непроверенной информации являются образование и уровень доходов, причем зависимость между ними такова: чем выше уровень образованности и выше материальный достаток, тем больше предрасположенность к слухам. То есть мы имеем дело с неким социальным "парадоксом".

   В качестве основного источника слухов на первый план выдвинулись средства массовой информации. Кроме того, сохранили свою роль в качестве питательной среды распространения недостоверной информации место работы, улица, транспорт, квартира, телефон. Несколько повысилась значимость канала общения с соседями. Существенным фактором выступает и социальное положение респондентов. Так, рабочие основными проводниками слухов называют средства массовой информации, завод, улицу и транспорт; крестьяне - работу, соседей, прессу; ИТР - работу, газету, радио и телевидение, улицу и транспорт. Аналогично распределение этих проводников слухов у служащих, интеллигенции, не занятой на производстве, предпринимателей. Студенты указывают на СМИ, улицу и транспорт, учебные аудитории; пенсионеры - на соседей, очереди, СМИ.

   Как показывает сравнительный анализ, основное содержание слухов за последние годы (1992 - 1995) смещается в сторону политики, кроме того, часты "финансово-хозяйственные" слухи. Судя по результатам исследований, интерес к неразгаданным и "таинственным" явлениям в природе, психике человека, а также к событиям в мире искусства постепенно отступает на задний план. Своеобразна динамика слухов, связанных межнациональными отношениями. Если в 1991 г. такого рода слухи занимали второе место, то уже через год они сдвинулись на пятое, но сейчас в связи с событиями в Чечне вновь заняли свою прежнюю позицию.

Информация о работе Коммуникационный процесс, процесс коммуникации