Комедійна творчість Аристофана:елементи травестії в комедії Жаби

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:47, реферат

Краткое описание

Аристофан — один из тех гениев человечества, искусство которых и в паши дни сохраняет большое познавательное и эстетическое значение. Язык, на котором Аристофан создавал свои произведения, принадлежит теперь к числу так называемых мертвых языков, но круг идей, затронутых поэтом, продолжает волновать нас и до сих пор.

Файлы: 1 файл

Зар.лит.docx

— 35.97 Кб (Скачать)
 

Міністерство  освіти і науки України

Дніпропетровський національний  університет ім. Олеся  Гончара

Факультет систем та засобів масової комунікації

Кафедра видавничої справи та міжкультурної  комунікації 
 
 
 

Письмова робота зі світової літератури на тему:

«Комедійна  творчість Аристофана:елементи травестії  в комедії Жаби» 
 
 
 

                                                                                      Виконав/ла:ст.гр.ЗВ-11-1

                                                                                                       Настенко Ксенія

                                                                                                      Перевірив/ла:

                                                                          к.філол.н.,доцент Полішко Н.Є. 
 
 

                                                                                     

Дніпропетровськ

2011

Министерство  образования и науки Украины 

Днепропетровский  национальный университет им. О. Гончара

Факультет систем и средств массовой коммуникации

Кафедра издательского дела и межкультурной коммуникации 

ПИСЬМЕННАЯ  РАБОТА ПО МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:

 «Комедийное творчество Аристофана: элементы травестии в комедии Лягушки»  
 
 
 
 

Выполнила Настенко Ксения

Гр.. ЗВ-11-1

Проверила:

К. филол.. н., доцент Полишко Н. Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Днепропетровск  2011

Аристофан —  один из тех гениев человечества, искусство  которых и в паши дни сохраняет  большое познавательное и эстетическое значение. Язык, на котором Аристофан создавал свои произведения, принадлежит теперь к числу так называемых мертвых языков, но круг идей, затронутых поэтом, продолжает волновать нас и до сих пор.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Биография Аристофана

Аристофан —  единственный из представителей древней  комедии, пьесы которого, хотя и далеко не все, дошли до нас в цельном  виде. Аристофан родился около 446 г. до н. э. Родители его были афиняне и люди свободнорожденные, но, повидимому,не очень состоятельные. Поэтический гений Аристофана проявился еще в юношеском возрасте.В 431 г., когда разразилась Пелопоннесская война, Аристофану было только 15 лет. Можно полагать, что именно тот страшный для всей Греции год был началом его сознательной жизни. Аристофан, обвинявший в своих комедиях Перикла в развязывании войны, тем более отрицательно должен был отнестись к установлению господства радикальной демократии, которая настаивала наболее решительном ведении войны с Пелопоннесским сою­зом. Действительно, в 426 г. на великих Дионисиях Аристофан поставил комедию «Вавилоняне». Эта не дошедшая до нас пьеса содержала резкие нападки на Клеона. Клеон привлек Аристофана к ответственности. Аристофану с трудом удалось избежать наказания.Однако в начале своего творческого пути Аристофан не мог сам выступать перед архонтом и просить хора. Так, комедия «Арханяне» (425 г. до н. э.) , в которой Аристофан призывал к скорейшему заключению мира со Спартой, была поставлена от имени поэта и актера Каллистрата. К этому времени молодой драматург был уже известен афинской публике. Первую свою комедию Аристофан поставил в 427, но ещё под чужим именем В 424 г. Аристофан поставил на Ленеях, уже под своим именем, комедию «Всадники». В 422 г. идет его комедия «Осы», в которой он осмеивает афинское судопроизводство; в 421 г. —комедия «Мир», в 414 г.— «Птицы» и в 411 г.— «Женщины напразднике Фесмофорий», пародировавшие трагедии Еврипида, и «Лисистрата», призывавшая, как и комедия «Мир»,к прекращению войны со спартанцами.Особенно большой успех выпал на долю комедии «Лягушки» (405) , которая представляет собою критику афинской драматургии последней четверти V в. В двух его последних из дошедших до нас комедиях «Женщины в народном собрании» (около 392 г. до н. э.) и «Плутос» («Богатство»; 388 г. до н. э. ) почти совсем исчезает злободневная политическая сатира. Эти пьесы представляют собой переход от древней политической комедии к средней комедии, которая изображала человека в его частной жизни и пародировала мифы и трагедии.Дату смерти Аристофана относят приблизительно к 385 г. Известно, что после «Богатства» он написал еще две комедии. Они были поставлены на сцене от имени его сына Арара, которому он хотел снискать благосклонность зрителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историческая  основа комедии «Лягушки»

Комедия «Лягушки»  была поставлена в 405 г. на Ленеях от имени Филонида. Получила первую награду (вторая досталась «Музам» Фриниха, третья — «Клеофонту» Платона). Комедия имела шумный успех и вскоре была поставлена вторично — вероятно, на Великих Дионисиях в том же году.                                  С 411 г., когда были поставлены «Женщины на празднике Фесмофорий», и до 405 г., года создания «Лягушек», Афины пережили ряд серьезных политических событий. Олигархическое правительство «четырехсот», державшееся на терроре, было свергнуто после четырех с половиной месяцев господства правительством «пяти тысяч». Это правительство сохранило гражданские права только за 5 тысячами граждан, которые могли экипироваться за свой счет для несения военной службы. Было уничтожено вместе с тем вознаграждение всех должностных лиц. Однако его непопулярность среди широких народных масс и военные неудачи привели через несколько месяцев к свержению и этого правительства, и с 410 г. в Афинах были восстановлены прежние демократические порядки. На фронте дела афинян несколько улучшились, когда во главе флота стал Алкивиад, порвавший к этому времени со спартанцами. Его победа в морском сражении при Кизике в 410 г. и последующие успехи в Халкидике и Византии обеспечили ему возвращение в Афины. Он был торжественно встречен и назначен стратегом с неограниченными полномочиями. Однако почти сразу же после этого один из подчиненных ему командиров потерпел неудачу. За это Алкивиад был изгнан из Афин и в 407 г. уехал в свои владения во Фракии. После его отъезда военные дела снова ухудшились. Афиняне сделали последнюю попытку снарядить новый флот. Они призвали в него метеков и даже рабов, обещая им права гражданства. Этот флот под командованием 10 стратегов нанес в 406 г. поражение спартанскому флоту при Аргинузских островах . Спартанцы после этого обратились с мирными предложениями к афинянам,но эти предложения были отвергнуты. Победа при Аргинузских островах была омрачена процессом стратегов, обвиненных в пренебрежении погребения павших в сражении. Шестеро из стратегов были казнены. В эти же годы от Афин отошли некоторые из их союзников, видевшие, что силы афинян все больше и больше слабеют. В такой бурной политической обстановке Аристофан поставил свою комедию «Лягушки». Она посвящена критике как идейных основ драматургии Еврипида, так и чисто сценических приемов, употреблявшихся этим драматургом.В 406 г. умерли Еврипид и Софокл. Их смерть и послужила, вероятно, толчком к написанию пьесы, основным содержанием которой являются вопросы литературной и театральной критики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание комедии «Лягушки» 

Дионис в сопровождении  своего слуги Ксанфия собирается отправиться в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так  как на земле не осталось больше хороших поэтов. На Дионисе поверх плаща шафранного цвета надета шкура  льва, кроме того, он запасся дубиной, чтобы совсем походить на Геракла. Дионис стучится в дом к Гераклу, чтобы  расспросить у него о дороге в  Аид. Вышедший на стук настоящий Геракл сначала разражается громким  смехом при виде своего комического подобия, потом спрашивает пришельца, какая нужда привела его к нему. Дионис отвечает, что он охвачен желанием вывести на землю Еврипида, так как ему необходим искусный трагический поэт. Зрители могли только смеяться при этих словах, так как они хорошо знали отношение самого Аристофана к Еврипиду. Литературная и театральная критика начинается уже в прологе. Геракл выражает удивление, зачем нужен Еврипид, если жив Иофонт?

 А если  уж выводить кого-нибудь из  Аида, то во всяком случае Софокла,  который выше Еврипида. Сверх того, плут Еврипид все равно попытается ускользнуть с ним на землю. Софокл же тих и здесь и там. Геракл спрашивает и об Агафоне, который к этому времени тоже уже умер. Молодые же трагики получают общую, и притом нелестную характеристику.

Геракл дает советы Дионису, как можно попасть в Аид.

 Все эти  советы не .нравятся Дионису. Но Геракл в конце концов исполняет его просьбу и указывает ему дорогу в Аид. Дионис встречает на своем пути покойника и просит его снести поклажу в Аид, так как Ксанфий все время жалуется, что он совсем выбился из сил. Дионис и Ксанфий подходят к озеру, через которое перевозит Харон. Дионис садится в лодку, и начинается переправа через озеро. Когда Дионис говорит Харону, что он неопытен в гребле, последний заявляет, что как только тот наляжет на весло, он услышит прекрасное пение болотных лебедей — лягушек, которое облегчит ему греблю. Действительно, скоро из-за сцены слышится лягушачье пение. Пение лягушек раздражает уставшего от гребли Диониса, и он требует, чтобы лягушки замолчали. Происходит забавный дуэт между Дионисом и хором лягушек. Но вот, наконец, переправа окончена. Когда Дионис выходит из лодки, его встречает уже Ксанфий. Дионис и Ксанфий продолжают путь дальше, т. е. пересекают орхестру и подходят к дворцу Плутона, возле которого слышится пение посвященных в мистерии, живущих уже при входе в Аид. Мисты и составляют хор комедии. Следует парод хора. Когда же хор виден уже для зрителей, он поет о том, что пришел, потрясая огненным факелом, Иакх — светило ночного праздника. Яркими красками изображает хор ночную пляску мистов. Предводитель первого полухория, одетый гиерофантом, очевидно, пародируя настоящие мистерии, обращается с предложением уступить место «нашим хорам» к тем, кто не слышал подобных речей, кто не чист сердцем и не праздновал плясками мистерий благородных муз. Дальше пародирование обращения к непосвященным принимает чисто политический характер. В конце парода увлеченные буйной пляской хора Дионис и Ксанфий сами пускаются в пляс. Узнав от хора, что перед ним дворец Плутона, Дионис стучится в ворота Аида. К нему выходит раб Плутона — Эак . Увидя перед собой Диониса, одетого в шкуру льва, Эак сначала принимает его за Геракла и начинает его ругать за то, что он украл Кербера. Эак решает созвать всех подземных чудовищ для того, чтобы они расправились с Гераклом. Однако Дионис, желая избежать наказания, быстро обменивается костюмом с Ксанфием. Но в это время приходит рабыня Персефоны и от имени своей госпожи приветливо приглашает Геракла войти во дворец и принять там угощение. Ксанфий уже собирается войти во дворец, но Дионис его удерживает и заставляет снова надеть платье раба. Эти переодевания повторяются три раза. Пришедший Эак перестает, наконец, понимать, кто же господин и кто раб, — и решает выпороть обоих путников, хотя мнимый Геракл и заявляет, что он бессмертный сын Зевса — Дионис. Выпоров обоих, Эак ведет их к Плутону: пусть сам господин разберется, кто из двух — бог. Дионис, Ксанфий и Эак покидают орхестру, начинается парабаза. Следует выпад против вождя радикальной демократии Клеофонта — сторонника войны до победы и, следовательно, врага Аристофана. Аристофан называет его болтуном и упрекает его за происхождение по матери из Фракии. Таким образом, комедия призывает к политической амнистии, но следует отметить, что здесь нет никакого сочувствия сторонникам олигархии. Драматург говорит, что надо дать случай гражданам загладить их вину. Ведь даже рабы, которые только один раз сражались в бою, получили право гражданства, то как же исключить из граждан тех, кто и сам не один раз воевал и чьи отцы тоже бились за город. В дальнейшем Эак рассказывает Ксанфию последние новости Аида. Оказывается, раньше трагический трон занимал Эсхил, как «великан в искусстве». Когда же он умер, Еврипид предоставил сцену жуликам, отцеубийцам, ворам-взломщикам. Услышав «словоизвитья», они нарекли Еврипида мудрейшим из людей, и он стал требовать, чтобы трагический трон передали ему. Предстоит суд, причем судьей будет сам Дионис. Эак рассказывает и о Софокле, который довольствуется вторым местом; но если Еврипид победит в состязании Эсхила, тогда Софокл сам будет состязаться с Еврипидом. Входят Дионис, Эсхил и Еврипид.

Начинается состязание поэтов. Оно составляет центральную часть всей пьесы. Трагики появляются на орхестре, как бы продолжая ссору, начатую еще за сценой. Дионис старается успокоить их; к Еврипиду он обращается с призывом не говорить так надменно, к Эсхилу — не горячить своего сердца гневом, но спокойно опровергать своего противника. Перед тем как приступить к состязанию, противники возносят моления богам: Эсхил — Деметре, Еврипид, заявляющий, что у него свои боги, — питающему его эфиру, поворотливому языку, тонкому чутью. Еврипид порицает искусство Эсхила. Еврипид указывает на недостаточное развитие действия в трагедиях Эсхила и на его якобы высокопарный язык. Искусство Эсхила, говорит далее Еврипид, «надуто брехней и тяжкими словами». Получив в таком виде трагедию от Эсхила, Еврипид прежде всего заставил ее похудеть и сделал менее тяжелой посредством стишков, отступлений. Себя Еврипид хвалит за четкую композицию драмы, проявляющуюся уже в самом начале ее, в прологах. Он прибавляет, что в своих драмах он касался домашней жизни, и зритель тем легче мог судить об его искусстве.Характеризуя свои драмы, Еврипид указывает, что в них он учил людей житейским делам; что он научил своих сограждан «смекать, глядеть и разуметь, — обманывать, влюбляться, подозревать, предупреждать повсюду». Несмотря на преувеличения ради полемических целей, Аристофан правильно вскрывает стремление Еврипида к реалистическому изображению жизни и характеров. Но это-то как раз и не нравится Аристофану. Устами Эсхила он изобличает Еврипида в том, что тот испортил людскую природу: теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи. О себе же Эсхил говорит, что он создал драму, полную духа войны, — «Семь против Фив» . Это он поставил «Персов», чтобы его сограждане всегда горели желанием побеждать врагов. Поэт должен учить своих сограждан доброму.

Эсхил обвиняет далее Еврипида в том, что он снизил значение трагедии: он царей одел в лохмотья, чтобы «жалкими с виду на глазах у людей появлялись они». Еврипид научил людей празднословию, и от этого опустели палестры..Дальше спор трагиков переходит уже на вопросы стиля, стихосложения и музыкальной композиции. Еврипид, который и раньше насмехался над туманным, с его точки зрения, и высокопарным слогом Эсхила, первый переходит к нападению. Он высмеивает прологи Эсхила, упрекая его за неумение ясно и четко выражать свои мысли, а также и за употребление лишних слов. Отражая нападение противника, Эсхил, в свою очередь, высмеивает Еврипида за введение в трагедию выражений,

принадлежащих к обыденной речи, и за пристрастие к уменьшительным словам (например, «шкурка», «кувшинчик», «мешочек»). Затем идут споры о достоинстве музыки того и другого поэта. В этот момент появляется на орхестре женщина, исполняющая на ударном инструменте какую-то мелодию. Она аккомпанирует Эсхилу, пародирующему хоровые партии Еврипида. Необходимо заметить, что мы можем уловить лишь некоторый общий смысл этого музыкального спора. Многое в нем остается для нас неясным, так как мы обладаем крайне скудными сведениями по древнегреческой музыке, а также и потому, что до нас дошла лишь незначительная часть произведений того и другого поэта. Состязание кончается «взвешиванием» стихов обоих поэтов. На орхестру вносят большие весы, и Дионис предлагает противникам бросать на чаши весов стихи из их трагедий. Стихи Эсхила перевешивают, и он оказывается победителем. После некоторых, уже последних, колебаний, Дионис произносит свой приговор: он вернет на землю Эсхила. Тщетно взывает Еврипид к Дионису помнить о богах — не нарушать данной ему клятвы и взять его с собой на землю. Дионис насмешливо отвечает Еврипиду его собственными стихами из «Ипполита»: «Поклялся лишь язык, а ум не связан клятвой». Уходя, Эсхил просит Плутона передать на время его отсутствия трагический трон Софоклу, считая его вторым по мудрости. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Комедійна творчість Аристофана:елементи травестії в комедії Жаби