Европейская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:21, реферат

Краткое описание

Средневековье – важный этап развития европейской культуры. Это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Средневековье – важный этап развития европейской культуры. Это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.

     В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие так называемое "романское начало". Главными в культурном наследии Рима являются право, наука, искусство, философия, христианство. Все эти традиции усваивались во время борьбы римлян с варварами  и влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, бриттов, саксов и других племен Западной Европы, представляющую так называемое "германское начало" средневековой культуры. В результате взаимодействия этих начал возникло столкновение двух культур – античной и варварской, что дало мощный импульс к становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.

     1. Общая характеристика европейской средневековой культуры.

     Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).

     Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых – Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель.

     В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

     - раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

     - классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

     - позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество.

     Становление средневековой культуры происходило в результате противоречивого процесса столкновения двух культур – античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры, с другой стороны, – взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

Важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Итак, средневековая культура – это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Однако  влияние этих трех начал средневековой  культуры на ее характер не было, да и  не могло быть равнозначным.  Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:

     - условность собственности на землю: феодал "держал" феод - землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала, который также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии;

     - личное и экономическое подчинение крестьян "держателям земли". Основные формы зависимости - патронат и крепостное право;

     - взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.

На основе  феодальной  земельной   собственности сформировались два

основных  полюса социокультурного поля средневековой  культуры – феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители – крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья:

     •   ученой культуры духовной и интеллектуальной  элиты.

     •   культуры "безмолвствующего большинства (культуры простонародья, в массе своей безграмотного).

Средневековая культура формировалась в условиях:

     - господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

     - замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

     - слабой центральной власти;

     - феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

     2. Христианское сознание – основа средневекового менталитета.

     Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианской религии и христианской церкви. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающую у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности. Христианство явилось "золотой серединой", компромиссом духа и плоти, ибо Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь.

     В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.

Средневековому  мировосприятию и мироощущению, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:

     -  Двумирность.

     Восприятие и объяснение мира исходит из идеи двумирности – разделения мира на реальный и потусторонний, противопоставления в нем Бога и природы, Неба и Земли, "верха" и "низа", духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного.

     - Символизм.

     Огромную роль играл символ. Все, так или иначе, было знаком, все предметы – лишь знаки сущностей. Сама Библия была наполнена тайными символами, скрывающими истинный смысл. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл. Церковь учила, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах.

     - Универсальность.

     В основе средневекового универсализма – идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей - единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его, как уже отмечалось, вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль.

     - Традиционализм.

     Чем древнее - тем подлиннее. Новаторство - это гордыня, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения.

     - Целостность.

Мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью.  Все

области знания – наука, философия, эстетическая мысль и т.д. – представляли собой нерасчленимое единство. Философия и эстетика ставили целью постижение Бога, история рассматривалась как осуществление планов Творца.

Целостный охват всего сущего, характерный  для средневековой ментальности, выразился в том, что уже в период раннего средневековья культура тяготела к энциклопедизму, универсальности знания.   

      - Дидактизм.

     Деятели средневековой культуры – прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности - это передать величие божественного замысла другим людям. Поэтому особое внимание уделяется исскуству аргументации, дискуссиям и т.д.

     - Историзм.

     Историзм средневековья обусловлен христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. Средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, стремлением к конечной цели, судьбе человека, мира в целом.

     3. Влияние христианства на культуру европейского средневековья и ее сферы.

     Постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. В иерархии сфер средневековой культуры доминирующее место принадлежало богословию (теологии). Другие сферы культуры – философская и научная мысль, система образования, искусство - призваны были служить богословию, и рассматривались, прежде всего, как средства приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

     3.1. Средневековая наука и образование.

     Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Средневековая наука разделяется на низшую, основанную на познавательных способностях человека, и высшую - хранительницу Божественного откровения. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии.

     В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в. именно теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов.

Представителями данного течения являются Северный Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Роджер Бэкон, Фома Аквинский и др.

Вершиной  средневековой схоластики стало  творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.

     Средневековое образование было в основном образованием религиозным.  Начиная с раннего средневековья, вся система образования контролировалась церковью. В соборных монастырских школах ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви, а также изучали "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся еще в поздней античности). Вплоть до конца IX в. все школы находились в руках церкви (в них обучались как будущие священники, так и не предназначенные для церковной карьеры юноши). Однако, во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). Преподавание в университетах велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. Церковь осуществляла контроль за преподаванием в университетах, и изгоняла негодных преподавателей.

Университет как институт научного познания и  образования – выдающееся достижение средневековой культуры.

     3.2. Средневековое искусство и архитектура.

     Художественное творчество также испытывало сильнейшее влияние церкви. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности. Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели дидактический смысл – передать верующим основы христианской догматики. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Идею греховности мира отражал ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов – сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый человек мог, как бы читать святое Писание в изображенных там образах.

Информация о работе Европейская средневековая культура