Комедии Шекспира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:39, реферат

Краткое описание

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои – энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюбленные, борющиеся за свою любовь, вокгру множество персонажей – людей разного происхождения. Тема любви и верной дружбы.; атмосфреа праздника, смеющиеся комедии. Синтез традиций народа и ренессансно-итальянские комедии. Дух молодости.

Файлы: 1 файл

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Комедии Шекспира принадлежат  к числу самых замечательных  образцов европейской комедиографии  эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской  комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской  «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои – энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюбленные, борющиеся за свою любовь, вокгру множество персонажей – людей разного происхождения. Тема любви и верной дружбы.; атмосфреа праздника, смеющиеся комедии. Синтез традиций народа и ренессансно-итальянские комедии. Дух молодости.

 

Структура комедии: влюбленные не могут соединиться. Они деятельны, сами творят судьбу. Заканчивается браком, преодолев внешние препятствия (запреты, родители) и внутр (характер героев). Природ стихийная / человек. Розыгрыш!! Важный герой – шут – умен, носит только маску дурака. Дураки – простаки.

 

Эволюция шекспировск комедий: первая «Комедия ошибок» - комедия ситуаций. Мотив двойничества, через близнецов. «Укрощение строптивой» - тема раздвоения личности, движение к трагедии неразрешимого конфликта. «12ая ночь» - мрачная комедия. Мир поэтических чувств и веселья сосуществует в комедиях с драматическими конфликтами и даже трагическими мотивами. Хотя светлое веселье торжествует над мрачным ханжеством, бескорыстные чувстве одерж верх над сословными предрассудками. Основа комедийных ситуаций – случайные стечения обстоятельств, круто меняющих судьбы людей. Несмотря на капризы судьбы человек должен сам бороться за свое счастье.

 

Комедия "Укрощение  строптивой" была написана Шекспиром  в 15(93?) г., но впервые она вышла  в свет только после его смерти - в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры.

 

В 1594 г. была издана анонимная  пьеса - "Забавно придуманная история, именуемая - укрощение одной строптивицы". Все в анонимной пьесе - персонажи  с их характерами, даже в основном "мораль" пьесы - соответствует шекспировской комедии. Существуют лишь небольшие расхождения. У анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет; у нее не одна, а две сестры - Эмилия и Филена, к каждой из которых сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна сестра, имеющая нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и вся развязка неясна.

 

Чередование эпизодов и  развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в некоторых местах одна из них прямо копирует другую. Тем не менее, сам текст различен, и на всю пьесу приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих.

 

Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих  пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания.

 

Из всех персонажей пьесы  лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это  Катарина и Петруччо, и Бьянка. Герой  комедии Петруччо - типичный человек  нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.

 

Все остальные герои  пьесы - условные фигуры, шаблонные  гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок".

 

Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства  натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины.

 

Современному читателю не совсем понятна композиционная связь  начала и главной темы пьесы.

 

Однако Шекспир хотел  показать, чем отличались аристократы  в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.

 

Медник Кристофер Слай засыпает пьяным сном у порога трактира. С охоты возвращается лорд с егерями  и слугами и, обнаружив спящего, решает сыграть с ним шутку. Его  слуги относят Слая в роскошную  постель, моют в душистой воде, переодевают в дорогое платье. Когда Слай просыпается, ему говорят, что он благородный лорд, который был охвачен безумием и проспал пятнадцать лет, причем ему снилось, что он медник. Сначала Слай настаивает, что он разносчик по происхождению, чесальщик по образованию, медвежатник по превратностям судьбы, а по теперешнему ремеслу медник, но постепенно позволяет убедить себя, что он действительно важная персона и женат на очаровательной леди (на самом деле это переодетый паж лорда). Лорд сердечно приглашает в свой замок бродячую актерскую труппу, посвящает ее членов в план розыгрыша, а затем просит их сыграть веселую комедию, якобы для того чтобы помочь мнимому аристократу избавиться от болезни.

 

Итак, необходимо отметить, что такое вступление и показ необходимого аспекта жизни аристократов является очень важным элементом в данном произведении.

 

Таким образом, Шекспир  раскрывает не только главную идею, но и показывает, как развлекается общество.

 

Однако главным в  пьесе можно назвать одно условие, на котором стоит вся комедия. Это условие Баптисты.

 

Он объявляет женихам  Бьянки, что не выдаст Бьянку замуж, пока не найдет мужа для старшей  дочери. Он просит помочь найти для  Бьянки учителей музыки и поэзии, чтобы  бедняжка не скучала в вынужденном затворничестве. Гортензио и Гремио решают временно забыть о своем соперничестве, чтобы найти мужа для Катарины. Это задача не из легких, поскольку сам черт не сладит с нею, так зловредна и при всем упряма главная героиня.

 

Однако, как уже было отмечено выше, финал оказывается непредсказуемым. Катарина занимает место Бьянки, удивляя всех своей кротостью и приветливость.

 

Итак, необходимо отметить, что творчество Шекспира многообразно, каждая его драма, комедия, трагедия уникальна, так как охватывает помимо проблем современности, психологический аспект личности. На миросозерцание драматурга влияли события и политические перемены. Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества в целом.

 

Основной идеей эпохи  Возрождения была мысль о достойной  личности. Время подвергло эту  идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. Создавая свои произведения, Шекспир зачастую находился во власти литературного наследия своих предшественников, однако обращение к нему послужило лишь формой для произведений, которые он наделил абсолютно новым, глубоким содержанием. Правда, чувств - вот главный эстетический принцип Шекспира. Никакой ложной фальши, никакой ложной патетики, поэтому так впечатляет все то, что вышло из-под его пера.

 

 

 

 

Женские образы в комедиях.

 

Художественное  своеобразие женских образов.

 

В ранних комедиях “Как вам это понравится”, “Два веронца”, “Сон в летнюю ночь”, “Много шума из ничего”, ”Двенадцатая ночь”, “Бесплодные  усилия любви”, “Укрощение строптивой”, “Комедия ошибок”, “Виндзорские насмешницы”  в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий - романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, “высокая” комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы - сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

 

Радостное, весеннее ощущение жизни нигде не проявилось у Шекспира так полнокровно, как в его  комедиях. Их основной мотив - любовь, и  всегда со счастливым исходом. Очевидно, что психология действующих лиц не может быть особенно сложна и оригинальна. Кажется, всех героев и героинь можно свести к крайне немногочисленным и бедным по содержанию типам. Среди героинь господствует один тип - страстно и неизменно влюбленных. Таково общее впечатление, но если бы этим ограничивалось все дело, комедии Шекспира вряд ли заслуживали бы в настоящее время больше внимания, чем поэмы. Но рука мастера, коснувшись даже самой избитой и наивной темы, непременно оставляла свой след, способный пережить все чужое. Цельность и сила характера отличают молодых героинь комедий. Особенно прелестны шекспировские девушки,  преданные в любви,  стойкие в жизненной борьбе, тонкие в чувствах и остроумные в беседах. В целом ряде пьес Шекспир изображает женщин стоящими выше мужчин  -  их мужей или возлюбленных. Превосходство Елены в  комедии  “Конец - делу венец” над графом Бертрамом очевиден. В “Двенадцатой ночи” Виола бесконечно живее и привлекательнее, чем ее избранник. Самый положительный образ Порции из “Венецианского купца,” которая при известии об  опасности,  грозящей  Антонио,  без ведома своего мужа спешит в Венецию,  переодевается адвокатом и произносит  свою знаменитую речь на суде. В то время как все друзья Антонио не знают,  что предпринять, ей одной удается его спасти. Если взять все пьесы Шекспира в целом, то  окажется,  что его женские образы по своему  разнообразию  и содержательности  нисколько не  уступают мужским. Он показывает  своими  правдивыми,  художественными образами,  что женщина, по своему уму, одаренности, силе воли,  по  всему богатству своей душевной жизни нисколько не уступает мужчине.  Дамы представляли собой настоящий цветник, блиставший не только высокой культурой и изящными манерами, но и большой образованностью. Шекспиру было откуда брать модели для многих своих героинь. Они кружили головы кавалерам весело и беззаботно [ Дживилегов, 1991, с. 45].  Женщина шекспировских комедий - олицетворение чистой поэзии. Это существо нравственно в высшей степени простое, непосредственное, чуждое высшей умственной жизни и общих вопросов. Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить и быть счастливой в столь же светлом и прочном чувстве своего возлюбленного. Вместе с тем - в вопросах, касающихся личной и семейной жизни, Шекспир проводит мысль о равноценности женщины и мужчины и о праве детей свободно  распоряжаться своей судьбой. Это очень смелые  и передовые взгляды для эпохи,  когда основная масса общества считала жену служанкой и рабой мужа,  а сыновей и дочерей - обязанными слепо и беспрекословно во всем повиноваться родителям.

 

 Перед нами чаще  всего повторяются два женских   характера. Один исполнен мечтательного   затаенного лиризма. Женщина любит   боязливо, скрытно, покорно. Она  терпеливо ждет, когда наконец  сама судьба обнаружит ее любовь, - и все так же стыдливо склонив голову, с зарумянившимся лицом, переполненная счастьем, отзывается на давно ожидаемые объятия. Это - Виола “Двенадцатая ночь”.

 

 Другие женщины  сильнее духом и страстнее  сердцем, - и таких больше у  поэта, на них преимущественно он возлагает задачу оправдывать любовь жертвами и вносить в фальшивый и жестокий мир людей естественность и гуманность. В их сердцах нежность чувства сливается с отвагой и мужеством. Елена из комедии “Конец - делу венец” любит человека, ослепленного своим происхождением. Она не питает надежды когда-либо связать его жизнь и свою. Судьба устраивает брак, но Елене отказывают в любви с презрением и негодованием. Ее энергия не уменьшается.  Героиня сама завоюет свое счастье и успеет даже просветить грубую природу своего мужа. Похожа участь Юлии “Два веронца”. Она пройдет полсвета, найдет того, кто ей изменил и своим самоотвержением и неисчерпаемым всепрощением вызовет у него раскаяние и поставит его на более достойный путь. Так же поступит и Геро “Много шума из ничего”, создающая счастье своего обидчика и гонителя. В комедии “Сон в летнюю ночь” это свойство любящей женщины - без конца прощать и снисходить - представлено даже в несколько преувеличенной, иронической форме, но в основе иронии лежит подлинный факт действительности.

 

 Истории женской любви,  сколько  бы подчас лишений  она ни  влекла, всегда похожи  одна на  другую - именно сердечностью  и  самоотвержением героинь. Они  чаще всего не в силах скрыть  своего чувства, совершенно далеки  от мысли замаскировать его  искусственной холодностью и  хитроумной игрой.  Беатриче - жестокими перепалками с Бенедиктом, слишком неосторожно выдает свое неравнодушие в комедии “Много шума из ничего”. Большинство следует примеру Джульетты, совершенно просто отвечающей на поцелуй незнакомого, но милого ей юноши, или Дездемоны, роем вздохов и прозрачными намеками отзывающейся на дивные были Отелло; и Розалинда с первой же встречи заявляет Орландо - боязливо краснея,  что он победить сумел “не одних своих врагов”. “Как вам угодно”. И после этой победы исчезает всякий страх перед внешними препятствиями. Сильвия, Гермия считают преступлением заключить союз против голоса своего сердца и, не задумываясь, идут против отцовской воли, покидают даже родной дом. И все это совершается без малейшего ущерба женственности и почти детской грации. Шекспир никогда не создает из своих героинь героев. Им часто приходится переодеваться в мужское платье, но в них продолжают трепетать женские нервы и биться женские сердца. Они, подобно Имогене, склоняются под тяжестью “жизни мужчины”. Розалинда падает в обморок при одном взгляде на кровь, Виола дрожит при виде оружия... Наивные, непосредственные, открыто и верно любящие, вечно готовые загореться благородным пламенем увлечения, героини шекспировских комедий несомненно прекраснейшие создания поэзии Возрождения. Но здесь не одна поэзия. Внося свет и счастье в судьбу отдельного человека, женщина выполняет у Шекспира и великое гуманное, и общественное значение. Она - сама правдивая и искренняя - прирожденный враг всякой фальши, всего противоестественного. Она является защитницей чувства и жизни против преднамеренного отшельничества и кабинетной чистой науки, восстанавливает права природы и гармонического развития человеческой души, разрушая легкомысленный педантизм. В “Двенадцатой ночи” она, во имя той же правды и естественности, жестоко смеется над меланхолией и разочарованием модных франтов. Они преждевременно растрачивают свои силы в заграничных приключениях и привозят домой презрение к родине. Наконец, женщина-аристократка во имя прав сердца восстает против предрассудков родного сына и считает его едва достойным служить простой, но доблестной девушке “Конец - делу венец”. Вообще по глубокому смыслу роли женщин в шекспировских комедиях могут быть поставлены рядом только с ролями шутов: и героини, и шуты одинаково представляют миросозерцание поэта.

Информация о работе Комедии Шекспира