Культура питания прошлое и настоящее

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить прошлое и настоящее культуры питания.
Задачи данной курсовой работы:
• проследить историю развития культуры питания,
• показать культуру питания разных стран,
• определить их предпочтения в еде.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
1. Культура питания………………………………………………………………..4
2. Питание древнего человека………………………………………………….….5
2.1 Характерные исторические периоды в изменении рациона питания…..……5
2.2 Предпосылки появления хлеба………….…………………………………...…9
2.3 Предпосылки появления алкоголя.....................................................................10
3. Питание средневекового человека. Этикет застолья…………..…………..….11
3.1 Питание средневекового человека…………………………………………....11
3.2 Напитки Средневековья……………………………………………………….18
3.3 Этикет застолья Средневековья…………………………………………….....19
4. Культура питания индустриального общества……………………………..…22
5. Культура питания современного общества…….……………………….…......22
6. Основные пристрастия разных народов……………………………….……...24
7. Энергетическая модель правильного питания…………….…………….……27
Заключение……………………………………………………………………..……….30
Список используемой литературы……………………………………………….....…31

Файлы: 1 файл

культура питания прошлое и настоящее.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНЯ

 

 

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

 

Кафедра: «Туризм и рекреация»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Традиции и культура питания народов мира»

на тему: «Культура питания прошлое и настоящее»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент(ка) группы СКГ-503

Козаренко М.С.

 

 

Проверил:

Ст.пр. Егорцева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2013г.

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………………3

  1. Культура питания………………………………………………………………..4
  2. Питание древнего человека………………………………………………….….5
    1. Характерные исторические периоды в изменении рациона питания…..……5
    2. Предпосылки появления хлеба………….…………………………………...…9
    3. Предпосылки появления алкоголя.....................................................................10
  3. Питание средневекового человека. Этикет застолья…………..…………..….11
    1. Питание средневекового человека…………………………………………....11
    2. Напитки Средневековья……………………………………………………….18
    3. Этикет застолья Средневековья…………………………………………….....19
  4. Культура питания индустриального общества……………………………..…22
  5. Культура питания современного общества…….……………………….…......22
  6. Основные пристрастия разных народов……………………………….……...24
  7. Энергетическая модель правильного питания…………….…………….……27

Заключение……………………………………………………………………..……….30

Список используемой литературы……………………………………………….....…31

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культура питания является важнейшей составляющей частью жизни человечества.

Гастрономические привычки и пристрастия каждого народа складывались на протяжении многих веков. В этом причина удивительной физиологической  целесообразности народных поварских  приемов и рецептур. Постепенно создавались  национальные кухни, ставшие неотъемлемой частью любой национальной культуры. Сегодня у каждого народа есть свои традиции, обряды и национальная кулинария, для которой характерны свои, отличные от других, национальные блюда.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что зная историю культуры питания легче понять и принять традиции и культуру других народов, зная откуда все появилось.

     Цель данной курсовой работы: изучить прошлое и настоящее культуры питания.

Задачи данной курсовой работы:

    • проследить историю развития культуры питания,
    • показать культуру питания разных стран,
    • определить их предпочтения в еде.

Из книги Похлебкина В.В. «Собрание избранных произведений: Из истории русской кулинарной культуры»  была взята информация об истории  русской культуры питания, этикет русского застолья.

Из книги Похлебкина В.В. «Собрание избранных произведений: История важнейших пищевых продуктов» была взята информация о происхождении  хлеба и алкоголя.

Из книги Похлебкина В.В. «Собрание избранных произведений: Национальные кухни наших народов  была взята информация о пристрастиях разных народов в культуре питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура питания.

Для начала дадим определение  понятию культура и питание. Культура – форма общения между людьми, имеет коммуникативную и

символическую природу.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Культура питания – это совокупность высокого уровня знаний о потреблении пищи, развитие у себя практических навыков в ее выборе, а также определении рациональных потребностей своего организма в питании.

Категория для всего, что связано с культурой питания: традиции и устои в отношении приёма пищи, а также застолья и кухни в широком понимании.

Традиции – обычай, установившейся порядок в поведении, в быту.

Этикет – установленный  порядок поведения.

Обряды – совокупность установленных обычаем действий, где воплощаются

бытовые традиции.

Начать приходится, конечно, из глубины веков и даже тысячелетий, потому что в основе современных  традиций питания лежат опыт далеких  предков, их культурная традиция. Хотя человек – существо всеядное, выбирать пищу его учат в детстве члены  того общества, в котором он появился на свет. Вспомните, что говорят малышу, тянущему в рот деревянный кубик: «Это не едят». Постепенно происходит обучение тому, что можно есть, как  приготовить еду. При этом в разных сообществах культурными традициями часть питательных продуктов  признается несъедобной или запретной. Например, давно ли мы примирились  с мыслью о том, что французы едят лягушек, а японцы – сырую рыбу? Не говоря уже о жуках, змеях и  червяках, которые тоже употребляются  в пищу. А вот грибы у некоторых  народов, например, тундровых ненцев, считаются несъедобными. Некоторые  виды пищи регламентированы религиозными традициями. Так, мусульмане и иудеи  не едят свинины, а согласно большинству  религиозных представлений народов  Индии корова считается священным  животным и мясо ее нельзя употреблять  в пищу. Впрочем, в традиции некоторых  индийских каст вообще лежит вегетарианство, начисто лишающее его приверженцев животного белка, что не проходит даром для роста, развития и здоровья целых народов. 
Однако в основе любых традиций лежит культурный и исторический опыт в самом широком смысле этого слова. С древних времен человек использовал те пищевые ресурсы, которые были легко доступны в местах его обитания. С одной стороны, в ходе естественного отбора на протяжении сотен поколений фиксировались те случайно возникавшие физиологические варианты пищеварения, которые позволяли человеку выживать и продолжать род. Ведь продолжение рода – главная задача всех живых существ с точки зрения природы. С другой стороны, человек постепенно осваивал новые продукты, приспосабливая их для питания, учась перерабатывать и делать более пригодными для усвоения организмом. Так и происходило «встречное» приспособление, а с ним вместе формировались и культурные традиции, в том числе культура питания.

 

2.Питание древнего человека.

 2.1 Характерные исторические периоды в изменении рациона питания.

Как было установлено исследованиями архантроп появился около 2,5 млн. лет  назад. Он мало, чем отличался по характеру питания от человекообразной обезьяны. Возникнув в регионах Центральной  и Южной Африки, он использовал  в пищу плоды растений, произраставших в том период в условиях тропического климата Африки. Можно предположить, что это были прародители таких  растений как земляные орехи, бананы, молодые побеги бамбука и т.п. Использование животной пищи не было характерным для того периода, хотя некоторые историки не исключают  использование падали (трупов мелких грызунов и других животных). Эпоха  существование архантропа продолжалось более 1 млн. лет. Характер и рацион питания  за этот период существенно не менялся.

По истечении этого  продолжительного периода начался  период нижнего палеолита, характерный  появлением питекантропа, то есть обезьяночеловека, который просуществовал в течение  нижнего палеолита (около 600 тыс. лет) и среднего палеолита (около 200 тыс. лет). Питекантропы жили на территориях  Северного Китая, Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки. Рацион питекантропа помимо традиционной растительной пищи в несколько большей мере включал мясо животных, так как  человек, научившись к тому времени  изготавливать различные орудия из камня - крупные рубила правильной формы, скребки, резцы, уже имел возможность  коллективно охотиться на диких  животных. Добычей первобытных охотников  были крупные животные: слоны, олени, медведи и пр. В эпоху среднего палеолита около 250 тыс. лет назад (общей продолжительностью около 200 тыс. лет) происходит наступление ледника. В это время происходит интенсивная  адаптация человеческого организма  к суровым условиям окружающей среды. Требовалось больше, чем в прежних, теплых климатических условиях, высококалорийной пищи (жиры, белки), основными поставщиками которых было мясо и и продукты животного происхождения. Под воздействием климата, характера питания и общественного строя (на смену первобытнообщинному приходит родовой строй) изменяется сам человек.

 В частности, употребление в пищу мяса, богатого в первую очередь легко усваиваемыми белками, помимо появления времени для развития первобытного подобия ремесел, способствовало значительным изменениям в строении высшей нервной системы человека, что по мнению многих исследователей эволюционных процессов. явилось значительным шагом в формировании «homo sapiens» как вида. [4,6]

На смену постепенно вымирающему  питекантропу в эпоху верхнего палеолита (продолжительностью около 30-36 тыс. лет) приходит неандерталец. Неандертальцы  осваивают новые области юга  Европы, Азии, Африки. Люди средне каменного  века больше внимания уделяют сбору  съедобных растений, причем именно тех, которые дают больше плодов и  легче собирать. Это были прародители  современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах  Азии образовывали целые поля. В  Америке особенно привлекали кукуруза, бобовые, картофель, батат, томаты, а  обитателей островов Тихого океана клубни вроде ямса или таро. Археологическими исследованиями доказано [2], что самым  древним видом обработанной пищи было сырое зерно проса. Несколько  более поздним - зерна пшеницы  и других злаковых. При этом в  последний период каменного века, неолит (продолжительностью около 3-4 тыс. лет), на смену охоте, собирательству «присваивающему» хозяйству постепенно приходит «производящее» - земледелие и скотоводство, а с ними и термическая  обработка пищи. В мустерьерский период родовой общины (эпоха матриархата) человеком для приготовления пищи сознательно стал использоваться огонь. Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль не только в общественной жизни человека, но и в его пищевом рационе. Этот переход по праву назвали «неолитической революцией».

В эпоху ледникового периода, когда ледник наступал и отступал в общей сложности 6-7 раз (последнее  наступление закончилось около 10 тыс. лет назад). До Великого оледенения Европа, например, была покрыта хвойными лесами, в ледниковый же период она  становилась похожей на тундру. Менялся  характер и растений и животных, употребляемых человеком в пищу. Ледниковые периоды длились 100-200 тыс  лет. Исчезновение крупных животных в эпоху мезолита в пищу все  чаще употребляются рыба и моллюски. Морские побережья стали привлекать людей: здесь на мелководье можно  было убивать большую рыбу, поймать  много крабов, собрать моллюсков. В более южных областях основной пищей были благородные олени, косули, зубры и кабаны. Люди собирали также различные морские ракушки, моллюсков и мед. Охотники и рыболовы мезолита питались почти исключительно мясом лесных животных и лишь иногда мясом морской птицы, уток, гусей и лебедей. Из пресноводных рыб ловили, главным образом, щуку. На побережье случалось находить выброшенных на берег китов - их тут же разрубали на части и ели. Ловили также тюленей, треску, морских угрей, крабов, морских лещей, скатов и акул. По многочисленным остаткам растительной пищи можно судить, что люди ели лесные орехи, семена водяной лилии, дикие груши и ягоды. В период неолита человек научился возделывать злаки и выращивать домашних животных. Располагая глиняной посудой, он смог овладеть различными способами приготовления пищи. Эти способы дошли до наших дней. Искусство приготовления супов мы унаследовали от своих далеких предков, которые умели доводить до кипения воду, приправленную разными травами, погружая в нее раскаленные камни. Самые древние признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Они относятся к X - IX тыс. до н. э [1].

С появлением у неандертальцев первичных культовых верований, магических обрядов, соперничества  и вражды между различными общинами, в отдельных общинах могли  возникать обряды каннибализма. Исследователи  допускают, что неандертальцы уже  могли верить в магические силы - возможность воздействовать на людей  и животных с целью добиться от них желаемых поступков, перехода силы убитого врага к его победителю при предании его внутренних органов  и т.д. [5]

С переходом к оседлому существованию изменился и быт  человека. Общины охотников обычно были небольшими, около 20 человек и  разрастались только при наличии  большого количества добываемой на охоте  пищи. Общины же земледельцев и скотоводов насчитывали до нескольких сотен  человек, так как наличие домашних животных и посевных площадей служило  гарантией обеспеченности продуктами питания на длительный период для  большого числа людей. С появлением скотоводства оленина постепенно уступила место мясу домашнего скота: говядине, свинине, баранине. Охота на птиц все  еще оставалась важным промыслом - как  средство добывания жира для светильников. Рыба шла в пищу человеку, а также  на корм крупному рогатому скоту. Лососей, осетров и угрей коптили и  сушили, заготавливая их впрок на зимнее время.

Информация о работе Культура питания прошлое и настоящее