Киевский период жизни и творчества Куприна

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:20, реферат

Краткое описание

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.

Оглавление

Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:
Киевские знакомства Куприна
Сотрудничество в периодических изданиях
1.2.1. “Русское богатство”
“Киевское слово”
“Киевлянин”
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
“Киевские типы”
“Миниатюры”
Выводы _
Список использованной литературы _

Файлы: 1 файл

Киевский период жизни и творчества А.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

Киевский период жизни и творчества А.И. Куприна   

 

Содержание 

Введение  

Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:  

  1. Киевские знакомства Куприна
    1. Сотрудничество в периодических изданиях

1.2.1.   “Русское богатство”

      1. “Киевское слово”
      2. “Киевлянин”

Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических  изданиях   _

2.1   Рассказы киевского периода  

    1. “Киевские типы”  
    2. “Миниатюры”  

Выводы   _

Список использованной литературы   _

Реферат

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ   в данной работе является киевский период жизни и творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ   является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

·          рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна

·          изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических изданиях древнего города;

·          рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа

·          проанализировать сборники “Киевские типы” и “Миниатюры”

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ   –   метод системного анализа и описательный.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА   данной работы состоит в попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего писателя.

ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ   -   школьное преподавание русской литературы, подготовка к семинарам.

КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ  ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА

Введение 

Среди выдающихся русских  писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит  Александру Ивановичу Куприну. Начав  литературную деятельность в самом  конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном  городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря  мирового съезда Ивана Ивановича  Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви  Алексеевны Куприной.

через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя  детьми переезжает в Москву, где  устраивает дочерей в закрытые учебные  заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много лет спустя в  рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский  сиротский пансион, в котором  пробыл четыре года.

По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после  этого реорганизовалась в кадетский  корпус. Здесь будущий писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе" ("Кадеты").

Осенью 1888 года Куприн поступает  в 3-е Военное Александровское  училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика  в августе 1890 года.

В это время Куприн впервые  печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор  считал не удавшимся.

Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен  на службу в 46-й пехотный Днепровский  полк.

В годы военной службы Александр  Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений  и, кроме того, несколько произведений в прозе.

Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого нужно  было уехать из провинции.

Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством  вырваться в те годы из захолустной  армейской среды было для офицера  поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой  офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в  течение года “тянет” служебную  лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в  отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев.

Я всегда восхищалась умением  Александра Ивановича Куприна так  красочно и реалистично описывать  своих героев, вкладывать глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому  я очень рада, что мне представилась  возможность глубже изучить его  жизнь. И, не смотря на то, что широкая  известность и слава придут к  нему намного позже темой своей  работы я выбрала именно Киевский (ранний) период его творчества, так  как, по-моему, как раз тогда и  формировался тот Куприн, которым  позже будут восхищаться, память о котором пронесут сквозь века.

Свои рассказы Куприн писал  легко, не задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном  таланте без большого жизненного материала долго не продержишься. В одном из своих писем он писал  о том, что, когда он вышел из полка, “самое тяжелое было то, что у  меня не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей  поры жадностью я накинулся на жизнь и на книги”. [15,9]

Живя в Киеве, так как  специальности Александр Иванович не имел, занимается журналистской  деятельностью, пробует себя в роли начинающего писателя, иногда приходится работать на заводе, грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и т.д. Благодаря этому Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший материал, основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество замечательных рассказов.

Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить одной  жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор.

Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу  Украины с передвижными цирками. [16,148]

И так постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым  человеком, как Горький, с которым  он потом подружился, как Лесков, - стал знатоком своего народа и его  описателем. Поэтому он никогда не чувствовал недостатка материала. Все  занимало его, и обо всем он 'рассказывал  живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и  всем окружающим.

Глава І. Становление Куприна  как писателя

Как я уже говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта еще находясь на службе в армии, но лишь с появлением Куприна  в Киеве начинается его формирование как профессионального писателя, все свое время он отдает литературе, которая становится для него основным источником существования. Оказавшись без средств к существованию, Куприн живет в гостинице “Днепровский порт”, о чем напишет в дальнейшем в произведении “По-семейному”, но большее время Куприн прожил у  своих друзей и знакомых: у журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея и  Михаила Каришевых. вынужден идти в  любые издания, заниматься всеми  видами газетной работы, до полицейской  хроники включительно. [4,9]

В 1894 году в солидном столичном  журнале “Русское богатство”, в  котором уже был напечатан  его юношеский “Последний дебют”, было опубликовано “Дознание”, что  стало хорошим началом для  молодого писателя. Беллетристикой “Русского  богатства” руководил В.Г. Короленко, выдающийся писатель-революционер, демократ и последовательный реалист. Его  правой рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный “Отечественными записками” и нелегальной “Народной волей”.[16,148] Обычно в “Русское богатство” и  в другие “толстые” журналы попадали авторы, имевшие предварительный  опыт работы в мелких столичных и  провинциальных изданиях, которые “заслужили”  право появиться в “большой прессе” [1,9]. Но Куприн прошел иной путь спустившись, после “Русского богатства”, в  мелкую провинциальную прессу.

С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах “Киевское  слово”, "Жизнь и искусство", а с февраля 1895 года - в газете “Киевлянин”, а также в ряде иногородних  газет: “Волынь” в Житомире, “Донская речь”, “Приазовский край” в Ростове–на-Дону, “Самарская газета”, “Донская речь”  в Новочеркасске, “Одесские новости” и проч. Он печатает в этих газетах  рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их различными псевдонимами: Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN.; криптонимами: А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и такие как  Януш, Еgo, -инъ и др. Лишь под немногими  из своих произведений этих лет ставит он полную подпись.[1,10].

Из всего напечатанного  в киевских газетах: фельетоны, рецензии, судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены  и, по словам В. Афанасьева, “представляют наибольший интерес” его рассказы.

В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны  реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки имеют  совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это  видно в рассказах армейской  тематики (“Дознание”, “Прапорщик армейский”), рассказах обличающих чиновников-взяточников  и пройдох (“Негласная ревизия”, “Просительница”). В раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому анализу (“Страшная минута”, “Ночлег”).

В серии фельетонов и очерков  Куприн дает зарисовки обитателей большого города. Источником вдохновения, для  написания этих произведений, служит изображение реальной, окружающей автора жизни с стремлением преодолеть журналистскую, газетную фотографичность. Меткость рисунка, сочность красок отличают серию “Киевские типы”, в которую  объединены эти фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и наблюдательность Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего  их заглавия. Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось, чтобы Куприн ограничивался забавными  этюдами.

Редакция газеты “Киевское  слово” в предисловии к очерку “Вор” оправдывалась, что новая  серия “Киевских типов” не будет  выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели  всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными  оказались “Студент - драгун”, “Лжесвидетель”, “Босяк”, “Вор”, “Художник”, “Доктор”, “Хайжушка”.

Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и  работа в газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью различных слоев  городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в произведениях, а  так же лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных под заголовком “Киевские типы”.

Писатель умел близко сходиться  с простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его  писательского своеобразия.

К началу ХІХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым, Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым, И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]

В Киеве А.И. Куприн тесно  общается с местными литературными  силами. Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо “быстрописателя”, приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться постоянно.

Дружба с Киселевым  оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного  и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки стала повесть “Молох”.

Позднее Куприн напишет о  М.Н. Киселеве как о “лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь”.[8,21]

В Киевских газетах под  рубриками “Из записной книжки репортера” и “Маленькая хроника” печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими зарисовками.

Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью  работал репортером, считая, что  репортерская работа – разновидность  литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и  все уметь рассказать.

Профессия журналиста благотворно  сказалась на художественном творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с  киевскими газетами и журналами  совпало с широким распространением и популярностью в те годы в  русской литературе очерков “городского  типа”. Как раз в “Русском богатстве” этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов  и до второй половины 1890-х годов.

Глава ІІ. “Киевские типы”  и “Миниатюры” 

Почти три четверти всего  написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели  свет и первые книжки Александра Ивановича – “Киевские типы” (1896 год) и “Миниатюры” (1897 год).

Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала; вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то время натурализмом, в них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно  срисована с натуры. [3,18] Этому  способствовала тщательная наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес  и внимание к маленьким, неизменным, а иногда и деклассированным , брошенным  на дно жизни людям. Уже самим  выбором объекта для зарисовок  писатель утверждает мысль о том, что каждый человек, не зависимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет право на внимание. В “Киевских типах” наряду со студентами фигурирует босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и увлеченно.

Информация о работе Киевский период жизни и творчества Куприна