Биография и лирика Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, доклад

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна. Родился Есенин 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончил сельское училище, а затем школу в Спас-Клепиках. В 1912 году приехал в Москву и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.

Файлы: 1 файл

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь.docx

— 56.01 Кб (Скачать)

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна. Родился Есенин 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончил сельское училище, а затем школу в Спас-Клепиках. В 1912 году приехал в Москву и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.

В 1915 году происходит его встреча  с А.Блоком. "С него и началась моя литературная дорога", с благодарностью будет потом вспоминать поэт. В  Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом Н. Клюевым, а затем с М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус  и др.

Его стремительное появление в  литературе сравнивали с чудом, с  внезапным явлением кометы. "Всеобщее призвание свершилось буквально  в какие-нибудь несколько недель", - вспоминал Р.Ивнев.

К вершинам мировой поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. "Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали  его надежной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. Здесь "по заре и по звездам" он школу проходил, и мыслил, и читал..." по библии ветров", здесь подружился он, на всю жизнь", с " зеленокосой ", "в юбчонке белой" березой  и старым кленом "на одной ноге", здесь началось пробуждение его  творческих дум, и он написал свои первые стихи:

Там, где капустные грядки Красной  водой поливает восход клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. Юному поэту тогда едва исполнилось 15 лет. Мог ли кто-либо представить в то время, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России. Мир народно - поэтических образов окружал Есенина с первых дней жизни: Родился я с песнями в травяном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.

И костер зори, и плеск волны, и  серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер, вся красота родного края с годами отлилась в стихи полные любви к русской земле:

О Русь-малиновое поле

И синь упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина.

От проникновенных стихов о стране "березового ситца", шири ее степных  раздолий, синих озер, шуме зеленых  дубрав до тревожных раздумий о судьбах  России в "суровые грозные годы" каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согретые чувством безграничной любви:

Но более всего Любовь к родному  краю

Меня томила, Мучила и жгла.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это  отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные  строфы. В эти годы поэт входит в  литературную группу имажинистов 1921 - 1923 гг. характеризуются двойственным отношением Есенина к советской  действительности. В 1922 - 1923 гг., женившись  на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт совершил длительное путешествие в Европу и США. Впечатление от этой поездки нашло очень яркое отражение в письме Есенина своим близким: "Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В странной моде доллар, на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под "смердяковщину". 1924 - 1925 гг. - новые попытки понять Русь Советскую:

"Радуясь, свирепствую и мучась, Хорошо живется на Руси".

Итогом короткой творческой жизни  поэта стали тридцать его книг, а также подготовленное к изданию  собрание стихотворений в трех томах. В своих произведениях Есенин решает проблему личности и ее связи  с миром, отношений между человеком, обществом и природой, он создает  в стихах собственную образную концепцию  человека. Главными составляющими художественного  мира писателя являются образы земли, неба, матери, природы, родины, любимой  женщины. Природно-эстетический образный мир поэта богат и многообразен. Если в начале творческого пути "деревенская  избенка" с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и др.) - это реальная деревенская изба, то постепенно она мифологизируется, становясь "поэтическим храмом, связующим  землю и небо", а реальные части  этой избы и ее орнаментальные украшения (красный угол, потолок, матица, конек  на крыше) предстают символом связи "земной предметности" с "воздушным  миром", с мирозданием.

В данной выпускной квалификационной работе мы хотели рассмотреть эволюцию темы любви в творчестве С.Есенина. Почти все поэты всех времен и  народов всегда в своем творчестве обращаются к этой теме. Но, так эмоционально, образно и светло воспеть это  чувство, как воспел Есенин вряд ли кому удалось.

Любовь - главная тема творчества С.Есенина, она проходит красной нитью через  все его произведения. Это всеобъемлющая  тема.

Актуальность данной работы заключается  в необходимости современного исследования с позиции нового типа научного знания и мышления проблем становления эволюции темы любви в творчестве С. Есенина.

Анализ конкретного литературного  материала и критическое осмысление соответствующих ему литературоведческих  положений позволяет сделать  вывод о том, что тема любви  в творчестве поэта наиболее полно  раскрыта в трех основных аспектах: любовь к природе, любовь к Родине, любовь к женщине. В данной работе мы рассмотрим эволюцию темы любви на примере раннего и зрелого творчества С.Есенина.

В русской литературе конца XX - начале XXI века произошли глобальные изменения, определившие эволюцию философских, этических  и эстетических систем. Историко-эстетический процесс этого периода отражает не только переломную эпоху в развитии страны, но и изменения в сознании человека. Писатели и поэты создают  новые произведения, которые не только отражают происходящие в обществе перемены, но и вбирают в себя весь спектр духовно-философских проблем. Также  пересматривается творчество поэтом и  писателей, творивших в начале XX века и уже получивших свою оценку. В этом смысле актуализируется и  творчество С.Есенина, рассмотрение закономерностей  развития его художественного мира и то, что в нем отражены основные противоречия литературного процесса начала XX века.

Предметом, исследования является творчество С. Есенина, его стихи о природе, о Родине, о женщинах.

Исходя из сказанного, цель данной работы видим в рассмотрении эволюции воспроизведения темы любви в  поэзии С. Есенина. Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:

- раскрытие нравственной и психологической  сути человека, героя поэзии С.Есенина;

- выявление этических и эстетических  категорий, которыми руководствуется  поэт при изображении своего  героя;

- рассмотреть своеобразие художественного  психологизма, проявление характеров  героев;

- определить какими художественными  средствами пользуется поэт в  создании своих образов.

Структура и содержание работы обусловлены  целью и задачами исследования, состоянием изученности проблемы на данном этапе  развития литературоведческой науки. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы(18 наименований).

Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место С. Есенина в  русской литературе xx века, определена степень изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования.

Глава 1. "Концепт любви в лирике Сергея Есенина". Глава состоит  из двух параграфов. Здесь рассматривается  начало творческого пути поэта, его  любовь к родной природе.

1. " Но более всего любовь  к родному краю меня томила, мучила и жгла" В этом параграфе  исследуется как любовь к природе перерастает в более сильное, значимое чувство-чувство любви к Родине.

Глава 2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике С.Есенина. Глава состоит  из 4-х параграфов, каждый из которых  посвящен определенному лицу, увлечению, большому чувству С.Есенина.

1. "Девушка в белой накидке" (Анна Сардановская);

2. "За то, что девушкой наивной  предстала ты мне на пути  моем" (Зинаида Николаевна Райх);

3. "Я искал в этой женщине  счастья" (Айседора Дункан);

4. "Шаганэ, ты моя Шаганэ".

В заключении подводятся выводы.

Список использованной литературы насчитывает 18 наименований.

2. Основная часть.

Глава 1. Концепт любви в лирике С. Есенина

Картины русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов  явились первым и сильным впечатлением детства. В Константинове знали  и любили русскую песню, много  пели и в семье Есениных. Песня  заставляла грустить и радоваться, утешала и согревала в трудные  минуты жизни. Впоследствии, обращаясь  к сестре Шуре, Есенин писал:

Ты запой мне ту песнь, что  прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Любовь к песне и родной природе  поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской  песне:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

У Есенина был свой поэтический  мир. Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской  непосредственностью, в них звучало  изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских  лет. В стихотворениях Есенина воспета  и песенная "белая березка", и русская снежная зима, которая "поет и аукает стозвоном сосняка", и отливающая перламутром крапива, "поздравляющая" всех с добрым утром.

1."О Русь - малиновое поле

И синь упавшая в реку-

Люблю до радости ,до боли

Твою озерную тоску"

Основное место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской  природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

Пейзаж Есенина - не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение  цветовых мазков и пятен - это всегда нравственный итог, исповедь, восторг, покаяние, наставление, завещание.

Уже в ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство  грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что  произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии  он может создать неповторимую картину  природы, соотнести ее с жизнью человека:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: "плачет иволга", "плачут глухари", а герою "не плачется", у него "на душе светло".

Многие стихотворения связаны  с народной поэзией, с обрядовой  лирикой и народными песнями:

Под венком лесной ромашки 

Я строгал, чинил челны,

Уронил кольцо милашки

В струи пенистой волны.

В таких стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: "кольцо милашки", "лиходейная разлука", "коварная свекровь", "темна ноченька", "березка-свечка", "девичья красота", "шелковы купыри" и т.д. Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, где "пахнет рыхлыми драченами", "вьется сажа над заслонкою", "квохчут куры беспокойные", а "обедню стройную запевают петухи" ("В хате", 1914).

Особое место занимают стихи  о животных, о которых Есенин писал  с такой любовью, как мало кто  из русских поэтов. Трогательно он пишет о корове - кормилице крестьянской семьи, у которой "выпали зубы" и "свиток годов на рогах". Пишет  Есенин о собаке, у которой "хозяин хмурый" утопил семерых щенят ("Песнь  о собаке").

Есенин выступает художником, сумевшим создать и эпические произведения с широким охватом действительности. В ряде стихотворений поэт рисует картины тяжелой жизни родного  края. С чувством сожаления и горькой  любви он пишет:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Здесь и "избы избоченились", и  крыши "под соломой-ризою", а "в  окна бьют без промаха вороны крылом".

Через ранее творчество Есенина  проходит тема любви к Родине, народу, родному рязанскому краю:

Край любимый! Сердцу снится

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленых твоих стозвонных.

В дооктябрьском творчестве С. Есенина  отчетливо выразились традиции русской  классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом. Полноту  человеческих чувств поэт воплощал в  ярких, конкретных реалистических образах. Для него

Для него был характерен обостренный  интерес к красоте родной природы, "ко всему живому на земле". В  послеоктябрьский период продолжается совершенствование мастерства Есенина - лирика. Как и в раннем творчестве, его лирические стихи говорят  о страстной влюбленности в Родину , ее природу. Для передачи этих чувств поэт находит новые слова и новые поэтические образы. Родной край уже не отличается кротостью и богомольным смирением - Русь вздыблена происшедшими событиями и трудно теперь найти прежний отчий дом:

Информация о работе Биография и лирика Есенина