Публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком

Файлы: 1 файл

готовые шпоры.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

46 Личность оратора

Публичное выступление  представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого –  убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Оратор –  мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:

1) уверенностью  в себе во время публичных  выступлений;

2) умением непрерывно  говорить на определенную тему;

3) умением четко  выражать свои мысли и выстраивать  их в точной последовательности;

4) умением привлечь  внимание аудитории;

5) экспрессивностью  и яркостью при выступлениях;

6) артистизмом;

7) умением убеждать  и т. д.;

Немаловажным  является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме. Во время произнесения речи важно помнить некоторые основные моменты.

Внешний вид  оратора должен соответствовать  как характеру аудитории, так  и теме доклада. Также важны дикция и артикуляция говорящего, интонация, громкость и выразительность  его речи.

Во время выступления необходимо следить за тоном своей речи. Изменения тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Речь должна быть свободной, четкой, экспрессивной, грамотной. Следует избегать сложных оборотов, слов-паразитов, иностранных терминов без дополнительного разъяснения. Следует выбирать такой темп речи, чтобы не запинаться, не допускать неуместных пауз и повторов.

Выступление допускает  чтение по подготовленному заранее  тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора (лектора) говорить публично. Речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему.

В качестве подсказки  допускается наличие тезисов, плана-конспекта, чтобы оратор не потерял нить изложения. Однако к публичному выступлению следует готовиться заранее, чтобы речь звучала убедительно, интересно. Но на каких-либо официальных собраниях допускается чтение по подготовленному материалу, если речь идет о статистических данных. Приблизительность цифр неуместна и недопустима.

Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде. Мастерство оратора заключается и в том, чтобы суметь наладить психологический контакт со слушателями. Необходимы обоюдное внимание и взаимопонимание с аудиторией. По ходу выступления допускаются и даже приветствуются небольшие паузы, реплики, обсуждения, чтобы оратор мог увидеть реакцию слушателей на сказанное.

Это возможно лишь при хорошем, грамотном владением  материалом. Длинные паузы в речи свидетельствуют о плохом знании предмета. При возможном возникновении диалога со слушателями оратор должен проявлять такт. 

47 Аудитория 

Ораторское искусство  – это диалогическая связь, с  одной стороны которой выступает  непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает  в роли единой социально-психологической  группы.

Для слушательской  аудитории характерны следующие  признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница  по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный  состав присутствующих; 

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном  эмоциональном настрое аудитории,  когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить три группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного  плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического  плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому  у слушательской аудитории можно  отметить различный настрой на восприятие выступления. 
 

48. Подготовка публичной  речи.

Этапы подготовки речи.

Существует две  основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную–взаимодействие с аудиторией. В докоммуникативной  фазе различают два начальных  этапа: определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки. Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Определение темы и цели выступления

Тему выступления  следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно  лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо  для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Возможные интонационные окраски выступлений следующие: мажорная; беспечная или юмористическая; шутливая; сердитая или упрекающая; мрачная; торжественная; предостерегающая; просительная.

Сформулировать  основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о  чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. 

49 Основные приемы  поиска и изучения  материалов 

50 Виды вспомогательных  материалов

Поиск материала  – это не сбор информации. Это  не только чтение научной и художественной литературы, газет, журналов. Это еще  и анализ прочитанного, осмысление и определение собственных мыслей и идей по данному вопросу.

Именно поэтому  к выступлению надо готовиться заранее, с особой тщательностью. Материал можно  найти в библиотеке, где имеется  огромное количество каталогов: алфавитный, предметный, систематический.

За последние  годы все большую популярность приобретает  еще один мощный информационный резервуар  – Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая почти все страны мира. Пользуясь различными поисковыми системами, можно найти материал по конкретной, заданной теме; информацию о том, где возможно найти определенную книгу. Пользование электронным каталогом помогает сэкономить время и дает возможность из-учить больше материала.

Существуют разнообразные  источники поиска интересующего материала. Это и справочники, и энциклопедии, различные словари, офи-циальные и статистические данные, исторические документы, научная и художественная литература. Газетные и журнальные статьи, телевизионные программы тоже являются источниками информации. Однако немаловажно уметь работать с книгой, со статьей. Первое, что нужно сделать, это сложить общее впечатление от прочитанного. Готовящий речь (выступление) может выбирать определенный вид чтения, а именно: сплошное, выборочное или комбинированное. Сплошное чтение подразумевает чтение всей книги, части.

Выборочное чтение – это ознакомление с отдельной  частью, главой, параграфом. Сплошное чтение отдельных частей и выборочно  других называется комбинированным  чтением.

При изучении литературы следует выписывать выходные данные о книге, обращать внимание на дату издания. Иногда следует выбирать литературу более позднего года выпуска, и наоборот.

Надо отметить, что человек вырабатывает свои принципы работы с книгой, выбирает те методы и приемы, которые ближе и понятны именно ему.

Личный пример, примеры из жизни друзей и знакомых тоже являются своего рода источником информации, хотя, безусловно, не могут  претендовать на достоверный источник. Такие примеры обогащают речь, делая ее более яркой, эмоционально насыщенной, жизненной. 
 

51 Композиция публичной  речи

Речь для выступления  необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При  подготовке речи необходимо учитывать определенные моменты, а именно:

вид речи; 2) темы выступления; 3) цели и задачи, которые  оратор, говорящий ставит перед собой; 4) слушательскую аудиторию. В риторике рассматриваются следующие этапы  подготовки к выступлению: 1) выбор  темы; 2) конкретизация целей высказывания; 3) изучение материала по теме; 4) подготовка выступления в развернутом виде;5) завершение речи (подведение итогов); 6) полное владение материалом.

Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для  всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала  уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершения речи).

В основной части  выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные  точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.

В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления. 
 

55  Логические основы  публичной речи.

Логические правила  построения ораторской речи.

Логические аспекты  выступления изучены и разработаны  достаточно глубоко. Вот несколько  практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления: Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не прочтен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное. Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении. Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение. Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры. В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

Логические законы. Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались. Закон не противоречия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Закон исключённого третьего.  Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным. Закон достаточного основания.  Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности. 

56 Аргументация речи

Целью говорящего является влияние в той или  иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей  правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли.

Информация о работе Публичная речь