Журналистские профессии на телевидении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим такие журналисткие профессии, как:
1. Телерепортер.
2. Комментатор и обозреватель, и их различие.
3. Интервьюер.
4. Модератор.
5. Ведущий ток-шоу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
1. ТЕЛЕРЕПОРТЕР…………………………………………………………………………3
2. КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, ИХ РАЗЛИЧИЯ……………………………..7
3. ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР…………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат по журн..doc

— 78.50 Кб (Скачать)


1

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2

1.       ТЕЛЕРЕПОРТЕР…………………………………………………………………………3

2.       КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, ИХ РАЗЛИЧИЯ……………………………..7

3.       ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР…………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………15

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В шестидесятые годы прошлого столетия любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». Каждому из видов экранной деятельности присущи свои особые правила, соответствующие его специализации.

В данной работе мы рассмотрим такие журналисткие профессии, как:

1. Телерепортер.

2. Комментатор и обозреватель, и их различие.

3. Интервьюер.

4. Модератор.

5. Ведущий ток-шоу.

На практике эти профессии редко можно увидеть в чистом виде. Иногда сама форма сложной работы требует от журналиста выполнения той или иной роли, так некоторые ведущие выпоняют обязанности интервьеюера, комментатора, порой модератора, не говоря уже об их редакторском участии в отборе и компоновке материала.

Важно, чтобы в передаче выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием.

Молодой журналист по истечении времени выбирает для себя то  амплуа, в котором он может лучше проявить себя.

К списку обязательных профессиональных качеств тележурналиста относят: Способность работать в коллективе; широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Большинство этих качеств – суть самой личности: либо они есть у журналиста, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

 

1.             ТЕЛЕРЕПОРТЕР

 

 Профессии репортера  самая массовая, самая многогранная и  наиболее органичная для раскрытия способностей молодого журналиста. Репортер может специализироваться как в определенной сфере человеческой деятельности, это могут быть новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр., так и представлять все новости одного региона.

«Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:

1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое;

2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем;

3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее, в этом случае репортерская группа прибывает на место заблаговременно, и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства. Так или иначе, события можно планировать: метеосводка подскажет, в каком направлении движется ураган или где ожидать лесных пожаров; спецсвязь, установленная в репортерской машине или вертолете и настроенная на волну милиции, скорой помощи и пожарных, позволит не пропустить городские происшествия и т.д.»[1]

Оперативность репортера зависит от многих факторов: и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы.

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники информации. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Выезжая на съемку, репортер уже представляет, как приблизительно будет выглядеть будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, которые оставляют достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Такие закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется двадцатисекундный сюжет, то журналисту придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии. «Каждый информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт, проблему и ее разрешение, развитие и свертывание действия, т. е. начало, середину и конец», – пишет продюсер вечерних новостей Эн-би-си Ройвен Франк. Считается, что перед сьемками  репортеру необходимо провести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарий репортажа, все возможные повороты событий.

Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору, так как с одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором.

В российской практике на съемках любого события работает несколько человек – репортер, оператор, его ассистент, видеоинженер, звукооператор, осветители, шофер. Успех работы репортера зависит от слаженности его съемочной группы.

Есть два принципиально различных способа работы в телехронике. Способ первый: сначала пишется текст сюжета, и этот текст служит руководством для съемок соответствующих кадров, а затем репортер начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения. Способ второй: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой «картинки», под приблизительный план репортера, а затем пишется и наговаривается текст. Первый способ позволяет работать быстрее, поэтому он чаще используется в телехронике. Второй – ближе к кинематографу с его традиционным предпочтением зрения слуху. Так работают при создании крупных передач, документальных фильмов.

Каждый журналист знает, что хорошее начало вызовет интерес, благодаря хорошей концовке  - материал останется в памяти. «Остроумная, оригинальная фраза значит не меньше, чем оригинальный кадр. Например: «Но цены здесь совсем не мышиные» в репортаже из магазина Микки-маусов и других игрушек, рожденных фантазией Уолта Диснея».[2] Также очень важна проблема сочетания слов и «картинки» в репортаже.

Репортерство – наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности.

В ходе межнациональных конфликтов репортеру не следует высказывать какие-либо суждения, он должен ограничитиваться фактами. Однако в наших информационных программах суждений бывает больше, чем фактов: к мнению репортера добавляет свое ведущий, а зритель вынужден искать крупицы истины непосредственно на экране.

«Основные вопросы репортера: где? кто? каким образом? когда? И лишь в случае необходимости уточняющее: почему? – и по возможности реже: что вы думаете по этому поводу?

Репортер, ежедневный добытчик новостей, как правило, динамичный и достаточно молодой человек. Однако иногда к репортажу обращаются и маститые обозреватели, и «звезды» – ведущие новостей. Конечно, седовласому международнику вряд ли уместно скатиться с водяной горки в японском аквапарке, в отличие от молодого коллеги, однако само присутствие мастера придает вес любой теме. Ведущая информационной программы Татьяна Миткова вела репортаж с вертолета, пролетавшего над Чернобыльской АЭС в годовщину катастрофы, а Светлана Сорокина произносила свой текст на морском побережье, на фоне горящих нефтескважин Кувейта. Такие приемы поднимают престиж и «звезды» и телекомпании в целом.»[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, ИХ ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

В данной части реферата рассмотрим профессии комментатора и обозревателя.

«Комментарий – это точка зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Но и он стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется в новостной программе или после нее, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.»[4]

Собственных комментаторов могут себе позволить далеко не все телевизионные организации. Многие телестанции предпочитают приглашать для комментирования публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. Считается, что комментарий должен облегчить слушателю формирование собственного мнения, и поэтому задача редакции состоит в том, чтобы «предоставить слово комментаторам, придерживающимся различных точек зрения».

Если рассматривать актреские данные, то комментатору они нужны в большей степени, чем репортеру: «ведь личность комментатора, весь его облик на протяжении всего выступления (3–5 минут и больше) служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект. Как считают авторы германского пособия, «журналист, сознающий, что ему надо выступать перед миллионной аудиторией и испытывающий при этом трепет, безусловно, произведет лучшее впечатление, чем тот, кто выступает с ощущением, что все только его и ждали. Тот журналист, который начинает переоценивать себя, делает первый шаг к профессиональной деградации».

Комментатор обычно сам пишет текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Тем не менее, выступление должно выглядеть как импровизация. Еще древние греки полагали, что искусство оратора состоит из трех частей: написание речи, разучивание ее и произнесение. Предполагается, что «текст не нужен, если есть уверенность, что в строго заданное время комментатор уложит все, что хотел сказать, не мучаясь над поиском формулировки, пользуясь яркими словесными образами, что найдется отточенная, захватывающая внимание первая фраза, будет обеспечена логика и четкость мысли и, наконец, эффектная запоминающаяся концовка».[5]

Работа комментатора облегчается, если у него возможность пользоваться телесуфлером, для этого долженбыть определенный навык. И совсем облегчили свою жизнь журналисты, предпочитающие вовсе не показываться на экране, а просто читать комментарий под «картинку» из архива.

«Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник, объехавший весь земной шар, или космонавт, заслуженный врач или выдающаяся балерина. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры» – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном».

Отличие  обозревателя от комментатора состоит в умении создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии (иногда название передачи включает в себя имя обозревателя: «Вечер с Борисом Ноткиным»). «Во-вторых, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он, скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но работа обозревателя и комментатора имеет и много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю. Тот и другой, как правило, люди зрелого возраста, имеющие солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. И обозреватель, и комментатор блестяще владеют словом, и способны артистично произносить публицистические монологи».[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.        ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР

 

Рассмотрим три разные специализации телевизионного журналиста: интервьюер, шоумен, модератор. В основе всех трех разновидностей экранной работы лежит общение с людьми. Еще одна важная общая черта, это то, что интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом отличие их роли описаным в предыдущей части комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения, то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации. А модератор может многого добиться лишь настойчивостью и последовательностью, если кто-то из собеседников пытается увернуться от невыгодной для него темы.

Информация о работе Журналистские профессии на телевидении