Балы в доме Гэтсби как модель образа жизни общества в эпоху «Века Джаза»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 08:33, творческая работа

Краткое описание

Этот роман до сих пор волнует сердца своих читателей: он был дважды экранизировался (вторая экранизация База Лурмана, пожалуй, является одним из красивейших фильмов современности), инсценируется (поставлено уже несколько балетов по мотивом произведения, есть и драматические постановки отрывков романа) и интерпретируется иными способами (аудиокниги, перформансы, выставки и т.п.). Роман поражает удивительной красотой, сказочностью жизни, описанной в нём. Она кажется невозможной в реальном мире, но на деле является довольно условной, но вполне правдоподобной моделью образа жизни общества в эпоху века джаза, времени, которое запомнилось как один из самых ярких, самых безумных и самых насыщенных периодов мировой истории.

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа.docx

— 41.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

«Балы в доме Гэтсби как модель образа жизни общества в эпоху «Века Джаза»»

 

ученицы 11 «А» класса средней школы №218

 

Анастасии Тумановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Дианова Г. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

 

«Великий Гэтсби» - легендарный роман Фицджеральда, он считается одним из лучших произведений XX века. Этот роман занял второе место, уступив только «Улиссу» У. Джойса и обогнав «В поисках утраченного времени» Пруста в оксфордском списке «Ста главных книг столетия».

 

Этот роман до сих пор волнует сердца своих читателей: он был дважды экранизировался (вторая экранизация База Лурмана, пожалуй, является одним из красивейших фильмов современности), инсценируется (поставлено уже несколько балетов по мотивом произведения, есть и драматические постановки отрывков романа) и интерпретируется иными способами (аудиокниги, перформансы, выставки и т.п.). Роман поражает удивительной красотой, сказочностью жизни, описанной в нём. Она кажется невозможной в реальном мире, но на деле является довольно условной, но вполне правдоподобной моделью образа жизни общества в эпоху века джаза, времени, которое запомнилось как один из самых ярких, самых безумных и самых насыщенных периодов мировой истории.

 

В данной работе предпринимается попытка представить образ жизни, описанный в романе, как модель образа жизни в век джаза с точки зрения Фицджеральда.

 

Предмет исследования: роман «Великий Гэтсби», сборник рассказов «Сказки Джаза», эссе «Век Джаза» - все за авторством Фицжеральда.

 

Цель: доказать, что Гэтсби представляет собой тип героев своего времени («Века Джаза»); балы в его доме реализуют модель образа жизни общества в эту эпоху.

 

Задачи: 

 
1)Проанализировать биографию Фицджеральда, отмечая этапы творческого пути и пытаясь понять, как автор пришёл к созданию романа «Великий Гэтсби»

 
2)Выявить причины создания Фицджеральдом термина «Век джаза»

 
3)Раскрыть понятие «Век Джаза»

 
4)Найти в героях и действительности, изображенных в романе, черты эпохи «Века Джаза»

 

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

 

В первой главе приводится биография Фицджеральда, прослеживаются этапы его творчества, и происходит поиск истоков появления темы и, конкретнее, термина «век джаза».

 

Во второй главе раскрывается термин «век джаза» с исторической точки зрения и в концепции Фицджеральда

 

В третьей главе анализируется образ Гэтсби, утверждается, что он – романтический герой своего романтического времени эпохи века джаза, доказывается, что балы, устраиваемые Гэтсби, реализованы как модель образа жизни общества в данную эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I глава. Фицжеральд как человек, формирующий свой век

 

Ф. С. Фицджеральд родился в городе Сент-Поле (столица штата Миннесота). Отец Фицджеральда происходил из древнего и могущественного ирландского аристократического рода, но сам был небогатым человеком. Дед писателя по матери, Филип Фрэнси, заложил основу благосостояния семьи Фицджеральдов.  В этом противоречии (именитый род, но нет богатства) проявляется двойственность положения Скотта, обернувшаяся для восприимчивого и гордого юноши серьёзными комплексами и тяжёлыми психологическими травмами. Мотив двойственности позднее стал одним из главных в его творчестве.

 

В пятнадцать лет Скотт был отдан в католическую школу-пансион Ньюмен. Будучи одновременно и скромным, и уверенным в себе, и эмоционально неустойчивым, он сильно следил за своей внешностью, разносторонне развивался. Во время обучения в пансионе будущий писатель начал много читать и впервые опробовал себя в качестве литератора (писал рассказы и пьесы для школьного театрального кружка).

 

В 1913 г. Фицджеральд поступил в одно из самых престижных учебных заведений США, Принстонский университет. Он активно погрузился в университетскую жизнь, и на учёбу времени ему не хватало. Он даже взял академический отпуск, оправдывая это болезнью.

 

Когда в 1916 г. Америка ввязалась в мировую войну, Фиджеральд сдал экзамен и получил звание лейтенанта. Сначала он состоял на подготовке во флоте Ливефорт, затем был переведён в Алабаму (там он написал автобиографический роман «Романтический эгоист» и влюбился в своеобычную девушку по имени Зельда), где ожидал отправки на фронт, но этого так и не произошло.

 

Вернувшись, он пытался опубликовать произведения, но издательства и журналы отказывали ему, Зельда переменила намеренье выйти за него замуж, и Фицджеральд решил переделать роман, довести его до совершенства. Попытка оказалась удачной – в 1920 г. издательство «Скрибнерс» опубликовало роман, изменив название на «По эту сторону рая», а Зельда приняла предложение руки и сердца.

 

Роман принёс Фицджеральду известность, и хотя текст не был идеален и в новой версии, но зато оказался созвучен  настроениям формирующегося потерянного поколения и шокировал пафосом (помесью самолюбования и самоиронии, смелостью мыслей).

Спустя два года свет увидел второй роман писателя, «Прекрасные, но обречённые». Считается, что вторая книга для писателя самая опасная. С Фицджеральдом так и получилось: текст не был принят и сильно контрастировал с успехом первого романа. Второе произведение действительно было хуже, но в нём присутствовал требовательный и критический взгляд на самого себя и на общество вокруг.

 

Скотт и Зельда жили на широкую руку и не хотели это менять, неуспех романа принудил Фицджеральда писать рассказы на продажу для различных других коммерческих изданий. Это забирало много времени, не давая писателю работать над новым романом.

 

Когда в 1924 г. Провалилась постановка пьесы  «Недотёпа», Фицджеральды решили изменить жизнь и уехали в Европу, где писатель и завершил свой великий роман «Великий Гэтсби».

 

В романе в полной мере воплотился талант писателя создавать «двойное виденье» («способность одновременно удерживать в сознании две прямо противоположные идеи»1), позволяющее показать разные точки зрения на предмет. Также, произведение обнаружило талант Фицджеральда-трагика и стало главным символом темы крушения американской мечты в мировой литературе. Фицджеральду вообще было свойственно фатальное мышление, в его творчестве всегда возникало предчувствие катастрофы.

 

Сюжет «Великого Гэтсби» довольно банален. Злые языки назвали роман «приукрашенным анекдотом», причём недостаточно реалистичным. Но содержание книги не исчерпывается фабулой, оно отражает уродство и болезненное очарование «Века Джаза», его высокий идеал «американской мечты» в романтической интерпретации, чьё воплощение оказывается приземлённым и практическим, оборачивается подделкой и обманом.

 

В романе рассказ ведётся от лица Ника Каррауэ, молодого человека с Запада. Он прямо не участвует в сюжете, но также его роль нельзя назвать служебной. Он относится к себе с самоиронией: «Я считаю себя одним из немногих честных людей, которые мне известны»2 и не пытается судить и учить других, не кичится своей честностью. Его видение событий и оценка в романе важны как точка отсчёта, общественная норма морали в изменяющемся хаосе иллюзий и новых правил «Века Джаза».

 

Фицджеральд все строит на полутонах, на тонких намеках, но от этого не меняется суть, что доказывает развязка. А перед этим возникнет неожиданное сравнение: когда Ник запнется, ища определение для голоса Дэзи: «В нем звенит…», Гэтсби вдруг закончит: «В нем звенят деньги»3. Самая напряжённая сцена объяснения и крушения всех иллюзий произойдёт в отеле «Плаза». Гэтсби бросает Бьюкенену: «Ваша жена вас не любит, она никого никогда не любила, кроме меня… Дэзи уходит от вас». Но Том отвечает словами, «тяжелыми, как удары»: «К кому? К обыкновенному жулику, который даже кольцо ей на палец наденет ворованное?»4 (Он еще раньше пообещал, что «возьмётся и выяснит», кто такой этот Гэтсби.)

 

И даже при условии, что это не совсем правда, и Гэтсби не «обыкновенный жулик», но действительно, он — не настоящий «очень богатый человек». Он — «из банды Мейера Вулфшима», знаменитого афериста, который зарабатывает незаконной торговлей спиртным, подпольным букмекерством и т.д. . Его (Гэтсби) волшебный замок, можно сказать, выстроен из песка. Герой пытается защищаться, спорить, но Дэзи отстраняется от него, уходит в себя, «и в конце концов он умолк, только рухнувшая мечта ещё билась, оттягивая время, цепляясь за то, чего нельзя было удержать»5.

 

Дальше Том с «великодушным презрением» настаивает на том, чтобы Дэзи ехала домой вместе с Гэтсби. Когда они проезжали мимо гаража Уилсона, любовница Тома, Миртл, ссорилась с мужем. Думая, что в большом желтом автомобиле — Том, она с криком выбежала на дорогу. Машина не успела ни свернуть, ни затормозить. А за рулем была Дэзи…

 

Поздно вечером Ник видел у дома Бьюкененов Гэтсби, который, беспокоясь за Дэзи, собирался караулить под окнами «на случай, если он вздумает мучить её из-за того, что вышло в «Плазе»6.

 

Ник возвращается в дом и видит Дэзи и Тома за кухонным столом, он что-то горячо ей доказывает, а она согласно кивает в ответ головой: «Казалось, они дружно о чем-то сговариваются»7. А Гэтсби всё смотрел на окно Дэзи — «одинокий страж, которому нечего было сторожить»8.

 

На следующее утро, когда Ник пришел в дом Гэтсби, тот, «весь сникший то ли от физической, то ли от внутренней усталости»9, сказал что всё ещё ждёт звонка от Дэзи. Но она так и не позвонила, и не могла позвонить: Дэзи и Том вместе уехали ещё рано утром и не оставили адреса. И Нику показалось, что Гэтсби «уже и сам не верил в этот звонок, и, может быть, уже не придавал этому значения»10.

 

Мир, который держался на верности одной единственной всеобъемлющей мечте, рухнул.  Нелепый выстрел нелепого рабочего человека, абсолютно рутинно убившего Гэтсби можно понимать как «удар милосердия». Уилсон застрелил его, считая, что мстит убийце жены. Гроб с телом Гэтсби провожали всего несколько человек: отец, Ник, случайный знакомый и слуги.

 

Завершают роман размышления Ника, в которых частный случай вводится в общий контекст судьбы нации: ее истории, ее надежд, ее идеалов. Глядя на зеленый огонек, облюбленный Гэтсби, Ник думает о появлении Америки: «древний остров, возникший некогда перед взором голландских моряков — нетронутое зеленое лоно нового мира. Шелест его деревьев… был некогда музыкой последней и величайшей человеческой мечты; должно быть, на один короткий, очарованный миг человек затаил дыхание перед новым континентом, невольно поддавшись красоте зрелища…»11. Завершается на грустной ноте: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши судёнышки обратно в прошлое»12.

 

Фицджеральд в своём творчестве сочетал чувственность, инфантильность, обращение к личному опыту с беспристрастностью, критикой к себе, требовательностью, поэтому писал так точно и живо. Он воздействовал и на эмоции, и на ум, что создаёт сладкое препятствие для читателя – отделить объективное и субъективное.

Некоторые литературоведы относят творчество Фицджеральда к модернизму, говоря что его произведения не являются социально значимыми, но с этим можно поспорить, т.к. он также, как и вои современники, говорил о потерянном поколении, только в ином ключе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава. Век Джаза

 

Послевоенное перемирие потребовало изменения американской экономики и это тяжело сказалось на американских трудящихся, которые теряли работу из-за военных заводов. Началась волна рабочих забастовок.

 

В 1920 году в стране производилось примерно 50 % всего добываемого в мире угля, выплавлялось примерно 60 % всей стали и чугуна, выпускалось 80 % автомобилей. Самой прочной мировой валютой стал Американский доллар. Бывшие кредиторы США, страны Европы, теперь стали её должниками. В общем, Америка зарабатывала огромный авторитет.

 

Однако, в том же года из-за низкого спроса на рынках сбыта образовался кризис перепроизводства, отразившийся на промышленности и сельском хозяйстве. В 1921г. Кризис достиг пика (больше 5 млн безработных, сокращение объёма производства до 50 %), но промышленный кризис закончился уже в 1922, а сельскохозяйственный – 1924.

 

Вновь американская экономика оказалась на подъеме. Следовательно, в целом 1920–е годы в США были более благополучными, чем в любой другой стране мира. Америка стала ведущей мировой державой и сохранила свое положение на протяжении всего XX столетия.

 

Однако вскоре после победы США столкнулись с другой проблемой – гриппом «испанкой», который зимой с 18 на 19 гг. охватил весь мир. Медики были бессильны и люди начали принимать традиционные народные средства, что привело к увеличению потребления спиртного, в ответ на что федеральные власти устроили войну пьянству. Начали вводить сухой закон, породивший по иерции массовую торговлю контрабандными алкогольными напитками. Людей, занимавшихся распространением алкоголя называли «бутлегерами» (одним из них был и герой романа, Джэй Гэтсби).

 

Сухой закон оказался неэффективен, из-за расслоения сильно увеличилась преступность, появилась мафия. Но власти продолжали подогревать народ, на этот раз запретив новоявленную свободную музыку джаз. Наравне с этим активно развивался феминизм, женщины (суфражистки) добились избирательного права.

Информация о работе Балы в доме Гэтсби как модель образа жизни общества в эпоху «Века Джаза»