Язычество как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –действительно ли язычество является феноменом культуры.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 изучение язычества;
 выявление верований, обрядов;
 нахождение связи между культурой и язычеством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….. 3

Глава I
Язычество ………………………………………………………….. 5
1.1. История язычества ………………………………………….. 5
1.2. Язычество народов мир ……………………………………. 9

Глава II
Языческий фольклор …………………………………………… 19
2.1. Малые божества ………………………………………………. 19
2.2. Боги славян ………………………………………………….. 22
2.3. Славянские имена ……………………………………………. 29
2.4. Языческие образы христианского мира ………………….… 31

Заключение …………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………………………… 37

Файлы: 1 файл

язычество как феномен культуры.docx

— 75.63 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                       Кафедра Истории, культурологии и архивоведения

курсовая  работа

 

По дисциплине «Историяя культуры»

На тему:

Язычество как феномен культуры

(на примере  славянских народов) 
 
 

Выполнил: студент гр. К-1-08

Лодоркин  Р.Ю.

                                                                                              Научный руководитель :

                                                                                Князева О.Р. 
 

г. Казань

2011

Оглавление 

Введение           ……………………………………………………….. 3

Глава I

Язычество   ………………………………………………………….. 5

    1. История язычества    ………………………………………….. 5
    1. Язычество народов мир     ……………………………………. 9

Глава II

Языческий фольклор       …………………………………………… 19

2.1. Малые божества    ………………………………………………. 19

2.2. Боги славян      ………………………………………………….. 22

2.3. Славянские имена    ……………………………………………. 29

2.4. Языческие образы христианского мира  ………………….… 31

 

Заключение     …………………………………………………………. 34

Список использованной литературы ………………………………… 37 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  язычество само по себе уникально, является базисом культур различных цивилизаций, народов,является частью истории. Язычество  положило начало культурному, духовному, эстетическому развитию народов  мира. И до сих пор язычество не теряет актуальности.

       Культура – это все, что создано человеком, его «вторая природа», мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат «богооткровения»? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. В своей курсовой работе я рассмотрю религию как феномен культуры, присущий славянским народам.

     Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство  людей с различными животными, приносили  жертвы божествам, населяющим все вокруг. Славянское язычество – это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который  входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и  черногорцы, словенцы и хорваты. Все  мы понимаем друг друга без особого  труда, поскольку у нас общий  язык. Мы печем блины, провожая Масленицу  – Морену и рассказываем древние  сказки про Бабу Ягу. Хлеб у нас  до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через  костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и  озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем  монету. Мы чтим наших предков и  в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей – вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и  плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.

     Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве. Религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена  в период христианизации славян.

     Главный источник сведений по раннеславянской  мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями  на немецком или латинском языках и славянскими авторами, поучения против язычества («Слова») и летописи. Все данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты  общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам, отдельные изображения.

     Степень изученности темы.

          Исследованиями, публикацией работ  на данную тематику занимался  Рыбаков Б.А., отражая их в своих книгах: "Язычество древних славян", "Язычество древней Руси".

Объект исследования данной работы- мировая культура.

Предмет исследования–язычество

Цель работы –действительно ли язычество является феноменом культуры.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

  • изучение язычества;
  • выявление верований, обрядов;
  • нахождение связи между культурой и язычеством.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I

Язычество

1.1.История  язычества

 

     Термин  «язычество» имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиозных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после  принятия христианства. Но существует и более широкое, мировое определение  язычества, согласно которому язычество  – это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая  существовала до принятия мировых религий. К мировым религиям относятся  христианство, ислам и буддизм. Язычество  послужило основой для этих верований.

     Язычество включает в себя фетишизм – вера в сверхъестественные способности  каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм – вера в существование души, а также  духов (различным явлениями приписывались  человеческие черты), тотемизм – вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и  др.

     Теперь  язычество является не только помощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир  и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности  язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие  воззрения и верования людей  являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого  государства. Во-вторых, зачастую язычество  выступало неким оправдывающим  фактором для правителей государств, поскольку во многих странах религиозные  взгляды наделяли правителей авторитетом  богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое суждение наделяло фараона почти безграничной властью. То есть религия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протяжении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности религии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

     Постепенно  язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести  религиозные взгляды людей тех  или иных эпох как важную составляющую исторического развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бесследно, оно очень сильно повлияло на сменившие  его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах людей, в создаваемых ими культурных памятниках.

     «Язычество» – крайне неопределённый термин, возникший  в церковной среде для обозначения  всего нехристианского, дохристианского.

     Славяно-русскую  часть обширного языческого массива  ни в коем случае нельзя понимать как  обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант религиозных  первобытных представлений.

     Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная  обрядность, волшебные сказки, сохранившие  фрагменты древней мифологии  и эпоса.

     По  мере развития первобытного общества всё в большей и большей  мере на религиозных представлениях складывалось усложнение его социальной структуры: выделение вождей и жрецов, консолидация племён и племенных  культов, внешние связи, войны.

     Говоря  об эволюции, следует отметить, что  божества, возникшие в определённых условиях, со временем могут обрастать  новыми функциями, место их в пантеоне может меняться.

     Мир тогдашних язычников состоял  из четырёх частей: земли, двух небес  и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как  округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как  море или же в виде двух рек, омывающих  землю, что, может быть архаичнее  и локальнее – где бы человек  ни был, он всегда находился между  каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

     Средневековые люди, независимо от того, были они крещены  или нет, продолжали верить в прадедовскую дуалистическую схему сил, управляющих  миром, и всеми архаичными мерами старались оградить себя, своё жилище и имущество от действия вампиров и «навий» (чужих и враждебных мертвецов).

     При князьях Игоре, Святославе и Владимире  язычество стало государственной  религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Приверженность молодого государства  прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной  политической самостоятельности. Обновлённое  язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

     Главным в религиозных действиях славянина  было обращение к Природе, к макрокосму во всех его проявлениях, так как  именно от этого зависело его существование. До сих пор ведутся споры о  сущности упоминаемых в летописях  славянских богов. Каждое славянское племя  молилось своим богам. Единых для  всего славянского мира представлений  о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

                                                                                                                                                           

1.2. Язычество народов  мира

 

     Изменения,  происходящие в окружающем мире, традиционно связывались в языческом  мировоззрении с событиями мифологическими  (так, смена времен года и  вечное возрождение богов воспринимались  как реализация одного и того  же закона цикличности), но делаемый  нередко отсюда вывод о том,  что вся мифология – всего  лишь способ описания неживой  природы, абсурден. В свое время,  критикуя «метеорологический» подход, М. Ф. Абедиль писала: «Для человека, верящего в миф, такой взгляд  был бы столь же абсурдным,  как для меня – видеть в  моем директоре олицетворение  власти, в моей дочери – персонификацию  детства, а в кусте сирени, цветущем  под моим окном, -  аллегорию  быстротечности жизни. 
Мифы уже давно превратились для нас не более чем в волшебную сказку, мы разучились видеть в них смысл, начали воспринимать их слишком буквально. Да и сами мифы дошли до нас далеко не в первозданном виде, веками переписчики вымарывали из них то, что было не понятно, добавляли что-то свое к основному сюжету, теперь приходится собирать эту древнюю мозаику практически из руин. А ведь в древние времена миф являлся способом передачи знания из поколения в поколение, сам взгляд на мифы был другим. Древним не требовалось пояснения, расшифровки описываемых событий,  действий,  для умеющего проникнуть в суть, миф из красивой сказки превращался в некий «путеводитель» по окружающей реальности, инструмент для ее исследования.

   Однако  проблема возникает в том случае, если вымысел воспринимается как  буквальная истина, а суть «скрытого  сообщения» неправильно истолковывается  или вообще пропадает. Это справедливо  также и в отношении некоторых  священных писаний, изобилующих  аллегориями и метафорами. Духовные истины, заключенные в них, не усваиваются  теми, кто ошибочно принимает их за достоверное описание исторических событий. 
От первоначальной традиции, не смотря на все старания новых «властителей душ», пожалуй, именно мифы (не только у славян) сохранились лучше всего. Пересказывая своим детям сказки, мы даже не задумываемся над тем, что передаем хоть и сильно искаженное, знание наших предков. Попытаемся здесь рассмотреть хотя бы часть знания передаваемого мифом: 
-Модель мира

Информация о работе Язычество как феномен культуры