История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Героем исторических хроник Островского  является народ, страдающий, ищущий правды, боящийся впасть в «грех» и ложь, отстаивающий свои интересы и свою национальную независимость, воюющий  и бунтующий, жертвующий своим имуществом ради общих интересов.

В преддверии 60-х годов в творчестве Островского появилась новая  тема, усилившая драматическую напряженность  его пьес и изменившая самую мотивировку  действия в них. Это тема страсти. Так, в драме «Гроза» Островский сделал центральным персонажем носителя цельного характера, личность глубоко  чувствующую, способную достигать  трагических высот в своем  эмоциональном отклике на ложь, несправедливость, унижение человеческого достоинства, обман в любви.

В начале 70-х годов он создает  драматическую сказку «Снегурочка» (1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти  на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими  и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, мифологии — создать драму  на реконструированных сюжетах древнего славянского эпоса.

Острую потребность расширить  картину жизни общества, обновить «набор» современных типов и  драматических ситуаций Островский испытал с начала 70-х годов, когда  изменилась сама пореформенная действительность. В это время в творчестве драматурга наметилась тенденция к усложнению структуры пьес и психологической  характеристики героев. До того герои  в произведениях Островского  отличались цельностью, он предпочитал  прочно сложившиеся характеры людей, убеждения которых соответствовали  их социальной практике. В 70—80-е годы подобные лица сменяются в его  произведениях противоречивыми, сложными натурами, испытывающими разнородные  влияния, подчас искажающими их внутренний облик. В ходе изображенных в пьесе  событий они меняют взгляды, разочаровываются в своих идеалах и надеждах. Островский с глубоким сочувствием  рисует подлинных носителей идеи просвещения и человечности. Но и  этих любимых своих героев в поздних  пьесах он зачастую выводит в двойственном освещении. Главное место в поздних  пьесах Островского занимает образ  женщины, причем если прежде она изображалась как жертва семейной тирании или  социального неравенства, то теперь это личность, предъявляющая обществу свои требования, но разделяющая его  заблуждения и несущая свою долю ответственности за состояние общественных нравов.

В лучшей драме писателя этого периода  «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности.

В поздних пьесах Островского постепенно исчезают комедийные краски, помогавшие воссоздать отделенные друг от друга  социальные сферы, быт разных сословий, отличающихся своим жизненным укладом  и складом речи. Богатое купечество, промышленники и представители  торгового капитала, дворяне-землевладельцы и влиятельные чиновники составляют единое общество в конце XIX в. Отмечая это, Островский в то же время видит рост демократической интеллигенции, которая представлена в его последних произведениях уже не в виде одиноких мечтателей-чудаков, а как определенная сложившаяся среда со своим укладом трудовой жизни, своими идеалами и интересами. Нравственному влиянию представителей этой среды на общество Островский придавал большое значение. Служение искусству, науке, просвещению он считал высокой миссией интеллигенции.

Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам  и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии  с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным  решением прямолинейно поставленных злободневных проблем.

Сюжетами, характерными для Островского, считается жизнь ровная, гладкая, обыкновенная, какой она на самом  деле и является . Сам Островский не раз утверждал, что простота и  жизненность сюжета — величайшее достоинство всякого литературного  произведения.

Многие комедии Островского  рисуют тягостные драматические  положения: бедность и общественное презрение к ней, неосуществимость мечты о честной жизни и  чистых отношениях в любви и семье. Из этих «безвыходных» положений  Островский открывает нередко своим  героям неожиданный случайный выход, утверждая таким способом уверенность  в том, что гнетущие социальные обстоятельства не всесильны, что доброта и взаимное доверие способны преодолеть преграды, разделяющие людей, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и ее нужно  любить. Рисуя общество новой эпохи, Островский отмечает, что изменились не только социальные коллизии и характеры  людей, но и формы их общения. Непосредственность, грубоватая искренность старшего поколения  купцов, мещан и даже чиновников 50-х годов сменяется в 70-е годы сдержанностью, замкнутостью. Откровенные  признания, эмоциональные объяснения героев уступают место намекам, ироническим  иносказаниям, речевым штампам, призванным не столько передать мысли и чувства  говорящего, сколько скрыть их. Творчество Островского в целом по своим  принципам и эстетическим особенностям представляет собой звено, соединяющее  старую традицию драматургии, классические, идущие от эпохи Возрождения формы этого литературного вида с новой эпохой развития драмы, одним из выдающихся представителей которой стал Чехов.

Понимание драматизма жизни, которое  выразил Островский, его представление  о драматическом конфликте как  форме борьбы личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о  речи персонажа как важнейшем  элементе драматического действия, сложное  соотношение стихий комического  и трагического — все эти особенности  его произведений готовили возможность  революционного переосмысления законов  драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в.

Являясь признанным главой русской  драматической школы, Островский способствовал  тому, что драматургия заняла одно из ведущих мест в системе жанров и родов реалистической литературы. Его творчество не только обогатило  драматургию эпохи, но и побуждало  писателей к соревнованию, к тому, чтобы выразить свое видение драматизма современной жизни и противопоставить его прочно утвердившейся на сцене  художественной системе Островского.

Вершиной русской драматургии  является творчество Александра Николаевича  Островского (1823—1886). Первая «большая»  комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» (1850) дала отчетливое представление  о новом самобытном театре, театре Островского.

Островский с первых шагов своего литературного пути проявлял полную независимость в интерпретации  современных коллизий. Мотивы, которые  Гоголь трактовал как второстепенные, уже в ранних произведениях Островского  становятся центральными, определяющими  действие, выходят на передний план.

В начале 50-х годов драматург  считал, что современные социальные конфликты в наибольшей степени  дают себя чувствовать в купеческой среде. Это сословие представлялось ему слоем, в котором прошлое  и настоящее общества слились  в сложное, противоречивое единство. Купечество, издавна игравшее значительную роль в экономической жизни страны, а подчас принимавшее участие  и в политических конфликтах, многими  нитями родственных и деловых  отношений связанное, с одной  стороны, с низшими слоями общества (крестьянство, мещанство), с другой — с высшими сословиями, во второй половине XIX в. меняло свой облик. Пороки, которыми поражена купеческая среда  и которые разоблачает в своих  пьесах писатель, он анализирует, вскрывая их исторические корни и предвидя их возможные проявления в будущем. Уже в названии комедии «Свои  люди — сочтемся!» выражен принцип  однородности ее героев. Угнетатели и  угнетенные в комедии не только составляют единую систему, но нередко меняются в ней местами. Точно и ярко воплощая в своих героях облик  «подмеченных у века современных  пороков и недостатков», драматург  стремится создать типы, имеющие  общечеловеческое нравственное значение. Среду, которую Островский изображал, он знал с детства. Знание купеческого быта и внимание к нему в пьесах способствовало тому, что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья». Несмотря на такой узкий кругозор, в сравнении с драматургами-предшественниками, с тем же, например, Грибоедовым, Островский смог стать первым  исключительно драматургом, первым создал русский национальный репертуар из полсотни пьес. Предшественники его ограничивались двумя-тремя, в лучшем случае.

Первая комедия Островского  сыграла особую роль и в творческой судьбе автора, и в истории русской  драматургии. Подвергнутая строгому цензурному запрету после ее опубликования  в журнале «Москвитянин» (1850), она  в течение многих лет не ставилась. Но именно эта комедия открыла  новую эпоху в понимании «законов сцены», возвестила возникновение нового явления русской культуры — театра Островского. Объективно в ней была заложена идея нового принципа сценического действия, поведения актера, новая  форма воссоздания правды жизни  на сцене и театральной зрелищности. Островский обращался прежде всего  к массовому зрителю, «свежей  публике», «для которой требуется  сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые  и сильные характеры». Непосредственная реакция демократического зрителя  служила для драматурга критерием  успеха его пьесы. Первая комедия  поразила своей новизной в большей  мере, чем последующие пьесы Островского, которые проложили себе путь на театральные  подмостки и заставили признать в Островском  «репертуарного драматурга».

Мировая комедийная традиция, которую  тщательно изучал Островский, предлагала немало образцов веселой юмористической комедии, утверждающей идеалы непосредственных, естественных чувств, молодости, смелости, демократизма, а иногда и вольнодумства. Изучал Островский и национальные традиции словесности: он хотел создать жизнеутверждающую  комедию на фольклорных мотивах  и народно-игровых традициях. Слияние  народнопоэтического, балладного и  социального сюжетов уже можно  отметить в комедии «Не в свои сани не садись».

Рядом с поэзией народных обрядов  и праздников он  видит и  проблемы, с которыми ежедневно сталкивался  трудовой народ, а также отсутствие свобод как в семье, так и в  обществе, неравенство, вызванное разницей в социальных статусах. Отмечает Островский и социально-исторические сдвиги, грозящие разрушением патриархальному укладу. В пьесе «Бедность не порок» есть критика семейных взаимоотношений, при которых  старшее поколение  требует беспрекословного повиновения  от детей:  право на непререкаемый  авторитет старших ставится под  сомнение. В качестве представителя  народного быта, его эстетики и  этики выступает молодое поколение, а в качестве защитника правоты  молодежи — старый, раскаявшийся грешник, нарушитель спокойствия в семье, промотавший капитал персонаж с  выразительным именем Любим. Этому  герою драматург «поручает» сказать слова правды недостойному главе семьи, ему он отводит роль лица, чудесным образом развязывающего все туго затянувшиеся узлы конфликтов.

Позднее противоречивые стихии, внутренний драматизм нравственного начала, народной правды Островский в ряде своих произведений воплощал в «парных» персонажах, ведущих спор, диалог или  просто «параллельно» излагающих принципы суровой морали, аскетизма и заветы народного гуманизма, милосердия. В  комедии «Лес» (1871) общечеловеческое нравственное начало доброты, творчества, фантазии, свободолюбия также предстает  в двойственном обличье: в виде высокого трагического идеала, носителем реальных, «заземленных» проявлений которого выступает провинциальный трагик Несчастливцев, и в традиционно комедийных его  формах — отрицания, пародии. Представление  о том, что сама народная мораль, сами высокие нравственные понятия  о добре являются предметом спора, что они подвижны и что, вечно  существуя, они все время обновляются, определяет коренные особенности драматургии  Островского.

Спор старого с новым, который  составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского  начала 50-х годов, получает неоднозначный  итог. Традиционные формы быта рассматриваются  как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность. Как только традиция теряет способность  реагировать на живые потребности  современных людей, так она превращается в мертвую сковывающую форму  и утрачивает собственное живое  содержание. Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой  оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или  стабилизирующего, обеспечивающего  прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт.

Столкновение  защитников традиционных форм жизни с носителями новых  устремлений, воли к свободному самовыражению, к утверждению своего, лично выработанного  и выстраданного понятия правды и нравственности составляет стержень драматического конфликта в «Грозе» (1859), драме, которая была оценена  современниками как шедевр писателя и наиболее яркое воплощение общественных настроений периода разрушения крепостных отношений.

Споры о позиции Островского, о  его отношении к патриархальному  быту, к старине и новым веяниям  в народной жизни начались в пору сотрудничества писателя в «Москвитянине» и не прекратились после того, как  Островский в 1856 г. стал постоянным сотрудником «Современника».

Сам Островский наряду с традиционными  обозначениями жанров своих пьес как «комедия» и «драма» давал  указания на своеобразие их жанровой природы: «картины из московской жизни» или «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни  захолустья». Эти подзаголовки означали, что предметом изображения является не история одного героя, а эпизод жизни целой социальной среды, которая определена исторически и территориально.

Информация о работе История русской литературы