Бальзак - Достоевский, что общего?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:49, реферат

Краткое описание

Франция является одной из самых любимых стран у граждан России. В истории Франции и России немало параллелей, наверное, поэтому французская культура и представляет для русских такой интерес. Среди французов тоже встречаются те, кто неравнодушен к России и к её главному боС Францией Россию связывают давние, пусть и непростые отношения. Недаром, французский язык был какое-то время официальным языком столичного «света», и даже война 1812 года не смогла этого изменить. В Петербурге всегда жило множество французов, французская диаспора оставила свой яркий след в его облике. Со времен Петра I и основания Санкт-Петербурга на невских берегах и вплоть до революции 1917 года, французские архитекторы, художники, ученые, строители, инженеры, промышленники, банкиры принимали активное участие в создании Северной столицы, способствовали ее развитию и процветанию. гатству – великому и могучему русскому языку.

Файлы: 1 файл

реферат мировая.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Бурятский  Государственный Университет

Педагогический  институт

 

 

 

 

 

Кафедра__________________________________________________________

 

Зачётная книжка №710062

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

По дисциплине: Мировая литература

 

На тему:

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 07200з

Специальность ДПП заочное  отделение

Антонова Е.В.

Проверила: Шагдарова  Д.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013г.

 

Введение

Франция является одной из самых любимых стран у граждан России. В истории Франции и России немало параллелей, наверное, поэтому французская культура и представляет для русских такой интерес. Среди французов тоже встречаются те, кто неравнодушен к России и к её главному богатству – великому и могучему русскому языку.

С Францией Россию связывают давние, пусть и непростые отношения. Недаром, французский язык был какое-то время официальным языком столичного «света», и даже война 1812 года не смогла этого изменить. В Петербурге всегда жило множество французов, французская диаспора оставила свой яркий след в его облике. Со времен Петра I и основания Санкт-Петербурга на невских берегах и вплоть до революции 1917 года, французские архитекторы, художники, ученые, строители, инженеры, промышленники, банкиры принимали активное участие в создании Северной столицы, способствовали ее развитию и процветанию. 

Если посмотреть на поведение  «языковых реформаторов» в широкой  исторической ретроспективе, то настораживают  такие временные параллели... В  конце 16-го века московская элита, или  лучше сказать - «элитчики» (потому что их культурный уровень не выше, чем у лимитчиков недалёкого прошлого), увлекалась польским языком. В начале 17-го века последовало польское вторжения в Россию, захват Москвы, беспредел тушинских «воров», поляков и бандформирований. После победы русских людей под водительством Минина и Пожарского интерес к польскому языку у «элитчиков» пропал.  
 
В конце 18-го века начале 19-го новая аристократическая «элита» до самозабвения увлекалась французским, она даже стеснялась говорить по-русски. Далее, известно, последовало нашествие Наполеона, разорение России и сожжение Москвы. Только после этой трагедии «элитчики» того времени одумались и стали говорить по-русски. Однако, формализованные иностранные языки отучили «элитчиков» от системного мышления и они не смогли вынести из случившегося должного исторического урока. «Элитчики» опять стали раболепствовать перед чужеродным, увлеклись немецкой философией и немецким языком. Понадобились две Отечественные войны с немцами (1914-18 г.г. и 1941-45 г.г.), чтобы «элитные» либералы, революционные демократы, элитчики-лимитчики и марксисты потеряли интерес к немецкому языку.  
Похоже, что увлечение «элитчиками» названными языками носило патологический характер. С точки зрения защиты интересов России стране тогда, как и сегодня, нужны люди, знающие языки всех тех стран, с которыми Россия имеет какие-то отношения. Потребности же наук таковы, что должен быть круг лиц, знающих все наречия Земли. Но «элитчики», как тогда, так и сегодня об этом не догадываются. К тому же, такие языки, как древнегреческий, латинский, древнеславянский, церковно-славянский, хинди, санскрит и фарси более развиты и богаче по выразительным возможностям, чем французский, английский и немецкий язык.  
Россия за свою историю пережила около 400 войн. Польша нападала на нас не менее 4-х раз. Но из всей этой военной истории поляки помнят одну только Хатынь. Франция участвовала в войнах против России 3 раза. Германия и немецкие княжества нападали на Русь и Россию не менее 5-ти раз. Если исходить из либерального желания видеть вышеназванные параллели случайными и независимыми, то тогда вероятность истинности либерального желания будет ничтожно мала.  
Теперь «новые» элитчики и либералы с рыночной страстью обожают и изучают английский язык. Спрашивается, до каких пор? Пока англоязыкие не захватят все Россию без остатка?  
Подобные вероятностные оценки можно привести и для обоснования не случайности одновременного удара по русской духовности и русскому языку.  
Параллели, повторим, весьма условны, тем более что речь идет о разных исторических реалиях, но невольно сравниваешь схожесть судеб России и Франции, которым после довольно частых войн и революций, необходимо было выстраивать политику обновления.

Лирическое  отступление. Это интересно.

Остров-гора Мон Сен-Мишель (Франция) и остров-град Свияжск (Россия): удивительные сходства

Возможно ли, чтобы  такие далекие и разные, древние  монастырские обители Франции и  России были столь схожи интересной и насыщенной событиями историей? Попробуем провести параллели. Отметим самые знаковые точки пересечения судеб двух этих удаленных монастырей по пунктам.

Первое сходство наиболее уникально. Крепость Мон Сен-Мишель расположена во Франции, являясь ныне популярным туристическим объектом. Александр Сергеевич Пушкин (правда, несколько веков назад) подарил миру сказочный образ Острова Буяна, увидев остров Свияжск, и вдохновившись им. «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» - по легенде проделанный Пушкиным путь по Волге, который был перенесен в произведение «Сказка о царе Салтане», вместе с прототипом - остров-градом Свияжском.

Остров-гора Мон Сен-Мишель и сам замок — одна из наиболее почитаемых туристами достопримечательностей Франции. Монастырь на скале, которая поднимается прямо из пучины вод, выглядит ошеломляюще. Он поражает необычностью и сказочностью своего вида. Из известных в России древних островных городов-крепостей с ним может сравниться только Свияжск. Также соединенный дамбой с материком, как и Сен-Мишель.

Французский город на острове ведет свою историю с 709 года. Но сегодня там проживает всего 80 жителей.

Остров является гранитным  образованием, составляющим около 930 м  в диаметре. Его высота - 92 м над  уровнем моря. На вершине скалы - 80 метров, поднимаются в небо строения древнего аббатства.

Град Свияжск тоже расположен на высоком холме (за 3 км от устья р. Свияга). Название холма - «Высокая гора». Он омывается двумя реками - Свиягой и Щукой – с двух разных сторон. Находясь от Казани вверх по Волге, приблизительно в 30 км, принимающий экскурсии, Свияжск более рассчитывает на духовное паломничество, чем на обычный туризм. Обладая святынями и бесценными духовными православными артефактами, предметами искусства средних веков, он предлагает посетить свои храмы и архитектурные достопримечательности, рассредоточенные по острову.

Оба города-острова –  монастыри. Духовная история Мон-Сен-Мишеля связана с бенедиктинским аббатством, которое было построено в XI-XIV веках. Духовный Свияжск начал строиться немного позже, но имеет больше сохранившихся исторических объектов, главным из которых можно назвать Богородице-Успенский мужской монастырь (1556—1561).

Французское же островное  аббатство (более древнее и знаменитое) славится огромным количеством легенд. Одна из них гласит, что в 708 г. архиепископа Обера навестил во сне сам архангел Михаил. Он повелел епископу посвятить ему эту, почти охваченную морем, скалу. Боясь, что стал жертвой собственного воображения, Обер долго игнорировал видение. Архангел, в качестве доказательства достоверности сна, проделал много чудес, не все из которых были благоприятны для недоверчивого архиепископа. Монастырь Святого Михаила, хоть и с многовековой задержкой (строительство длилось с XI по XVI в.в.), но был возведен.

Свияжск и Мон Сен-Мишель: как две легендарные крепости

Остров полон и других удивительных историй, которые характеризуют его, в основном, в качестве крепости: на этом месте некогда обосновались викинги, а Вильгельм Завоеватель отсюда направлялся на Англию. Многие из королей проживали здесь. Но главное, что в период Столетней войны, в ходе утомительного противостояния Франции и Англии, Мон Сен-Мишель довелось послужить последним оплотом Франции в Нормандии, который никогда не был захвачен врагом. Не был он завоеван ни разу, даже после 30-летней осады. Среди французов этот священный остров удостоен называться самым неприступным замком в истории. Благодушно готов покориться он только восторженным туристам — его посещает сегодня более 3 млн. туристов в год — более популярными остались лишь Париж и Версаль.

Служил крепостью и  Свияжск. Сама его история начинается с того, как отступающий от Казани в 1550 году Иван Грозный выбрал на правом берегу Волги место для возведения крепости. Уже в 1551, всего за 4 недели крепость собрали из деталей, сплавленных по Волге из Углича. Срубленный как настоящий город с башнями, стенами, воротами. Заселенный по указу русскими людьми с артиллерийским подкреплением город-крепость назвался Свияжском. Став базой для русских войск во время осады Казани в 1552 г., Свияжская крепость даже превосходила в размерах обороняемой территории кремли Москвы, Новгорода и Пскова.

 Создание тюрем  в стенах монастырей Мон Сен-Мишеля  и Свияжска

В судьбах обеих древних  крепостей были и мрачные для  духовной жизни времена. В 1790 году благочестивый  монастырь Мон Сен-Мишель закрыли, превратив остров в место заключения самых опасных преступников — священный замок на целых полвека стал государственной тюрьмой. За что получил ехидной прозвище «провинциальной Бастилии». Только 1863 г., получив в качестве официальных извинений капитальную реставрацию, он вновь открыл свои Королевские двери, но теперь только для туристов.

Не менее трагичная  судьба постигла и Свияжск. Если к 1775 г. он - уездный город с особым гербом, то с установлением Советской  власти территорию бывшей Российской империи постигает разруха и страшная доля. К 1940-м г. его разграбленные и взорванные храмы, как и весь остров-град, напоминают призрак цивилизации, некогда имевший удивительную историю, теперь - переродившийся из культового места в место заключения.

Свияжская тюрьма стала местом заключения для уголовных элементов и «политически неблагонадежных» личностей. С 1920-х г. монастырскую тюрьму пополняют представители интеллигенции, писатели, врачи, учителя и т.д., явившие собой оппозицию советской власти.

Только в 1956 г., наконец, Свияжск официально был объявлен памятником российской истории и культуры, а с 1997 г. также и передан Казанской епархии. Сегодня он - один из основных центров высокой экскурсионной активности и туристических маршрутов. На остров-граде проводятся уникальные реставрационные работы (этого требует наличие исторических памятников общероссийского и мирового значения). Все делается для увлекательного и познавательного отдыха, комфорта туристов.  

Рациональных, логических объяснений такой взаимной любви между Россией и Францией нет. На самом деле нет более непохожих народов, чем французский и российский. Французы — картезианцы, люди рационального склада ума, а русские, напротив, скорее склонны к эмоционально-идеалистическому восприятию мира. При этом в истории взаимоотношений между Францией и Россией происходили удивительные вещи: после войны 1812 года не было отторжения между народами — как не было его и после Крымской кампании, и после других военных и прочих конфликтов вплоть до XX века. Образно говоря, воевали с Наполеоном, но не с французами. Ни в народах, ни даже во власти не накопилось каких-то взаимных обид, негативной памяти. Во время Крымской кампании, например, против нас воевали и французы, и англичане. Но к англичанам у нас отношение вполне рациональное и объяснимое — как к соперникам, а к французам — нет. Как это объяснить? Это совершенно феноменальная вещь: Франция существует в русском сознании независимо ни от чего. Ну где еще такое встретишь — Rue Lenine (улица Ленина) есть в семи французских городах! Они не меняют названий. Я уже не говорю про мост Александра Третьего, который открывал Николай Второй, или бульвар Сталинград. Понимаете, логического объяснения этому феномену быть не может. И прелесть именно в этом. Это совершенно особый случай с двумя народами, которые на протяжении столетий, несмотря ни на что, тянутся друг к другу. Российскому президенту устроили во Франции удивительно теплый, дружественный прием. Не забудем также, что Франция и Россия — культуроцентричные страны. И мы можем позавидовать и поучиться тому, как французы отстаивают интересы отечественной культуры.

 

Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни  Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.


 

Две вершины. Россия – Франция.

БАЛЬЗАК 
(1799—1850)

Вершина французского критического реализма - это творчество Оноре  Бальзака, крупнейшего мастера реалистического  романа на Западе.

Никто из писателей Запада ни до, ни после Бальзака не сумел дать такого всестороннего изображения буржуазного общества, так беспощадно разоблачить его, как сделал это великий автор «Человеческой комедии».

Жизнь Бальзака - необычайно яркий  пример того, какое положение занимал писатель в буржуазном обществе, превращавшем художника в своего наемного работника.

Он был честолюбив и без веских оснований добавлял к своей фамилии частицу «де», подчеркивая свою принадлежность к  дворянству. Оноре де Бальзак родился  в городе Туре в семье чиновника, выходца из крестьян. С четырех лет воспитывался в коллеже монахов-преторианцев. После переезда семьи в Париж по настоянию родителей учился в юридической школе и работал в адвокатской конторе. Быть клерком он не собирался; стал посещать лекции по литературе в Сорбонне. В 21 год написал стихотворную трагедию «Кромвель». Она, как и развлекательные романы (под псевдонимами) были очень слабы, и от них он позже отрекся. Первый успех принесли ему очерки, «социологические портреты», публиковавшиеся в газетах, а также исторический роман «Шуаны» (1889). Бальзак постоянно испытывал материальные трудности из-за неумения вести финансовые дела (а вот герои его произведений умеют проворачивать выгодные аферы!) Писатель вдохновился грандиозным замыслом: воссоздать в предельной полноте жизнь общества. Он был мыслителем, исследователем быта и нравов. «Единственная реальность — это мысль!» — считал он. Ему удалось воплотить в жизнь свою идею, создав цикл под названием «Человеческая комедия» — 97 романов и повестей («Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Блеск и нищета куртизанок», «Гобсек», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Крестьяне»...). Ему принадлежат пьесы, очерки, полные юмора «Озорные рассказы».

ДОСТОЕВСКИЙ 
(1821—1881)

В Достоевском достигает вершины русская литература, и в творчестве его выявляется этот мучительный и религиозно серьезный характер русской литературы. В Достоевском сгущается вся тьма русской жизни, русской судьбы, но в тьме этой засветил свет. Скорбный путь русской литературы, преисполненный религиозной болью, религиозным исканием, должен был привести к Достоевскому. Но в Достоевском совершается уже прорыв в иные миры, виден свет

Федор Михайлович Достоевский  родился в Москве в семье врача  московской Мариинской больницы для  бедных. Получил хорошее образование  в пансионе и в Петербургском  Главном инженерном училище. В 1834 году был зачислен в Инженерный департамент, но вскоре вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первая его повесть «Бедные люди» имела успех. С 1847 года писатель посещал кружок М.В. Петрашевского, увлекаясь идеями утопического социализма. Через год за участие в этом кружке был приговорен к смертной казни. В последние минуты казнь заменили каторгой. Через 9 лет, после каторги и службы рядовым в Семипалатинске, он вернулся в Петербург. Он создал великие произведения: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Показывая страшные потаенные бездны человеческой души, он раскрывал и величие человека, ориентируясь на высокий идеал: Иисуса Христа.

Информация о работе Бальзак - Достоевский, что общего?