Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".

Файлы: 1 файл

шпоры культурология.docx

— 91.79 Кб (Скачать)

  Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе.

  По  мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

  По  другим классификациям к функциям культуры относятся:

  1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

  2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

  3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

  4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

  Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную.

  Таким образом, что бы ни являлось основой  функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что  все богатство и целостность  каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия  в нем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Этимология  и генезис понятия  «культура».

Это понятие  характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры.

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской  литературе европейских стран со второй половины XVIII в. — «века Просвещения». В это время общественную мысль  волновала проблема осмысления специфики образа жизни человека. Особенности человеческого бытия, связанные с развитием разума и духовного мира человека, стали обозначаться латинским словом cultura. Выбор этого слова для такой функции был обусловлен тем, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр., agri cultura — обработка почвы), противостояло слову natura (природа).

Таким образом, культура стала  обозначать сферу  развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Просветители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII — начале XIX в. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

А с другой стороны, культура рассматривалась как  реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле несет в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).

В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т.е. то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем.

Отсюда рождаются  два основных направления в понимании  культуры, которые сосуществуют до настоящего времени: антропологическое, опирающееся на первый из указанных подходов, и аксиологическое, развивающее второй из них. 

8. Деятельностная концепция культуры одно из наиболее влиятельных течений в отечественных исследованиях культуры. Имеет два направления. Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.). Культура рассматривается как технологический аспект общественного процесса. Это способ человеческой деятельности, он состоит из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С их помощью осуществляется активность людей в 
обществе, а также стимуляция, программирование и координирование этой активности. 
Представители Д. к. К. подчеркивают важную роль следующих свойств человеческой деятельности: 1) она является творческой и преобразовательной; 2) ее можно отождествить с производством, причем она носит не спонтанный (как у животных), а целеполагающий характер; 3) она социальна от начала до конца. 
Деятельность рассматривается в трех аспектах: с точки зрения субъекта деятельности (кто действует); 
участков приложения деятельности (на что направлена человеческая деятельность); способа деятельности (как осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект). Человеческая деятельность носит адаптирующе-адаптивный характер: человек не только изменяет природные условия согласно своим потребностям, но и сам приспосабливается к природе. 
Второе направление Д. к. к. (Э. А. Баллер, Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития культуры, т. о., выступает то, в какой мере человек развит в качестве личности. Теория культуры исследует не отношения между людьми по поводу оп-редмеченных результатов деятельности, например, товаров (как социология). Она анализирует преобразование самих индивидов в деятельности распредмечивания и опредмечивания.
 
 
 
 
 

6. Психоаналитическая  концепция культуры

Одним из влиятельных иррациональных направлений  является психоанализ. Основы этого  направления были заложены З.Фрейдом. Фрейд пришел к выводу о том, что  бессознательное – главное в  психике человека, определяет все  его поступки и действия. Бессознательное – совокупность психичес. состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Эта та сфера психики, где сосредоточены все первичные влечения и желания человека, которые имеют чисто природное происхождение. Для их обозначения используется термин либидо. Фрейд исследует структуру психики человека. Он считает, что психич. мир чел-ка включает 3 слоя (инстанции): 1. бессознательное – оно; 2. сознание – я (разум, память, мышление и иные процессы ориентированные на рациональное отображение внешнего мира. Если Я руководствуется принципом реальности, то ОНО исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между Я и ОНО); 3. сверх-я  - цензор всех поступков – внутреннее усвоенные индивидом требования и нормы кул-ры. Осуществляет цензуру желаний ОНО.

Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие  цензуру сверх-я реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация  – использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в  философии – неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа “Архетип и символ”. С 1906-1913 г.г. – ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно Коллективное бессознательное – опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы – архетипы. Архетипы – наиболее общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Таким образом Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем.

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической  структуры. Также как и Фрейд  Юнг считает, что современный  чел., гордящийся своим сознание и  волей отнюдь не явл. господином  своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил – “демонов души”. Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и чел. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение. Если для Фрейда бессознательное – это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но зап. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел. души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивид. и коллектив. бессознательного, чтобы оно не выражалось в соц. опасных формах.

К. Хорни – соц. психолог, культуролог, представитель “культурного фрейдизма”. Опираясь на психоанализ Фрейда, Хорни вела с ним постоянную полемику. Если Фрейд считал, принципов здоровой психики стремление к удовольствию, акцентировал роль бессознат. инстинктов рассматривал культуру как продукт сублимации нереализованных желаний, то Хорни переносит центр внимания в сферу сознания, ответственности и ценностных ориентаций.

Хорни считала, что природа чел. пластична, а структура влечений зависит от той же культуры, в кот. чел воспитывался и живет. Различные культурные типы личности зависят от условий, места и времени. Вопреки Фрейду Хорни считала, что конфликт между Я, ОНО, СВЕРХ-Я не универсальны, а зависят от воспитания и системы ценностей. Особенности характера зависят не столько от раннего детского опыта, сколько от сознательной целеустремленной активности личности. Хорни упрекает Фрейда в том, что он не разделил биопсихические и культурные источники неврозов. Невроз – это не только столкновение разнонаправленных влечений, а чаще всего столкновение ценностных ориентаций, сформированных культурой.

Хорни пришла к выводы, что неврозы нередко порождаются противоречиями в культуре.

Кроме того, любая активная творческая деятельность в науке, искусстве, политике может  приводить к неврозам потому, что  в творчестве есть риск не самореализоваться.

Симптомы  неврозов могут возникать в результате преувеличения каких-либо норм социальных потребностей и их непропорционального  развития. Все многообразие потребностей Хорни разделила на 3 группы: к людям; от людей; против людей.

Структура и степень развития этих потребностей формирует характер чел-ка: преобладает тип “к людям” - безынициативная личность и т.д.

Другой  механизм возникновения неврозов Хорни связывает с неправильной самооценкой личности, формированием идеализированного образ Я, с неспособностью соизмерять свои возможности с реальностью. Пути преодоления неврозов – это религия, самореализация человека, в проф. Деятельности, постоянный самоанализ, само коррекция своего поведения, сближение реального и идеализированного образа Я. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.Символическая  (семиотическая) концепция  культуры.

В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"