Следы транспорта и их использование в криминалистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;

Оглавление

Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Следы транспорта и их использование в криминалистике»..docx

— 51.98 Кб (Скачать)

     Государственное казенное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

     «RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY»

     Ростовский  филиал

     Кафедра уголовного процесса и криминалистики  

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине «Криминалистика»

     на  тему «Следы транспорта и их использование в криминалистике»

            Выполнил: Е.Е.Камышникова, студент 4-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа 4.1

            Подпись _____________________________

            Научный руководитель: В. И. Игнашин

            Подпись _____________________________ 
             
             

                                               Ростов-на-Дону

                 2011

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 2

1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их   классификация 4

2. Понятие следов 9

3. Следы транспортных средств 12

4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20

Заключение 27

Список  используемой литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Представленная  работа посвящена теме «Следы транспорта и их использование в криминалистике».

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

     Тема  «Следы транспорта и их использование  в криминалистике» изучается  на стыке сразу нескольких взаимосвязанных  дисциплин. Для современного состояния  науки характерен переход к глобальному  рассмотрению проблем тематики «Следы транспорта и их использование в  криминалистике».

     Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике».

     Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме «Следы транспорта и их использование  в криминалистике» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

     Теоретическое значение изучения проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике»  заключается в том, что избранная  для рассмотрения проблематика находится  на стыке сразу нескольких научных  дисциплин.

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование  в криминалистике» с точки  зрения отечественных исследований.

     В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

     Изучить теоретические аспекты и выявить  природу следов транспорта и их использования  в криминалистике;

     Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике»  в современных условиях;

     Изложить  проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;

     По  результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение  к рассматриваемой теме, и сделаны  выводы о необходимости дальнейшего  изучения / улучшения состояния вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее понятие транспортного  средства. Автомобили и их классификация
 

     Делающее  первые шаги на пути своего становления  криминалистическое учение о транспортном средстве относится к числу частных  криминалистических теорий. В то же время оно является одной из составляющих криминалистического учения о техногенных  источниках повышенной опасности. Это  оправданно, ибо транспортные средства в настоящее время все интенсивнее  используются не только на благо человека, но и при совершении как неосторожных, так и умышленных преступлений. Эффективность активности субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве будет неизмеримо выше, если они будут опираться на специальную теоретическую базу, в частности, криминалистическое учение о транспортном средстве.

     Криминалистическое  учение о транспортном средстве является в то же время интегративным продуктом, результатом творческого осмысления достижений тех частных криминалистических теорий, которые входят в него как  составляющие (о железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспортных средствах). В криминалистике имеются в основном наработки в области тактико-методического содержания и механизма следообразования при расследовании нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Значительно меньше внимания уделяют ученые-криминалисты рассмотрению аспектов расследования преступлений, связанными с другими видами транспорта.

     Такое положение объясняется в криминалистической литературе двумя основными причинами:

     · воздушный, водный и рельсовый транспорт  при движении практически не оставляют  следов-отпечатков;

     · государственная статистика о количестве таких преступлений в советское  время была закрытой, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования.

     Транспортное  средство прямо указано в уголовном  законодательстве как предмет следующих  умышленных преступлений: угон (ст. ст. 166, 211 УК РФ) и пиратство (ст. 227 УК РФ). Кроме того, оно часто фигурирует в той или иной степени при расследовании убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, контрабанды, терроризма, захвата заложника и т.д. Отдельные аспекты расследования таких преступлений проанализированы в криминалистической литературе77 Кульмашев Ф.Х Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N3. С. 229-233;. Вместе с тем, многие проблемы данного направления в криминалистике остаются нерешенными и требуют дальнейшего исследования.

     Как и другие частные криминалистические теории, данное учение складывается из двух частей (подсистем): общей и  особенной. Общая часть представляет общую модель данной области научного знания. Она должна включать в себя базовые положения, в частности, определения основных понятий, классификацию  транспортных средств, вовлеченных  в уголовный процесс, задачи их изучения и характеристики связанных с ними криминалистически значимых следов, общие для всех видов преступлений, а также иные положения и тенденции развития, знание которых необходимо для различных видов научного, практического и дидактического познания.

     Особенную часть можно определить как систему  теорий, каждая из которых, будучи также  обобщенной моделью, но более низкого  уровня.

     В юридической литературе определения  видов транспортного средства имеют  неоднозначное толкование. Так, в  уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного  средства. Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации.

     В ст. 264 УК РФ введено понятие «механическое транспортное средство», которое частично раскрывается в примечании к данной статье. По мнению большинства ученых-юристов, под механическим транспортным средством следует понимать любое транспортное средство (автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины), кроме мопеда, приводимое в движение двигателем99 Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов-н/Дону, 2002. С. 644; Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др. Аналогичное определение этого термина изложено в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ). Здесь же в ПДД дается термин «транспортное средство», под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

     По  мнению А.В. Лесных, транспортное средство - это механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/час, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.110 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.0 При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.

     Последнее определение с некоторыми дополнениями можно сформулировать в следующей  редакции: автомототранспортное средство - это вид транспортного средства, осуществляющий перевозку людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного движителя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тяговая сила которого создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.

     Известно, что автомобили в настоящее время - это наиболее массовый вид автомототранспортных средств, предназначенный для перевозки  пассажиров на короткие и средние  расстояния, а также перевозки  грузов на небольшие, средние и значительные расстояния. Автомобилизация, наряду с безусловно положительными моментами, влечет и отрицательные последствия. В первую очередь это большое число дорожно-транспортных происшествий. Так, если в отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1-2 человека, на речном - 1-23, а на воздушном - 37-310 человек, то автомобильный транспорт по числу погибших на несколько порядков опережает их111 Троицкая Н. А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.1. Например, по данным ГИБДД в Российской Федерации в 2000 году было зафиксировано 157,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 25 594 и было ранено 179 401 человек.

     По  назначению автомобильные средства можно разделить на:

     · грузовые (тягач, грузовой автомобиль);

     · пассажирские:

     · автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро);

     · легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат);

     · специальные (пожарные, санитарные, спортивные и т.д.).

     Кроме того, автомобили можно классифицировать по:проходимости: дорожные, внедорожные повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные, полугусеничные и другие движители);

     типу  двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические и на воздушной подушке.

     Рабочий объем цилиндра двигателя (л) легковых автомобилей делят на:

     особо малый (менее 1,2);

     малый (1,21-1,8);

Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике