Буддизм и его влияние на культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

За последние полтора века усилился интерес к истории, религии и культуре Востока.
Без изучения многообразия мира, без погружения в особенности иных культур невозможно развитие человечества. Это относится и к культуре Востока.
Причём к Востоку надо подходить не как к экзотике, нужно войти в эту разнообразную, особенную, отличную от западной культуру, найти в ней общее, близкое нам, зачастую достойное восхищения и подражания.

Файлы: 1 файл

вгбаарь Office Word.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

Буддизм и его  влияние на культуру

 

За последние полтора  века усилился интерес к истории, религии и культуре Востока.

Без изучения многообразия мира, без погружения в особенности  иных культур невозможно развитие человечества. Это относится и к культуре Востока.

Причём к Востоку надо подходить не как к экзотике, нужно  войти в эту разнообразную, особенную, отличную от западной культуру, найти в ней общее, близкое нам, зачастую достойное восхищения и подражания. В наше время культура, искусство стран Востока становится доступным и понятным людям всего мира.

Но, любая культура, пришедшая  к нам из глубин веков, теснейшим  образом связана с религией и  философией, связана настолько тесно, что её нельзя понять, не зная соответствующих  религиозно-философских идеалов. Религия  – это не часть культуры, это  некое её организующее ядро. Неслучайно разрушение религии приводит к разрушению цивилизации (вспомним пример Рима).

В этом реферате рассмотрим и культуру религии, зародившейся более 2500 лет назад в Индии и ставшей  во многих районах Азии господствующей идеологией на многие века; своеобразную и величественную культуру буддизма.

На Востоке присутствуют все три мировые религии: буддизм, ислам, христианство. Остановимся на самой древней из них – буддизме. Это не только религия, это и философия, и мировоззрение, и культура и  образ жизни.

Буддизм старше христианства на 5 веков. Это вероучение возникло в Древней Индии около середины 1-го тысячелетия до н. э. Историко-культурный ареал распространения буддизма охватывает преимущественно народы, населяющие Азиатско-Тихоокеанский регион. В ХХ веке эта религия получила распространение в мировом масштабе, особенно дзен-буддизм, одна из её ветвей.

Основателем буддизма считают  царевича Сиддхартха Гаутаму (предположительные годы жизни 623 – 544 гг. до н. э.), жившего в Бенаресе (север Индии и часть Непала). Его религиозный титул Будда Шакьямуни означает «просветлённый мудрец из [племени] Шакьев».

По преданию он, после  чудесного рождения, воспитывался в  царском дворце в довольстве и  роскоши. Звездочёты предсказали его  отцу, царю Шуддходану, великую судьбу сына: он изберёт путь Будды после встречи со стариком, больным, мёртвым и монахом-аскетом. Царь, дабы сын не избрал судьбу отшельника, всячески ограждал его от вида страданий и смерти, не выпуская за стены дворца. Мальчик рос, проявляя удивительные способности как в овладении науками, так и в военном деле. После царевича женили, и его жена родила ему сына.

Но предначертанного Сиддхартха избежать не смог. Пришло время ему оставить дом и в 29 лет начать жизнь скитальца.

Миф рассказывает о том, как  четыре раза выходил царевич из дворца и четыре раза встречал страдающих людей. Сердце его преисполнилось горести, почувствовал он, что настало время  для полного отречения от прежней  жизни, для вступления на путь искания  истины: как спасти людей от страданий  в этой жизни, от смерти.

Странствуя по свету, он слушал многих мудрых учителей, но ни одно учение не давало ответов на его волнующие его вопросы. Постепенно он стал в одиночестве предаваться созерцанию, ведя аскетический образ жизни. Но и в самоистязании не достиг он высшего просветления. Не раз искушал его Маара, бог любви и бог смерти. Но Будда не поддался этому искушению. Сиддхатха вернулся к жизни простого человека, но мысли о счастье и спасении людей не покидали его.

И в один их дней в местности  Гая увидел он дерево бодхы (смоковница или баньян – не уточнено), и в его тени размышлял он долгие дни. Только на 49-й день посетило его озарение. Понял он, что сущность преграды к спасению в неведении, в дурных помыслах и дурных делах. И стал он спокоен, и стал называть себя просветлённым – Буддой. Решил Сиддхатха учить людей тому, что сам осознал, проповедовать истину. И повернул он колесо Дхармы.

Первую свою проповедь  он прочёл в Оленьем парке Бенареса. А затем ещё сорок лет он ходил с проповедью по селениям в среднем течении Ганга. Умер в 80-летнем возрасте, в пути в доме кузнеца, окружённый учениками и почитателями. Буддисты говорят – погрузился в нирвану.

Одним из основных понятий  в буддийском мировоззрении является колесо Сансары – круговорот рождений и смертей, цепь воплощений в различных  мирах, которые подвластны законам  Кармы (судьбы). Сансаре противопоставляется  Нирвана; она может быть достигнута путём самоусовершенствования человека, только тогда для человека прекратится  постоянная смена рождений и смертей.

Нирвана – это не смерть, это угасание внутреннего огня, в  результате чего дух, освободившийся от ненужной ему материальной оболочки, сливается с космическим абсолютом.

Долгое время учение Будды  существовало в устной традиции. Сложение канона началось предположительно в  III веке до н. э., а его письменная фиксация на санскрите – во второй половине I века до н. э.

Буддийский канон состоит  из трёх сводов текстов и называется Трипитака (три собрания). Сутра-питака – собрание проповедей и бесед Будды, начинающихся со слов «так я слышал [от Будды]». Винная-питака – свод религиозно-дисциплинарных правил, регламентирующих жизнь верующих и нравоучительные повествования о прошлых рождениях Будды. Абхидхарма-питака – собрание ранних философских трактатов, разъясняющих терминологию и доктрину первых двух частей канона.

Буддийская литература включает в себя не только канонические религиозные  сочинения, но и так называемые джатаки – многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во время его земных воплощений, предшествовавших его рождению в виде царевича Сиддхартка. Отголоски этих почти фольклорных рассказов слышаться в сказках «тысяча и одной ночи».

Что же проповедовал людям  Будда?

В первой части канона изложено учение о четырёх Благородных  истинах:

1. Мир есть страдания;

2. Источник страданий  – человеческие страсти и желания,  а также невозможность их осуществить;

3. От страданий можно  и нужно освободиться, чтобы перейти  в нирвану;

4. Достичь этого состояния  можно, избрав путь спасения, предложенный  Буддой.

Этот путь Будда назвал Путём Драхмы, «восьмеричной дороги».

1.      Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»;

5

2.      Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;

3.      Правильная речь, т.е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая;

4.      Правильное поведение, т.е. не причинение зла;

5.      Правильный образ жизни, т.е. мирный, чистый, честный;

6.      Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание;

7.      Правильное внимание, т.е. активная деятельность сознания;

8.      Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации;

[6., стр. 95,96]

Овладение этими принципами вело человека к вступлению в нирвану

Первые проповеди Будды  были, вероятно, изложением основ мироздания и программой нравственного воспитания человека. Дошли они до нас, по сути, в полумифологической, притчевой форме – ведь сам Шакьямуни записей не оставил.

Труден и тернист путь к совершенству. На пути двадцать трудновыполнимых вещей. Вот некоторые из них: трудно бедному быть щедрым; трудно гордому  смирить себя; трудно не желать красивого  и приятного и другие. Те же, кто  эти трудности преодолел, готовы воспринять учение Будды.

В основе Буддизма лежат  некоторые идеи и понятия предшествующих религий. Идея реинкарнации – перерождение и перевоплощение душ. Понятие кармы – вида действий, которые приводят к отрицательным или положительным последствиям в будущих перерождениях человека. Многое взяли буддисты от йоги – в философии, культуре, практике.

Но есть понятия только буддийские. Это три варианта Пути к спасению – три колесницы: хинаяна («узкая колесница»), махаяна («широкая колесница»), ваджаяна («алмазная колесница»). Это три основных направления в буддизме, есть ещё масса учений, школ, сект. Останавливаться на этом не будем.

Буддизм – очень демократичная  религия. Может быть, именно в этом и есть основа его долголетия, жизнеспособности.

Буддисты веротерпимы. Они  никогда не прибегали к огню и  мечу, никому не навязывали свою религию.

Буддист может исповедовать любую религию, если одновременно он следует Учению – Дхарме. Важно  лишь спасение и четыре Благородные  истины. Порядок истин не важен. Высшая цель - нирвана.

Буддизм разный и в то же время единый. В нём нет идеи божественного предопределения, есть человек, который несёт ответственность  за свои дела и поступки. И не столько  в этой жизни, сколько в своих  перерождениях. Не помогут ни боги, ни живые, ни мертвые. Только сам человек  может достичь просветления.

География распространения  буддизма достаточно широка. Буддийская церковь не представляет собой единого  целого. Её отдельные самоуправляющиеся  церкви не объединены иерархией  в  общемировом масштабе.

Основой буддизма являются монастыри. Верующие – и миряне,

и монахи – объединены в  общины-сангхи. В общины входят и мужчины и женщины. По желанию любой может со временем принять монашество. Член общины может принять обеты: не отнимать чужой жизни, воздержись от воровства, прелюбодеяния, ото лжи, от употребления опьяняющих веществ.

По мере продвижения от мирского к монашескому статусу обеты ужесточаются.

Монахи подразделяются по положению, занимаемому в монастыре  и храме и по принимаемым обетам.

Женщины иногда принимают  первичный обет, но живут не в  монастыре, а в доме.

Богослужение в буддийских храмах совершаются только священнослужителями  – гуру и учителями, без присутствия  мирян. У ламаистов (Тибет, Монголия, Бурятия и др.) священнослужители называются ламами (глава церкви – далай-лама – в Тибете), монастыри – дацанами.

Буддийские праздники  отмечаются по лунному календарю, даты их проведения в разных странах не совпадают.

В России буддисты проводят в год 6 праздничных богослужений (хуралов). Сагаалганай хурал (новогоднее богослужение) длится 20 дней, начиная с 29-го числа последнего лунного месяца.

Вернёмся к географии  буддизма. Раньше других новая религия  после Индии появилась в Шри-Ланке. Миссионеры индийского царя Ашоки, в том числе его сын и дочь во 2-й половине III века до н.э. привезли на остров Цейлон остаток дерева Бодхи (священного дерева, под которым Будду посетило озарение) и другие реликвии. Считается, что сам Будда трижды побывал на Шри-Ланке и даже оставил след на вершине горы Шри Пада. И до сих пор на острове растёт баньян, выращенный из побега священного дерева Бодхи, который в золотом кувшине привезла дочь царя Ашоки Сингхамитта. Баньян этот жив до сих пор, ему поклоняются буддисты всего мира.

И сейчас около 70% жителей  Шри-Ланки исповедуют буддизм.

В I веке буддийские миссионеры прибили в Мьянму (Бирму), тогда же буддизм пришёл в Китай. В III-IV веках нашей эры распространился в Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, на Корейском полуострове. Из Кореи в середине VI века пришёл в Японию.

Для царей Тибета в VI-VIII веках принятие индийского буддизма было осознанным политическим шагом. При образовании в VII-VIII веке Монгольской империи на эту территорию пришла тибетская школа буддизма – гелугпа, раньше её называли ламаизм. К тому же течению относится и большинство школ России.

Особенно важно последователям этой школы следовать правилам монашеской жизни. Особым авторитетом пользуются ламы – монахи-учителя, ведущие мирян  по пути освобождения.

Язык богослужения в храмах гелугпа – тибетский. На нём написаны канонические книги Канджур и Танджур.

Одной из характерных отличительных  черт ламаизма является наличие в  его пантеоне множества демонических божеств, имеющих устрашающий облик. Один из ежегодных ламаистских храмовых праздников – цам – мистерия устрашения еретиков и врагов веры. Во время цама устраивались священные пляски лам, одетых в маски и костюмы докшитов – гневных божеств - защитников веры. Цам проводился в Тибете и Внутренней Монголии. В Бурятии он исполнялся до 30-х годов XX века. Во время цамов проводилось торжественное символическое уничтожение врагов веры, представленных в виде фигуры человека из теста. Производилось сжигание магического конуса, в котором были собраны враждебные буддизму духи.

Проникновение учения гелугпа в Россию вызвало строительство монастырей-дацанов, в формах которых переплелись центральноазиатские и местные традиции. Храм монастыря завершался 1 – 2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Внутренняя отделка – резьба по дереву, яркая раскраска и роспись. В дацанах обязательно устанавливаются красочные иконы на ткани.

У буддистов школы гелугпа шесть главных ежегодных праздников(в Бурятии их называют хуралами). Буддийские праздничные обряды яркие и красочные.

[4., стр.14]

Буддизм в нашей стране официально стал «разрешённой религией»  в 1-й половине XVIII века, при Елизавете. Главные места распространения буддизма в России – Бурятия, Тува, Калмыкия. В начале XX века в Петербурге образовалась группа последователей буддийского учения. Она сложилась вокруг П.А. и Н.Н. Бадмаевых, врачей-практиков, создавших в городе центр тибетской медицины. В 1910-15 гг. в Петербурге был открыт буддийский храм, который работал до 1935 года. Вновь был открыт в 1990 году.

[6., стр. 93]

В 1991 году открыто первое буддийское высшее духовное заведение  в стране. Центр российского буддизма – Иволгинский дацан в Бурятии, возле Улан-Удэ.

В конце XX века буддизм вышел за границы традиционного проживания буддийских этносов, и не только в нашей стране, но и во всём мире. Буддийские центры работают во всех европейских странах. В США буддизм появился на рубеже XIX – XX веков вместе с иммигрантами из Китая, Японии, Кореи. Если в России распространена в основном тибетская школа буддизма, то в США – дзен-буддизм, пришедший из Китая.

Выше уже говорилось о  том, что буддизм – это не только религия, это философия и культура.

Культура всегда развивалась  в определённых идеологических и  философских рамках. Такие рамки  обычно задавались господствующими  религиями. Каждая религиозная практика создавала  спрос на архитектурные  сооружения, скульптуру, живопись, что  всегда способствовало развитию искусства.

С принятием буддизма в  качестве официальной религии в  Индии началось широкое культовое  строительство. В Северной Индии  и Непале - там, где родился и  проповедовал Сиддхартка Гуатама, ставший Буддой, свято охраняются священные реликвии тех времён. Это так называемые «краеугольные камни» буддизма и колонны - стамбхи. Львы с капители знаменитой колонны царя Ашоки изображены на флаге Индии. Одним из самых древних культовых сооружений буддизма считается ступа. Это сооружение в виде сферического купола без внутреннего пространства. Наверху устанавливается небольшая надстройка и шпиль.

 Ступа возводилась  над ковчежцем с остатками  праха Будды. Считается, что  после кремации земного тела  Будды, пепел был разделён его  учениками на 8 частей и отправлен  в разные страны, где и были  построены ступы. Во II веке до н.э. царь Ашока перераспределил пепел, хранившийся в семи ступах:  разделил его на мелкие доли и построил ещё 84 тысячи ступ.

Почти на северном тропике, недалеко от города  Бхопал возвышается «мировая гора» - буддийская ступа в Санги, место поклонения всех буддистов мира. Внешне она напоминает купол современного планетария, окружённый каменной стеной с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света. Ступа увенчана квадратной террасой и шпилем. С острия шпиля, как считают буддисты, Будда возносится к нирване.   

  [8., стр. 155]

Форма ступы стала одним  из символов буддизма. Она восходит  к эпохе неолита, к погребальным камерам и курганам, к архитектурным  сооружениям деревянного народного  зодчества.

Самые известные из сохранившихся  ступ, кроме вышеуказанной, находятся  на территории Индии в Бхархуте (центральная Индия) и Амаравати

(северная Индия). При разных  вариантах конструкции ступы  сооружались по единому замыслу.  Кирпичный ствол её отожествлялся  с осью мира или стержнем  «мировой горы» Меру. На дне ствола, в центре ступы, в небольшом реликварии, часто вырезанном из хрусталя, хранятся останки Будды или других буддийских святых. Купол отожествляется со сводом воздушного пространства. Реликварий вместе с куполом называется дагоба, что к востоку от Индии произносится как пагода.

Ступы воздвигались там, где  проходили шумные народные празднества  с музыкой, танцами, процессиями  в честь буддийских богов. Это  ещё раз говорит о демократичности  буддизма, о его открытости во внешний  мир.

Ступы и каменные ограды украшались рельефом и скульптурой. Так, один из крупнейших рельефов каменной ограды ступы в Бхархуте рассказывает о чудесном происхождении Будды. Сцены, в которых участвует царица Махамайя и её служанки, решены в реалистическом ключе живо и естественно. Ступа в Амаравати украшена каменной резьбой на два яруса самого купола. В камне передана история того, как принц Гаутама становится Буддой.

Особенно интересны композиции четырёх встреч принца и его странствий по свету. Здесь же, в Амаравати, есть изображения последователей Будды – монахов, одетых в одинаковую оранжевую одежду. Один из них, любимый ученик Ананд, по завещанию учителя разделил его прах и передал его людям.

На фоне яркой тропической  зелени или сухих древесных ветвей белокаменная ступа была ярким, впечатляющим символом ухода великого учителя  в нирвану.               

Ступы и изображения ступ или «дерева просветления» (около  которого на принца Гаутаму снизошло озарение) служат объектами поклонения верующих.

На протяжении веков ступа  претерпела ряд изменений. Она стала  стоиться квадратной (повлияла идея мавзолея, пришедшая из эллинистических государств), с цилиндрическим барабаном, украшалась по периметру колоннадой по типу греческой. Высота их увеличивалась. Одна из ступ близ Пешавара вознеслась на 200 метров.

Раннебуддийское искусство лицо самого Будды обычно не изображало. Он вышел за пределы жизни и оставил в ней только свой след. А чтобы подпитаться его энергией, достаточно созерцать ступу.

И только с начала нашей  эры начали изображать Будду –  в камне, в живописи – особенно в северных районах Индии, в Средней  и Центральной Азии. Именно там, на северо-западе Индостана, в Гандхаре, сложился изобразительный канон Будды. Сложился он на основе народного искусства и, несомненно, под влиянием скульптуры греческих мастеров, пришедшей в Азию во времена Александра Македонского.

Выработались три канонических изображения Будды – сидящего, стоящего и лежащего на смертном одре. Сидящий Будда символизирует  достижение бодхисатвой состояния  «просветления». Руки его, ладони и  пальцы сложены в одном из ритуальных жестов.

Стоящий и идущий Будда  несёт своё учение людям. Он обязательно  обращён лицом к смотрящим на него, одет в одежды с вертикальными складками. Фигура обычно плотная, коренастая, вполне земная. И – одухотворённое, красивое и отстранённое лицо.

На рельефах часто изображали умирающего Будду. Он лежит на правом боку, опираясь на руку. Выглядит он не умершим, а словно спящим, умиротворённым. Вокруг него маленькие фигурки людей – монахов и мирян.

Кроме изображений Будды  много скульптур бодхисатв, т.е. тех, кто в будущем, возможно, тоже может  стать Буддой; посредников между  богом и людьми.

Наиболее воплотились  идеи буддизма в пещерных храмах Индии. Первые пещерные храмы выглядели, особенно снаружи, достаточно скромно – голая  скала и прорезь с входом в  виде арки.

Один из самых интересных раннебуддийских храмов – пещерный храм в Карли, созданный на рубеже нашей эры. Он вырублен в скале на глубину 40 метров и превосходит другие храмы размерами внутренних помещений и великолепием отделки. Интерес усилен колоннами со скульптурными группами из лошадей и слонов с всадниками. Чайтья (молельня) тщательно отделана по фасаду, имеет центральный и два боковых входа, украшенные резными фризами.

Подземельные храмы воплощают  тему чрева «мировой горы», как бы имитацию её. И в то же время они  не оставляют ощущения сумрачности, отрешённости от жизни. Буддийское искусство  никогда не замыкалось в сфере  религиозных переживаний, высоко ставило  миссию человека в этом мире, имело  глубокую жизненную основу. Буддийское искусство обращалось в первую очередь  к человеку.

Ярчайшим доказательством  тому может послужить храм в Аджанте (близ), сооружавшийся в течение восьми столетий. 29 пещер высечены в крутом каменном обрыве живописного ущелья небольшой речки. Центром фасада стало огромное «солнечное» окно, освещающее внутренность храма. На фасаде – фигуры божества и стражей ворот.

Но не это создало храму  особую славу. Все пещеры расписаны  уникальными фресками. К сожалению, в приличной сохранности они  остались только в нескольких помещениях храма. Но и эти немногие поражают мастерством и глубиной мысли  неизвестных живописцев. На стенах пещер – сотни сцен, тысячи персонажей. Изображение животных, цветов, мифологических персонажей, великолепные по красоте  и сложности орнаменты восхищают  паломников.

Но наиболее интересны  изображения ключевых событий из жизни Будды и бодхисатв.  

  [8., стр. 172]

В одной из пещер, на стене, отделанной белым гипсом, изображение  бодхисатвы Авалокитешвары. Слегка наклонившись вперёд, печально смотрит на мир прекрасный юноша в высокой короне и с цветком лотоса в руке. Взгляд его задумчив и сострадателен и устремлён вниз, на землю.

Адисанские мастера гениально передают внутренний мир человека, словно балансируя на грани натурализма и символизма. Они в совершенстве владеют светотенью, линией, великолепно умеют запечатлеть психологическое состояние человека. В одной из военных сцен изображено 300 персонажей, и у каждого «своё» выражение лица. Из нескольких сотен женщин на фресках не найти двух одинаковых.

Поразительные краски, изготовленные  из местных минералов и растений, остались яркими до сих пор.

Это искусство, ещё не скованное  каноном, жизнеутверждающее, вольно объединяющее земное и небесное. Искусству буддизма ничто человеческое не чуждо. Ведь даже смерть, по буддийским верованиям, не трагедия, ибо впереди новое рождение с  новой жизнью. А какой будет  эта жизнь – зависит от самого человека.

Позже буддийское искусство  в Индии претерпевает некоторые  изменения. Уже со II века н.э. Будда из учителя, указавшего путь к спасению, превращается в строгое божество. Для Будды, могущественнейшего из богов строятся огромные храмы. Усиливается значение обрядной стороны культа, пышными становятся церемонии, процессии. Непосредственность и яркость раннебуддийского культа уже никогда не повторится. 

 

6.

Буддийская религия и  культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две  огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую, дворцово-династическую – портреты правителей. Героев, вельмож.

В первых веках нашей эры  буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала  не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными  и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к  раннему средневековью, отличались монументальностью и простотой  стиля. Более поздние строения –  сложным силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой  стен.

В качестве одного из элементов  архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и  монастырей.

Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

  Самый знаменитый  буддийский пещерный храм Китая  – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается  монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество  позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в Индонезии.

В центре острова Ява высится  буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану.

На вершину пирамиды ведут  лестницы, входы сторожат каменные львы.

Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские хрмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы  почти всегда узнаются по красным  воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.  

 

Хотелось бы подробнее  остановиться на той ветви буддизма, которая до недавнего времени  называлась ламаизм и практиковалась в Тибете, Монголии у буддийских этносов в России.

Когда-то всё, что лежало в глубинных районах Азии, к  северу от Китая, Индии и Ирана, так  или иначе, оставалось за пределами  широких научных интересов. Однако именно с Центральной Азией связаны  судьбы иранцев, тюрков, монголов.

Здесь нас интересует бытование  буддизма в Монголии – и как  религии, и как некоторую основу культуры кочевых народов.

Сердце Великой Степи  – Монголия – познакомилась с  основами этой религии в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит  храм Далай-Ламык, посвящённый первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом,

13

 выше – парапет  с полоской фриза с позолоченными  зеркальцами, вмурованными в кладку  стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной  святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее  Улан-Батора из глубин веков улыбается  нам буддийская богиня милосердия Белая  Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой  любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря  до сих пор поражают  как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения  определённых цветов.

Все элементы храма, включая  живописные иконы и предметы декоративно-прикладного  искусства, подчинены единому композиционному  замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить  их на службу религии. 

 

Ранее уже вскользь коснулись  бытованию культуры буддизма в России. Более подробно осветить эту тему не представляется возможным, дабы не увеличивать её объём. Так же, как  и тему распространения в мире дзен-буддизма. Тем не менее, мне  представляется, основную задачу работы: изложить основы буддизма, рассмотреть  пути распространения религии, её направления  и, конечно, показать культуру буддизма во всей её восточной красе - старался выполнить. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в обыденной жизни  школьника или студента, насыщенной компьютерными, мобильными и другими развлечениями, я думаю, вряд ли найдётся время поразмыслить о чём-то действительно важном, вечном, например, о вкладе в наш мир буддизма, о его  культуре. Такая дисциплина как «культурология» помогает выделять нам это драгоценное время. Тем не менее, как бы студент не работал над этим заданием – списал; всё выполнил сам и с удовольствием или сам же, но без такового – мысли о этом самом вечном у него появиться обязаны…

Буддизм в современном  мире – мире воин, терроризма, безверия, находит всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как  нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда  говорил: «Немногие из людей достигают  противоположного берега, остальные  только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без  Бога, спасение без спасения, жизнь  без зла, но и без добра…

И тем не менее часть мировой культуры, удивительная её часть…

Над этим стоит ещё не раз подумать. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Православная энциклопедия, Бондаренко-Варфоломей Эдесский, Т.6, М: 2003 – стр. 299-316;

2.                  Наука и религия, №6, М: 1989 – стр. 22-23;

3.                  Наука и религия, №11, М: 1991 – стр. 14;

4.                  Зодчество, Гольштейн А. Ф., М: 1979 – стр. 56-84;

5.                  Наука и жизнь, №3, М: 1994 – стр. 92-98;

6.                  Искусство средневекового Востока, Каптерева Т.П., Виноградова Н.А., М: 1989 – стр. 105-218;

7.                  Мировая художественная культура: структурно-логические схемы, Хоруженков К.М., М: 2003 – стр.11-13.




Информация о работе Буддизм и его влияние на культуру