Кельтский Фольклор в Ирландской Традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного доклада является интерпретирование кельтского фольклора в быту ирландской культуры. Значительно ли прорисовываются черты древних кельтов в современной ирландской общине? Почему в современном обществе ирландцев считают воинственными? Почему возрастают феминистские движения в Ирландии? Почему ярко выражено националистическое движение, идентифицирующее себя как наилучшей нацией? Вот на такие и прочие похожие вопросы я постараюсь ответить, ссылаясь на древние литературные памятники культуры.

Файлы: 1 файл

Фиолология.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Смольный  Институт Свободных Искусств и Наук 
 
 
 
 
 

      Шахиров Сердар Давлетович 
 

      Кельтский Фольклор в Ирландской Традиции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

      Целью данного доклада является интерпретирование  кельтского фольклора в быту ирландской культуры. Значительно ли прорисовываются черты древних кельтов в современной ирландской общине? Почему в современном обществе ирландцев считают воинственными? Почему возрастают феминистские движения в Ирландии? Почему ярко выражено националистическое движение, идентифицирующее себя как наилучшей нацией? Вот на такие и прочие похожие вопросы я постараюсь ответить, ссылаясь на древние литературные памятники культуры.

      Для начала, чтобы сравнивать традиции и культуру, коррелирующие с кельтским фольклором, стоит пояснить кто же такие кельты? Откуда они взялись? На самом деле кельтский народ является одним из древнейших народов Евразии. Первое упоминание об этом народе приходит от отца истории, Геродота, упомянувшего о нем в середине V века до н. э. Территория обитания кельтов простилалась от Средиземного моря до Претанских островов. Некоторые историки предполагают, что изначально кельты жили в закавказском регионе. В связи с враждебными нападениями со стороны славянских, хеттских племен, кельты были вынуждены переселиться от изначального поселения до севера Европы. Так перекочевав от южных регионов Европы до самого севера, кельты основывались в разных местах Европы, откуда и пошли галлы, галаты, белги, бреты и нынешние ирландцы. Предполагается, что кельты перебрались на Претанские острова из города Массалия, что нынче зовется Марсель. Поселились они на острове Альбион (Британия) и Иерна (Ирландия). Больше эти племена не кочевали и живут на данной территории по настоящее время. 1

      Древние предки ирландцев оставили после  себя много памятников истории, через  которые современная история  и узнает про культуру этого народа. Это летописи, саги, песни, которые, стоит отметить, были, в основном, переписаны христианскими монахами. С помощью их труда мы имеем возможность ознакомиться с фольклором кельтских народов. Но немаловажно отметить, что письменность у кельтов появилась за долго до христианизации общества. Частично героические саги были запамятованы. Однако особой важностью было знать наизусть песни, восхваляющие богов и героев, приравнявшихся к богам. Они передавались из уст в уста друидами этого народа. Невероятно, что огромные тексты удерживались в памяти дословно и передавались от одного поколения к другому.2

      Один  из выдающихся примеров ирландской мифологии является сага о похищении быка из Куальнге. Анализируя данную сагу, можно увидеть много отголосков в современной характеристике ирландцев к ней. Эта сага большей частью была написана в виде прозы, однако присутствуют некоторые стихотворные сегменты.

      История начинается короля и королевы Коннахта, Айлиля и Медб,  которые собрали огромное войско. Целью такого действия послужила наличие волшебного быка у Айлиля Финнбеннаха, и отсутствие подобного рода чуда у его жены. Медб решает заполучить равного ему по плодовитости Донна Куальнге из Куальнге. Медб практически добивается владением быка дипломатическим образом. Все проходит успешно до тех пор, пока обе стороны не напились на пиру и поссорились. Медб поднимает армию под руководством Фергуса и ведет армию на захват быка. Вся защитная армия против войска Медб была заколдована. Только единственный семнадцатилетний Кухулин мог защитить свою родину. И вот один Кухулин против всей рати войска стал одного за другим побеждать противников. Когда против него выступил Фергус, его приемный отец, Кухулин согласился сдаться ему, но при следующей встрече Фергус должен был поступить также.

      Во второй битве воины просыпаются от магии. Наступает последняя битва. Так как Фергус обещал сдаться, он держит слово и войско Медб отступает, но и уводит с собой Донна Куальнге  ксебе на родину. Дома этот бык убивает Финнбеннаха, и, бродя по просторам Ирландии тоже, умирает от истощения. Что же касается Кухулина, то он умирает от смертельных ран в последнем бою с Фердиадом, молочным его братом.

      Сага сама по себе эпическое произведение, сказание о богах и героях, которое по форме является и прозаическим и поэтическим. В этой саге главным героем является Кухулин, который и олицетворяет ирландцев. Сопоставляя современных ирландцев и Кухулина, можно точно сказать, что ирландцы храбрый народ. Храбрость ярко описывается в песне Кухулина во время битвы: 

[1] О Лаэг! Иди! Пусть поднимется рать!

Ты в  крепкой Эмайн должен всем повторять,

Что длится бой много дней подряд,

Что раны Кухулина кровоточат!

Боль  и в правом и в левом боку.

В котором  точно — сказать не могу.

Повинна в том не Фингина рука:

Меня  бы он вылечил наверняка.

Скажи Конхобару: его боец

[10] Истекает кровью, измучен вконец.

Скажи, что сам на себя не похож 

Предводитель  дружин, что был так пригож.

Пусть узнает мой властелин,

Что стада  охраняю лишь я один

И броды  все я один стерегу.

На долю свою я пенять могу.

Стекает кровь с моего копья.

От ран  жестоко страдаю я.

Не спешат мои други ринуться в бой.

[20] Верен мне только возница мой.

Слаб  одинокого рога звук.

Ему внимает  лишь близкий друг.

А ратнику  сладостен мощный зов 

Многих  и верных ему рогов.

Хороша  пословица, хоть и стара:

Из одного долена не разжечь костра.

Когда бы их было два или три,

Они дарили бы свет до зари.

Полено, если оно одно,

[30] Тлеть  и дымиться обречено.

Одиночке  победа не суждена.

Один  жернов не смелет зерна.

Одинокого воина без груда 

Может предатель сгубить всегда.

Но целое  войско не в силах 

В одиночку сгубить никакой злодей.

Взаимодоверье и дружба хранят

Даже  и самый малый отряд.

Мало  варева из одного котла,

[40] Чтоб  вся дружина сыта была.

Я один у брода, от войска вдали,

На самом  краю Великой Земли,

Враги мои — Лох и Бадб — заодно,

Как во дай Регомны предречено.

Лох бедра мои рассек,

Впилась серо-красная волчица в бок,

Хитроумный  Лох, в битве царя,

Вгрызся в печень, обратившись в угря.

Бросок  волчицы я отразил:

[50] Глаз  ей малым копьем пронзил;.

Изловчившись  в схватке смертельной, смог

Перебить  ей заднюю пару ног.

Айфе копье спустив по реке,

Лаэг  дал оружие моей руке.

Метнул  я копье из последних сил 

И сына Эмониса насмерть сразил.

Похищение Быка из Куальнге

Почему  Конхобар войной не идет

На Айлиля и Медб, покуда брод

[60] Охраняя  от них, я насмерть стою,

Изнемогая в неравном бою?!

Нужно уладам спешить сюда,

Покуда  не похищены все их стада.

Их коров  угнали Мага сыны.

Их коровы меж ними поделены.

Уладам  я верен, и клятва тверда:

Отсюда  я не уйду никогда.

Никто — ручаюсь честью бойца! — 

В одиночку не одолеет Пса Кузнеца!

[70]Но в стане Айлиля и Медб ни на миг

Не смолкает коршунов радостный клик,

А в  Маг Муиртемне от кликов тех 

Раздается плач и смолкает смех.

Знаю: Конхобар не начнет поход,

Покуда  мощной рати не соберет.

Знаю, что  скорбь его велика

Но гнев превзойдет ее наверняка!3 

      В  строках 35-36, 67-69 Кухулин показывает свою гордость, храбрость, силу. Видно, что такой ирландец не победим. Такая фигура непобедимого, но все-таки умирающего героя, который и шагу не сдвинется со своего поста и встретит смерть стоя, появилась в понятии ирландских республиканцев в начале XX века. С темой храбрости связано еще тесная связь ирландцев с Другим Миром кельтов. Смерть для них не конец, а промежуток долгой жизни в Другом Мире. И причина их храбрости заключается в картине мира, где после смерти ирландец будет продолжать жить. В сагах о героях, которые умирают, не прослеживается кончина его. У ирландцев в сказаниях обязательно должно присутствовать продолжение жизни души в другом мире, где много благ. Прекрасно описывается представление Другого Мира в саге о Бране:

«Прекрасна страна чудесная,

Облик ее любезен сердцу,

Ласков для взора вид ее,

Несравненен ее нежный туман.

Взгляни на Страну Благодатную:

Море бьет волной о берег и мечет

Драконовы камни и кристаллы;

Волоски кристаллов струятся с его гривы…

Из вечно тихого, влажного воздуха

Капли серебра падают на землю.

Белая скала у морской гряды

Получает свой жар от солнца…»4

      У ирландцев также существовал культ отрубания головы. Так как войны велись между ирландскими племенами, в любой саге всегда встречается, что врагу отрубают голову. Это почетно и оставляет жизнь человека. В саге Кухулину отрубают голову, что означает, голова его продолжит жить. Сравнивая ирландские саги со славянскими былинами, можно заметить разницу в том, что, к примеру, Илья Муромец, никогда не погибает; он бессмертен в отличии от героев ирландского фольклора, которые трагически погибают, но продолжают жить в Ином Мире. При археологических раскопках в Ирландии находили комнаты с черепами людей, которые были генетически родственны. Это подтвердило позицию того, что ирландцы веровали в духовную жизнь головы. Хорошим примером этого может служить легенда о том, как стали расти волосы на голове О'Нейла. О'Нейл пришел к кузнецу с просьбой отрастить ему волосы. Последний, отрубив голову королю, положил ее в котел и стал варить, затем вытащив голову, покрытую прекрасными светлыми волосами, приделал ее обратно к туловищу и король вновь ожил. Вот наглядный пример того, что душа живет в голове. Поэтому по традиции в старину отрубали головы уже мертвых близким, не желая разлучаться. В тот же самый момент такой ритуал показывает святость семейных связей у ирландцев.

      Ирландцы  похваляются тем, что в их жилах  течет королевская кровь. В песне Кухулина в строках 21-24 упоминаются рога. «Рога дикого быка» и пиво символизируют королевскую власть.5 Поэтому еще пиво у ирландцев заняло почетное место в культуре. В саге « Видение Энгуса» написано: «Целых семь дней продолжался королевский пир, много были выпито пива». В ирландской культуре пиво имеет лечебный характер. Это сильно укоренилось в быту современных ирландцев. В момент повального переселения ирландцев в Америку, которые вели разгульный образ жизни в США, американцы говорили про них: «Алкоголь придумал Бог, чтобы ирландцы не завоевали мир». Вот такое соотношение ирландцев к знатной крови зародило самолюбие у ирландцев. Они считают себя великой нацией, и на данный момент ярко проявляются националистические движения в Ирландии. Партия Шинн Фейн, которую допустили в парламент, является националистической партией, представляющий интересы граждан. Вот такое соотношение характера ирландского общества зеркально отражается в символике фольклора.

Информация о работе Кельтский Фольклор в Ирландской Традиции