Веды как источник философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - показать то, что Веды являются основой индийской культуры. В работе ставятся основные задачи:
- раскрыть сущность и значение религиозных представлений Древней Индии;
- рассмотреть варно-кастовый строй как основу религии;
- рассмотреть влияние Вед на культуру и искусство;
- выявить наиболее значимые обряды и обычаи индуистов.

Оглавление

Введение 3
1. Веды как источник философии 6
1.1. Тексты священных Вед Древней Индии 6
1.2. Веды и кастовый строй Индии 10
2. Культурно-религиозные обычаи в Индии 15
2.1. Влияние Вед на религиозные традиции В Индии 15
2.2. Скульптура, музыка, танцы, кино Индии 19
2.3. Влияние Вед на семейные отношения 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Веды как основа индийской культуры.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

После смерти мужа вдове часто предписывалось лишить себя жизни, взойдя на погребальный костёр. В этом случае, как считалось, она воссоединяется с супругом на небесах. Вот что пишет по этому поводу ал-Бируни: «Если умирает муж, жена не может выйти замуж за другого человека. Ей предоставляется выбрать только одно из двух: либо остаться вдовой до конца своей жизни, либо сжечь себя. Последнее предпочтительнее, так как вдова, пока живёт, терпит дурное обращение с собой. Что касается жён их царей, то обычай требует сжигания, согласны они или нет, так как опасаются, чтобы какая-либо из них не совершила чего-нибудь недостойного своего мужа»21.

Говорят что озеро Манимахеш образовалось на месте падения кусочка тела богини Деви. В воплощении Сати она была верной и преданной женой Шивы. Ее отец Дакш Праджапати, сын бога Брахмы, не одобрял этого брака и относился к зятю с нескрываемым пренебрежением. Однажды он устроил пир, на который созвал всех богов, и только Шива не был приглашен. Любящая мужа Сати восприняла это как оскорбление своего супруга. В знак протеста она взошла на жертвенный костер и сгорела в огне. Узнав о самосожжении жены и его причине, разгневанный Шива отсек тестю голову. Затем он собрал останки Сати и в безутешном горе долго бродил с ними по горам. Там, где горстки пепла падали на землю, вырастали храмы и образовывались озера. Манимахеш - одно из них22.

Согласно легенде, самосожжение Сати произошло в местечке Канкхал неподалеку от Харидвара - ныне одного из семи священных индуистских городов. Чтобы поклониться богине, в знак преданности супругу добровольно взошедшей на костер, к месту легендарной драмы, где еще в незапамятные времена был возведен храм, ежегодно со всех концов страны устремляются сотни тысяч паломников. Индуисты почитают Сати как символ супружеской верности и самопожертвования.

Практикой совершения обряда «сати» предписывается вдове взойти на погребальный костер мужа (индусы, как известно, умерших не предают земле, а сжигают их на специальных погребальных кострах, устраиваемых, как правило, у воды - на берегу реки или озера) и сгореть на нем живьем. Допускается самосожжение женщины и отдельно, через какое-то время после кремации тела супруга. Каждый такой случай торжественно обставляется. Женщина, добровольно решившая предать себя самосожжению, надевает красочные одежды, нередко - свой свадебный наряд. Подготовка к зажжению костра сопровождается чтением священных мантр. Проводить жертву в последний путь приходит все население поселка или деревни.

Вдова, остававшаяся жить, опускалась до положения прислуги. Она спала с этих пор на земле, питалась грубой пищей раз в день, отказывалась от мёда, мяса, вина и соли. Она не могла носить украшения и яркую одежду, пользоваться косметикой и должна была непрестанно думать о почившем супруге. К своим родителям она не имела права вернуться. На всех эта женщина нагоняла уныние и тоску; общение и сама встреча с ней считались неблагоприятными. Потому и гласят индийские поговорки: «Нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать», «В узелке у вдовы добра крохи»23.

Традиционно вдовам запрещено носить длинные волосы - довольно часто их сбривают. Вдова не может повторно выйти замуж. Вдова не может носить цветные сари - радости в мире для нее больше не существует. Ей запрещено носить браслеты, серьги, кольца и какие-либо еще украшения - больше она никому не принадлежит. Вдова не имеет права на синдур и бинди - у нее нет больше защитника, который обещал заботиться о ней всю жизнь, впервые нанеся ей этот самый синдур на свадьбе. Ей запрещено есть больше одной тарелки (традиционно несоленого) риса в день, и запрещено есть сладости. Даже ее тень, считается, приносит несчастье, и она будет бесконечно благодарна, если ее не выставят из дома собственные дети (а покинуть дом в большинстве случаев - это единственное, что остается вдове). Отныне ее судьба - просить милостыню и жить в ашраме для вдов (если она до него дойдет) всю оставшуюся жизнь. Для общества она - изгой.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Период с III-II вв.  до н. э.  по VIII-VI вв.  до н. э. сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма. Вся последующая культура Индии формировалась вокруг этой системы. Индуизм  до сих пор сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, пронося в современность традиции и обычаи, зародившиеся еще на заре истории. Рассматривая всевозможные направления культуры Индии, можно говорить о том ,что она тесно связана с религией. Это хорошо видно на примере древнеиндийской литературы. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н.э. Веды (буквально – мудрость) – священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривалась. Вся духовная жизнь древних индийцев  знания. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру 1 тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы.  Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи  и приключения. Кроме  великих поэм индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы, легенды.

Варно-кастовый строй древней Индии тесно связан с догмами индуистской религии, признающей большее число богов, которые считаются воплощением главных богов: Брахмы, бога творца, создателя вселенной и всего живого; Вишны, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индуистская религия закрепляла разделение индусов на многочисленные касты и требовала соблюдения кастовых различий.

Ведическая культура – ранняя стадия формирования индийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Индийское искусство так же подвластно религии, и так или иначе отражает веру страны. Ведь во взаимодействии с религией искусство обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Классическое индийское искусство и скульптура основываются на религиозных сюжетах. Скульптурные комплексы Индии изображают богов. Танцы подразумевают движения бога Шивы. Очень много религиозных сооружений, которые изображают героев Вед. Снимается много фильмов по мотивам Вед.

Большинство индуистов принимают участие в религиозных обрядах ежедневно, причём многие индуисты также проводят  обряды у себя дома. Все ритуалы основаны на событиях, описанных в древнеиндийской литературы.  Индуисты верят в особую действенность жертвоприношения и в понятие «хорошей кармы» или пуньи, которая приобретается через благотворительность, совершение «добрых дел» и накапливается в течении жизни, обеспечивая защиту и благосостояние в следующем перевоплощении. Ведические ритуалы огненных жертвоприношений, которые называются «яджна», также являются важным элементом в обрядовой практике индуизма. Они выступают как неотъемлемая часть таких церемоний, как свадьба, похороны, посвящение в ученики и др.

Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех её проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками или искрами Бога, который в одной из своих ипостасей   Параматма (Сверхдуша) постоянно присутствует во всех живых существах – животных, растениях, рыбах,   насекомых и даже микроорганизмах.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аверина Л.П. Престол Благословенных. Эзотерическая космогония Библии и Вед. – М.: Беловодье, 2005. – 176 с.
  2. Алексеева Н.Н. Индия узнаваемая и непостижимая. - СПб.: Издательский сервис, 2008.- 288 с.
  3. Анго М. Классическая Индия. - М.: Вече, 2008.- 416 с.
  4. Бонгард-Левин Г.М. Индия: история и культура. - СПб.: Алетейя, 2001.- 288 с.
  5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – СП-б.: Алетейя, 2001.- 813 с.
  6. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант.- М.: Восточная литература, 2007.- 376 с.
  7. Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 900 с.
  8. Гусева Н Р. Индия тысячелетия и современность.- М.: Наука, 1971. - 140 с.
  9. Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков.- М.: Вече, 2002.- 448 с.
  10. Ивашенцов Г., Ивашенцова И. Индия. Вкратце обо всем.- М.: Наталис, 2009.- 224 с.
  11. Индия. Иллюстрированный путеводитель/ Пер. И. Бочков.- М.: АСТ, Астрель, 2005.- 824 с.
  12. Индия. Культура и политика /Под ред. И.А. Газиевой.- М.: Филоматис, 2007.- 528 с.
  13. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. / Под общ.ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. - М.: Республика, 1996.- 576 с.
  14. История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2003.- 462 с.
  15. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с.
  16. История и культура древней Индии: Тексты / Сост. А.А. Вигасин. - М.: МГУ, 1990.- 352 с.
  17. Кришнамачарья К.Э. Введение в ведическую анатомию.- М: Амрита-Русь, 2012.- 96 с.
  18. Кришнамачарья Э. Мудрость небес. Введение в индийскую астрологию М.: Амрита-Русь, 2008.- 128 с.
  19. Ломова – Оппокова М. Ю. Индия: страна и ее регионы.- М.: Едиториал УРСС, 2010.- 360 с.
  20. Макдональд Й. Река Богов.-  М.: АСТ, Транзиткнига, 2006.- 338 с.
  21. Манувахов Х. Индия духа. - Сп-б.: Новая Нева, 2004.- 315 с.
  22. Махабхарата. Мистические истории. Двадцать уроков нравственности.- М: Амрита-Русь,  2007.- 320 с.
  23. Рационалистическая традиция и современность Индия.- М.: Главная редакция восточной литературы, 1988. – 246 с. 
  24. Самозванцев A.M. Мифология Востока.- СПб: Алетейа, 2000.- 384 с.
  25. Сидорова В. С. Скульптура древней Индии.- М.: Искусство, 1971.- 140 с.
  26. Синявер Л. Музыка Индии. Серия: Музыкальная культура зарубежных стран. - М.: Госуд. муз. изд.-1958 125с.
  27. Философский словарь // Ред. И. Фролов, М.: Республика, Современник.- 848 с.
  28. Фредерик Л. Индия мистическая и легендарная.- М.: Деком, 2004.- 296 с.
  29. Холл М.П.  Адепты Востока. - М.: Сфера, 2001.- 528 с.
  30. Ценностные ориентиры индийского общества.- М.: Институт Востоковедения РАН, 2008. - 208 с.

1 Кришнамачарья К.Э. Введение в ведическую анатомию.- М: Амрита-Русь, 2012.- С. 4

2 Алексеева Н. Н. Индия узнаваемая и непостижимая.- Сп-б: Издательский сервис, 2008.- С.34

3 История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – С. 284

4 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков.- М.: Вече, 2002.- С.332

5 Аверина Л.П.Престол Благословенных. Эзотерическая космогония Библии и Вед - М : Беловодье, 2005. – С. 21

6 Там же с.53

7 Кришнамачарья Э. Мудрость небес. Введение в индийскую астрологию. - М.: Амрита-Русь, 2008.- С 28

8 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – СПб.: Алетейя, 2001.- С. 163

9 Бонгард-Левин Г.М. Индия: история и культура. - СПб.: Алетейя, 2001.-С. 171

10 Холл М.П.  Адепты Востока М.: Сфера, 2001.- С. 322

11 Там же. С. 323

12 Махабхарата. Мистические истории. Двадцать уроков нравственности.- М: Амрита-Русь,  2007.- С. 124

13 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. / Под общ.ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. - М.: Республика, 1996.- С.54

 

14 Там же С.55

15 Сидорова В. С. Скульптура древней Индии.- М.: Искусство, 1971.- С. 22

16 Там же. С 28

17 Синявер Л. Музыка Индии. Серия: Музыкальная культура зарубежных стран. - М., 1958. - С. 73

18 Там же. С. 85

19 Ивашенцов Г. Ивашенцова И. Индия. Вкратце обо всем.- М: Наталис, 2009.- С. 47

20 Самозванцев A.M. Мифология Востока.- СПб: Алетейа, 2000.-С. 207

21 Рационалистическая традиция и современность Индия.- М.: Главная редакция восточной литературы 1988. С. 53 

22 Самозванцев A.M. Мифология Востока.- СП.-б: Алетейа, 2000.- С. 207

23 Алексеева Н. Н. Индия узнаваемая и непостижимая.- Спб: Издательский сервис, 2008.- С. 102


Информация о работе Веды как источник философии