Биография Льва Николаевича Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:22, реферат

Краткое описание

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").

Файлы: 1 файл

Курсовая по литературе.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861—1862 годах Яснополянская школа.

 

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету, закону божьему.Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения (или по крайней мере главное в этом содержании), опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячным делом.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При  выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или  другому методу. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.

Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая  учащихся к наблюдательности, Толстой  широко практиковал в Яснополянской  школе экскурсии и опыты, пользовался  таблицами и картинами (хотя предпочитал  показывать детям подлинные явления  и предметы в их естественном, натуральном  виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо  едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались  немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков». Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

«Его громадная заслуга  в том, — писала Н. К. Крупская, —  что он каждый самый, казалось бы, чисто  педагогический вопрос...ставил резко, во всей его широте. Не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя».

 

 

 

 

 

 

 

 

           Рассказы Л.Н Толстого «Для  детей и о детях»

                         Особенности, проблематика, поэтика.

Главный персонаж детских  рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Многие рассказы писателя вызывают у нас  глубокое сопереживание («Акула», «Прыжок», «Котенок» и др.). Высокого психологического накала в  этих рассказах достигает Толстой  быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в  океане мальчиками погналась акула. Выручают героев находчивость, самообладание  отца одного из мальчиков - офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной  пушки в акулу. В рассказе «Прыжок» находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи  в море, также спасает жизнь  мальчику. Не менее трогателен рассказ  «Котенок», где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак  любимого котенка. Сюжеты этих рассказов  динамичны. Одно действие быстро сменяется  другим. Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдат-кино житье» и др.). Погибла  корова, и семья голодает («Корова»). Отец - солдат, и нет работника  в семье: нужда, голод одолевают («Солдаткино житье»). Но писатель вводит в рассказы оптимистические ноты: «Возвратился солдат домой и восстановил хозяйство», « Заработала бабка 20 рублей, служа у господ нянькой, и купили корову».

Однако в подобных произведениях  не встретит протеста героев против существующего  строя. Рассказывая детям о быте крестьян, Толстой не вскрывает основных причин тяжелой жизни народа. Толстовское  «непротивление злу» пронизывает, как  видим, и некоторые его детские  рассказы. Иногда эти идеи выступают  в произведении открыто («Бог правду видит, да не скоро скажет»). Велика заслуга Толстого в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных статей писатель обращается к «описаниям», «рассуждениям», занимательным историям, живым ответам на детские вопросы «отчего?» и «как?» («Отчего потеют окна и бывает роса», «Как волки учат своих детей», «Магнит», «Черемуха» и др.). Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики, химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое, чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя прежде всего как художник, внося в нее, по выражению С. Я. Маршака, «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.).

В цикле рассказов о  Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона») автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.

Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство  его сказок носят познавательный («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже дидактический («Три подводы») или аллегорический характер («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена «Царское новое платье» (1858) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность. Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа («Микулушка Селянинович», «Вольга-богатырь», «Сухман»).

Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой  отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях  для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность  в произведениях для детей  писатель видел в содержании, а  не в изощренности и надуманности формы. В рассказе «Прыжок» подробное  описание положения мальчика, стоявшего  на рее, он заменяет короткой фразой: «Стоило  ему оступиться, и он разбился бы о палубу». В басне «Собака и повар» Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез (вспомним рассказы «Булька», «Лев и собачка»). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»).

Особое внимание обращал  он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь  преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его  выражению, «языком, которым говорит  народ и в котором есть звуки  для выражения всего, что только может делать поэт». Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари.

При выборе источников и  создании своих собственных рассказов  Толстой неизменно исходил из того, чтобы сюжет их был прост, но занимателен и чтобы они  представляли поучительный или познавательный интерес. В высшей степени характерно, что использованы были, главным образом, произведения древнегреческой литературы (образцы которой Толстой с  таким восторгом перечитывал  в это время в подлинниках, специально изучив для этой цели греческий  язык) и устного поэтического творчества разных народов. Здесь нашел писатель источник «истинно прекрасного и простого прекрасного». Примечательно и то, что в основу некоторых рассказов («Солдаткино житье», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза» и др.) положены сочинения учеников Яснополянской школы, о которых с таким восхищением отзывался Толстой раньше в статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?». Сопоставляя теперь источники с текстами Толстого, легко убедиться, что всякий раз, заимствуя контуры сюжета, Толстой создавал свой рассказ, свою басню, свою быль, свою сказку, свою былину. «Русские книги для чтения», при многообразии их содержания, поражают своим стилевым единством. При этом рассказы для детского чтения явились трудной даже для Толстого школой освоения нового художественного стиля. Это была огромная лаборатория, в которой всякий художественный материал, переплавляясь, приобретал качества, усвоенные Толстым из народной поэзии и народной жизни. Эти качества: «определенное, ясное и красивое и умеренное»— он стал теперь считать обязательными для искусства вообще.

В детских рассказах воплотил Толстой овладевшие им в начале 70-х  годов мечты о произведении «чистом, изящном, где не было бы ничего лишнего, как вся древняя греческая  литература, как греческое искусство» .Писательская взыскательность к своему труду, вообще в высшей степени свойственная Толстому, в процессе работы над детскими рассказами привела к тщательному обдумыванию и взвешиванию буквально каждого слова. Получив в 1876 году письмо детского писателя Е. В. Львова с высокий оценкой рассказов, помещенных в «Русских книгах для чтения», Толстой отвечал, что эти рассказы и басни «есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделыван по 10 раз» и стоил ему «большего труда, чем какое бы ни было» из его писаний. Главная трудность, по словам Толстого, состояла в том, чтобы «было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого». В том же письме он с законной гордостью заявлял: «...я знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним... я и любовью и трудом приобрел это знание» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

                      Поэтика малой прозы для детей.

Высокое достоинство рассказов  — в их простом, сжатом, строгом, чеканном слоге. Говорить художественно  и в то же время лаконично, просто — большое искусство, и замечательные  образцы именно этого искусства  дал Толстой в своих рассказах для детей. Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы.

Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем  художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт»

Для рассказов характерен стиль устной речи: отсутствие описательных элементов, упрощённый синтаксис с короткими периодами, намеренное  использование сказуемого перед подлежащим, предельный лаконизм повествования, использование просторечной лексики.

 

 

 


Информация о работе Биография Льва Николаевича Толстого