История создания романа и значение символики цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

В своей работе я остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цветопись – понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих сфер человеческого общества.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

Грани между  этими противоположными понятиями  зачастую размыты, противоречивы: страшна  в справедливом гневе Маргарита, крушащая квартиры литераторов и  напугавшая мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее; Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает  добрые и благородные поступки, помогая  влюбленным обрести друг друга и  предрекая роману Мастера долгую и счастливую судьбу.

  1. Цветовое «оформление» романа «Мастер и Маргарита»

Для того чтобы читатель лучше воспринимал  произведение, лучше понимал и  ощущал настроение текста, Булгаков, как  и многие другие писатели, использует художественную деталь, одной из составных  частей которой является цветовое «оформление».

Цветопись - концепция, в которой нашла свое логическое завершение собственная теория цвета.

Цветопись - это абсолютизирование цвета, его внутренней энергетики и светоносности, а также нейтральность форм, равнозначная их отсутствию. На холсте остаются пустые формы, подобные геометрическим фигурам или знакам, символам. Единственное, что наполняет их - это сияющие цвета, которые становятся не только смыслом предметов-форм, но и всей картины в целом. Это согласуется с характерным стремлением сделать произведение не только изображением, но и самодостаточной вещью, «особой предметной реалией».

Цвета в  своём применении универсальны: они  могут сообщать читателю и некоторые  мысли, и передавать настроение, ощущения. Если говорить о романе «Мастер и  Маргарита», то в нём встречаются  синий, жёлтый, золотой, серый, зелёный  цвета, но чаще всего – чёрный и  белый.

Даже  из количественного соотношения  можно сделать вывод, что основная проблема, причём существующая не, только сегодня, но и во все времена, –  проблема борьбы добра и зла, света  и тьмы. Остальное же – всего-навсего  небольшие трудности, не сравнимые по своему масштабу с вечной войной. Однако это не единственная мысль автора, переданная при помощи цветов, некоторые из которых мы сейчас рассмотрим.

Необходимо  помнить, что любой цвет обладает амбивалентностью, то есть в определенной ситуации может приобретать значение, противоположное общепринятому.

    1. Желтый цвет

Желтый  цвет олицетворяет беспорядочный, хаотический  выброс энергии (в противоположность  красному, который бьет в одну точку). Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и пр.

С другой стороны, в сочетании с красным  желтый дает оранжевый – цвет радости (легкомыслие и агрессивность  взаимно уравновешивают друг друга).

Жёлтый  символизирует солнце, тепло, с одной  стороны, и тревогу, ложь – с другой. Но если говорить конкретно о романе «Мастер и Маргарита», то Булгаков в основном употребляет данный цвет во втором значении. Это подтверждается многими примерами. Так, перед встречей с Воландом, абрикосовая вода, которую купили Иван Николаевич и Берлиоз, «дала обильную жёлтую пену», предвещая неприятности, довольно-таки крупные по своим масштабам. Когда пропал финансовый директор театра Варьете Римский, в кабинет вбежала собака, «оскалив чудовищные желтоватые клыки», что символизировало то, что далеко не все беды позади и предстоят ещё немалые трудности, причём не только в связи с поиском пропавших сотрудников театра. Стоит также упомянуть некоторых посетителей Грибоедова прямо перед получением известия о смерти Берлиоза и появлением в нём Воланда: «Заплясал Жуколов-романист с какой-то киноактрисой в жёлтом платье», «Бескудников… показал его соседу, поэту Двубратскому,… болтающему ногами, обутыми в жёлтые туфли».

Достаточно  часто встречается жёлтый цвет и  в повествовании о Понтии Пилате («Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив  жёлтые зубы», «…на желтоватом его  бледном лице выразился ужас», «краска  выступила на желтоватых щеках Пилата»), когда он пытался выяснить степень  виновности Га-Ноцри и то, правомерно ли обвинение. В данном случае цвет способствует пониманию того, что Иешуа не будет оправдан ни Пилатом, ни первосвященником, решившим в честь Пасхи помиловать Вар-равана, убившего стража.

Однако  иногда жёлтый символизирует не что иное, как душевную теплоту. Наиболее чётко этот смысл проявляется в следующей цитате: «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомства Мастера с Маргаритой, чьё очарование и привлекло писателя. Знак тем самым стал символом приходящей любви, разгоревшейся между двумя людьми, которые сумеют преодолеть многие трудности и остаться вместе. Но «жёлтая грязная стена», встретившаяся Мастеру, когда Маргарита внезапно спросила его, что он думает о цветах в её руке, предвещала уже не беззаботное счастье, не омрачённое никакими неприятностями, а наоборот, многочисленные препятствия на их пути к воссоединению. Что касается жёлтого цвета самих цветов, то он в данном случае имеет сразу два значения: с одной стороны, он символизирует искренние чувства Маргариты по отношению к создателю романа о Понтии Пилате, с другой – тревогу, возможные несчастья. [14; С. 38]

Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С  одной стороны, это теплый красно-золотой  желтый цвет жизни. С другой, это  холодный и резкий, или же блеклый  и грязный желтый цвет болезни  и смерти.

Первичный опыт переживания желтого  цвета жизни связан, по Обухову, прежде всего, с переживанием солнечного света  и, тем самым, - света вообще. Изо  дня в день с каждым восходом солнца из темноты ночи вновь возрождаются все цвета. Блестящий, сверкающий желтый цвет переживается, когда свет играет в облаках или отражается в  воде. Когда солнце появляется из-за облаков, в то же мгновение становится теплее. Таким образом, действие желто-золотых  лучей солнца неизменно связано  с теплом, просветлением, распространением чего-то приятного. С распространением света и просветлением связана  символика золотого желтого цвета. С солнечной символикой желтого  цвета связано также воздействие  солнечного света на землю, вегетацию  и плодородие. Весна начинается с  изобилия желтых цветов: желтых звезд  мать-и-мачехи, желтых нарциссов, тюльпанов, крокусов, первоцветов (примулы). В германской мифологии эти цветы посвящались  богине весны Фрейе.

Ш. Фрелинг и Х. Ауэр описывают действие желтого цвета как «возбуждающее и освежающее», а Ф. Виррен как исполненное бодрого, веселого, светлого, жизненного начала. Очевидно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета, поскольку он символизирует стремление к человеку, к интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужденности в общении. Он разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. Именно это значение желтого цвета важно нам для понимания образа Маргариты. Героиня Булгакова устала от своей серой жизни, и ищет своего Мастера, для этого она взяла в руки букет этих желтых цветов. Но, с другой стороны, эти цветы «тревожные». Рассмотрим негативное значение желтого цвета.

Негативный диапазон значений желтого  цвета связан с холодным резким оттенком, «кричащим», «колющим», «гниющим», грязным, вызывая ассоциации болезни и  смерти. [14; С. 58]

С желтым цветом непосредственно связаны  заболевания пожелтения кожи - желтуха, болезни почек, недомогания, отравления. В античной характерологии с преобладанием  желтой желчи связывался холерический темперамент. В переносном смысле, желтый цвет связывают с обманом, отравлением, болезненным началом, лживостью, завистью и ложью («желтая пресса»). С желтым цветом связывают такие психические  заболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую  больницу, «сумасшедший дом», называют «желтым домом».

Действительно в живописи страдающих психозами, шизофренией (например, Ван  Гога) и эпилепсией некоторых художников преобладает желтый цвет. Аура, которая переживается эпилептиками перед припадками, отдаленно напоминает золотую ауру просветленных, святых, которая в христианской живописи изображается золотым нимбом.

У некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов  желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Таким  образом, желтые цветы Маргариты, которые  она выбрасывает - символ того пошлого  и грязного мира, который ее окружает. И на ее цветы может обратить внимание лишь тот, кто тоже понимает уродство окружающего.

2.2 Золотой цвет

Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего  или могущественного, и роман  «Мастер и Маргарита» подтверждает эту теорию. Действительно, в романе золотой цвет применятся лишь по отношению  к по-настоящему выдающимся личностям, обладающим большой властью и  могуществом. Именно по этой причине, мы думаем, Булгаков описал окружающее Пилата пространство (например, «золотой потолок»), используя этот цвет, а не какой-либо другой. Говорящим является и прозвище прокуратора «Пилат Понтийский, всадник  Золотое копьё», означающее могущество Пилата, а если учесть, что прокуратор иногда сам называл себя так, то можно  сделать вывод и о его уверенности  в своих силах, в подвластности  ему мира.

Можно говорить и о величии Иешуа, не смотря на то, что он выглядел как простой бродяга. Его избранность, могущество и правдивость его речей читатель осознаёт, обратив внимание на одну деталь: во время допроса Пилату вместо головы Га-Ноцри померещилась другая голова, на которой был золотой венец, что также означало уважение прокуратора, проявленное по отношению к Иешуа. К тому же, символическое значение имеет сам венец, означающий победу. В данном случае роль «золотого венца» в описании героя заключается в том, что он помогает понять одну немаловажную вещь: Иешуа в итоге останется победителем. Действительно, когда читатель осознаёт, кто есть на самом деле Иешуа Га-Ноцри, всё встаёт на свои места, и простое видение Пилата не оказывается случайным. Однако есть и другая трактовка, и в соответствии с ней голова с золотым венцом принадлежит правителю, против которого прокуратор не может пойти даже для спасения мудреца-безумца, не желавшего отказываться от своих слов.

Зачастую  золотой цвет употребляется и  при описании Воланда. Вспомните его золотые часы, которые появляются в повествовании, когда он нанёс визит Степану Лиходееву; портсигар и коронки на зубах с правой стороны. Скорее всего, Булгаков делает это с той целью, чтобы показать то, что злом пропиталась каждая, даже самая незначительная, деталь человеческой жизни. Золотые часы символизируют вечность борьбы добра и зла, и пока время идёт, свет и тьма будут противостоять. Цвет, который мы сейчас рассматриваем, означает также силу и могущество самого Воланда, а также огромные возможности его свиты, примером чему может послужить золотая баночка с волшебным кремом, который принёс Азазелло Маргарите.

Таким образом, золотой цвет имеет одно основное значение, заключающееся в могуществе и величии.

2.3 Зеленый цвет

Большое значение в романе для понимания  текста имеет употребление зелёного цвета в описании природы, а также  внешности героев. Попробуем рассмотреть, для чего это делает писатель и  что описание, содержащее этот цвет, помогает понять читателю. Итак, приступим.

Зеленый цвет – воплощение покоя. Но если синий  представляет самоуглубление, философичность, интеллектуализм, то зеленый – олицетворение  покоя бездумного. Лежит себе корова и бесконечно долго пережевывает охапку травы.

Для начала необходимо отметить, что в символике  зелёный олицетворяет, с одной  стороны, жизнь, надежду, молодость, с  другой – колдовство, злые силы (корень в слове «зелье» такой же, как  и в слове «зелёный»). Если говорить конкретно о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», то основное значение данного цвета заключается в большинстве случаев в близости гибели героя (не обязательно физической), хотя есть и некоторые исключения. В доказательство этому можно привести множество примеров. Перед первым появлением Воланда в повествовании автор приводит описание одних из главных персонажей – Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Николаевича Понырева (Бездомный). Одновременно писатель упоминает о том, что эти герои, «попав в тень чуть зеленеющих лип», «бросились к пёстро раскрашенной будочке».

Стоило  ли упоминать столь незначительную, на первый взгляд, деталь, обращая внимание читателя на липы? Наверное, стоило, поскольку  это описание передаёт читателю некоторые  важные сведения.

Во-первых, в данном случае зелень представляет собой тревожный знак, особенно если учесть слова о «странности этого  страшного майского вечера» и  упоминание того, что «во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного живого человека». Исходя из текста, можно сделать  вывод о предстоящем несчастье, которое непременно должно случиться  и которого нельзя избежать.

Во-вторых, зелёный цвет символизирует присутствие  злых колдовских сил, и это предположение  оправдывается, когда перед нами предстаёт Воланд, умевший предсказывать будущее, знавший всё прошлое, немного странный в настоящем. Наверное, автор обращает внимание на то, что левый глаз, «зелёный, у него совершенно безумен», с целью показать читателю правдивость его слов о том, что он – специалист по чёрной магии.

Как мы видим, в тексте зелёный цвет очень  часто сопровождает появление Воланда, как и чёрный. И отсюда можно предположить, что значение этого цвета в этом случае заключается не в приобретении надежды и новой, лучшей жизни, а в колдовстве, магии, которую успешно применяет и сам Воланд, и его свита в лице Фагота, Бегемота и Азазелло.

Информация о работе История создания романа и значение символики цвета