Использование помощи населения при расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и признаки преступления…………………………………..........4
Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью......7
Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

Курсач крим.docx

— 42.49 Кб (Скачать)

б) обеспечивать широту и оперативность информационного  воздействия на население,

в) осуществлять поиск преступников на практически  не ограниченной территории,

г) создавать  обстановку, благоприятствующую деятельности правоохранительных органов и т.д.

Для этого  взаимодействия, как отмечает Ю.В.Наумкин, характерно не только сотрудничество ради достижения общих целей, но и «борьба», возникающая в процессе решения конкретных локальных задач, например, различие в оценках отдельных фактов и результатов деятельности; при желании журналистов получить информацию, которую правоохранители считают невозможным сообщить; в случаях служения отдельных СМИ «своим хозяевам» и т.д.

Необходимость взаимодействия правоохранительных органов  со СМИ определяется не только тем, что они получают возможность  более эффективного решения своих  задач, но и избежать необъективного и ошибочного освещения журналистами тех или иных вопросов и событий. Последнее может иметь место, как при недостаточности информирования СМИ, так и в силу непрофессионализма отдельных журналистов и прямого выполнения заказов криминальных структур.

Примером  недостаточности информирования и  следствием желания восполнить этот пробел может служить случай, когда  в связи с отказом в информации журналист провел собственный анализ ситуации по заказному убийству и  написал: «Поскольку на месте убийства следы преступника не обнаружены, теперь важно поскорее найти машину, на которой скрылся убийца (если он ее не уничтожил), чтобы там попытаться обнаружить уличающие его следы». В результате получилась своего рода практическая рекомендация-напоминание  преступникам - не забудьте уничтожить следы!

К основным направлениям взаимодействия правоохранительных органов со СМИ относят:

- формирование  общественного мнения по вопросам  борьбы с преступностью, - углубление  правовой осведомленности населения,

- информирование  о деятельности правоохранительных  органов,

- обеспечение  раскрытия и расследования преступлений,

- профилактику  правонарушений.

Содержание  и формы реализации каждого из этих направлений взаимодействия существенно изменились в результате изменения социально-психологического климата в обществе, оценки жизненных ценностей, отношения к происходящему и т.п. Так, если раньше имелись большие основания и возможности взывать к чувству гражданского долга, общественной солидарности, то теперь эти факторы практически не действуют и необходимо апеллировать к желанию защитить свою безопасность, свою собственность, получить вознаграждение за оказание помощи правоохранительным органам и т.д.

К взаимодействию со СМИ по вопросам обеспечения раскрытия  и расследования преступлений относится:

- информирование  населения о совершенных преступлениях;

- предотвращение  и опровержение слухов и дезинформации;

- получение  информации об обстоятельствах  расследуемых преступлений;

- использование  помощи граждан в розыске преступников;

- сообщение  в профилактических целях о  приемах и способах действий  преступников;

- дезинформация  преступников в отношении планов  и возможностей действий правоохранительных  органов;

- внесение  разлада и неуверенности в  криминальную среду с целью  разложения преступных групп;

- создание  благоприятных условий для решения  иных следственных и оперативных  задач.

Данный  перечень, разумеется, не является полным, но применительно к нему мы постараемся  отметить особенности информационного, организационного, психологического, тактического и прочих аспектов использования  помощи СМИ в борьбе с преступностью  в современных условиях.

Информирование  населения о совершенных преступлениях, о состоянии преступности в целом  и мерах борьбы с ней является, с одной стороны, реализацией права граждан на информацию о том, что происходит в обществе (в том числе на то, чтобы знать, как и на что тратятся деньги налогоплательщиков, - к чему мы еще не приучили наших граждан), с другой стороны, это - необходимость для создания условий деятельности правоохранительных органов, обеспечение благоприятного климата для взаимодействия с населением и СМИ, чтобы они чувствовали, что о них вспоминают не только тогда, когда нужна совершенно конкретная помощь, а в их взаимопонимании и помощи нуждаются всегда.

При информировании населения по правовым вопросам необходимо помнить, что правовая информация «не  бывает нейтральной: она либо полезна, либо вредна, ... поэтому каждому случаю обнародования правового материала  должно предшествовать ясное осознание  преследуемой публикацией цели». С учетом этого сопоставление ценности полученных при достижении поставленной цели результатов с возможными отрицательными последствиями публикаций должно определять решение вопроса о целесообразности в данном конкретном случае обращения к средствам массовой информации. Любая публикация (обращение) может вызывать интерес, непонимание, недоумение, раздражение и т.п. Поэтому при подготовке информации необходимо помнить не только о ставящихся нами целях, но и о том, какие реакции это может повлечь со стороны населения. Причем негативные последствия могут выражаться не только в невосприятии поданной информации, но и в прямо противоположной реакции на нее: намеревались предотвратить или опровергнуть слухи - из-за некачественности подачи материала укрепили в их достоверности; пытались обеспечить осуждение конкретных действий и поступков - добились обратного и т.д.

При взаимодействии со СМИ необходимо учитывать не только отмеченные возможности наступления  негативных последствий, но и особенности  деятельности и специфику решаемых задач различными правоохранительными органами. Так, «сенсационные» разоблачения отдельных депутатов и чиновников - коррупционеров без последующего завершения публикуемых фактов информацией о вынесении обвинительных приговоров порождают убежденность в безнаказанности этих лиц.

Профилактические  цели опубликования материалов в  СМИ не могут решаться единичными публикациями, тут нужны системность  и последовательность, учет психологии восприятия аудитории.

Например, действенность информирования о  преступлениях в налоговой сфере  будет определять не сенсационность материалов (масштаб укрытия, «важность» персоны и т.п.), а конкретность того, что именно мы в результате этого (непоступления в бюджет) потеряли - сколько врачей или учителей не получат зарплату, чего лишатся дети, находящиеся в детских домах, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

Заключение

 

Многими авторами, исследующими рассматриваемую  проблему, подчеркивается, что сотрудники правоохранительных органов, как правило, не обладают необходимыми знаниями и  умениями полезного и творческого  взаимодействия со СМИ.

Это касается всех сторон организации и осуществления  взаимодействия: как найти и выбрать  соответствующие органы СМИ (журналистов) для постоянного взаимодействия или осуществления разовой акции; какими должны быть формы и способы  взаимодействия; что может и что  не должно публиковаться; особенности  подготовки и представления информации в зависимости от цели ее обнародования  и т.д. Одним из путей решения этих проблем является создание и использование пресс-служб правоохранительных органов. Но в целом искусством общения со СМИ и полноценного использования их возможностей должны владеть все следователи и оперативные работники, чтобы успешно решать стоящие перед ними задачи. Но пока анализ практики использования СМИ свидетельствует, что нередко подготовленные работниками правоохранительных органов материалы, предназначенные для привлечения населения к участию в раскрытии и расследовании преступлений, не соответствуют поставленным целям из-за неправильной их ориентации, неправильного выбора обращения, ненадлежащей формы и т.д.

И, следовательно, нужно специально исследовать организационные, психологические и тактические  аспекты взаимодействия правоохранительных органов со СМИ и разрабатывать  конкретные рекомендации для реализации этих знаний и умений в практической деятельности, поскольку СМИ являются важным информационным резервом правоохранительной деятельности.

 

 

                             Список использованной литературы

 

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 в редакции от 11.07.2011
  3. Взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001.
  4. Громов В. Предварительное расследование в уголовном процессе. М., 1991.
  5. Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998.
  6. Пелецкая С.М. Серия убийств пресечена с помощью средств массовой информации // Следственная практика. 2003. N 4
  7. Расследование многоэпизодных убийств, совершенных на сексуальной почве: Научно-практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. М., 2003.

Информация о работе Использование помощи населения при расследовании преступлений