Жанры электронных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:27, доклад

Краткое описание

Интервью - жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы. В зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей

Файлы: 1 файл

Журналистские жанры электронных СМИ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Журналистские жанры  электронных СМИ

Жанры электронных СМИ.

Телевизионные жанры:

1. Интервью - жанр, в котором наиболее  концентрировано реализуются базовые  признаки процесса межличностного  общения. В первоначальном своем  значении интервью – это беседа  журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы. В зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей:

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений  по тем или иным вопросам политики государства. Соответственно, интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Очень распространены случаи, когда на то или иное действие президента страны разъяснения даются его помощником или пресс-секретарем. Официальное лицо дает официальные ответы. Вопросы зачастую заранее согласованы, переспрашивать или уточнять что-либо чаще всего не принято. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено. Журналист озвучивает вопрос и держит микрофон, его функция - обеспечить тиражирование официальной точки зрения.

Информационное интервью имеет  целью получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому  стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Нередко журналист знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из его уст. В информационных программах в готовом материале очень редко используется вопрос корреспондента, важен ответ. Вопрос имеет значение в той ситуации, когда ответы носят однозначный характер и для сути материала важно: на какой вопрос собеседник ответил утвердительно, а на какой - отрицательно.

Интервью-портрет - разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Чаще всего является компонентом «больших» жанров – очерка, аналитической программы, телефильма и т.д. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация.

Интервью-анкета проводится обычно для  выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1–2 вопроса. Это своеобразный телевизионный опрос общественного мнения.

Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, явное присутствие телекамеры, а значит, и совершенно иную тональность разговора. В проблемном интервью позиция журналиста (чаще всего - комментатора) имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого. Позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины. Журналист обязан владеть предметом, изучить его заранее, чтобы ни в чем не уступить собеседнику. Цель такого интервью - ответ на общественно значимые вопросы. В тональности такого интервью обязательно присутствует элемент спора, а в споре нужны аргументы, нужны факты, в которых журналист ошибиться не может. От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия.

2. Дискуссия заменяет беседу все чаще - это соответствует стилю жизни в условиях многообразия мнений и суждений, динамики общественных изменений, уровню социальной активности. Дискуссия (от латинского discussio -исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины. Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории. Модератор в данном случае выполняет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем, и домашними заготовками обойтись не получится. Тем более что эта жанровая форма чаще всего применяется для работы в прямом эфире (например, это могут быть предвыборные теледебаты).

3. Комментарий - это  оперативный отклик на событие,  это впечатление, не претендующее  на исчерпывающую полноту анализа.  Предметом разговора может быть  новость, а может - факт, уже  обнародованный ранее. Важна здесь  не быстрота передачи сообщения,  а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией;

Понятие комментария  происходит от латинского commentarius –  толкование и полностью этому  соответствует. Комментарий относится  к аналитической публицистике, поскольку  его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов.

4. Очерк - это пограничный  жанр между документальным исследованием  и художественным рассказом. Жизненная  реальность фактов - документальная  составляющая очерка, использование  художественных форм и образов  - от рассказа в его литературном  определении. Очерк считается основным жанром художественной телепублицистики. В отличие от телеинформации, где приоритет отдается действию, то в очерке на первом плане, как правило, человек как субъект этого действия. Наиболее распространенная разновидность очерка – портретный. Другая разновидность, также исходящая из литературной традиции – путевой очерк.

Очерк - отражение определенного  временного процесса, поэтому одна из специфических черт его на экране - изображение прошедшего. Инсценировка противопоказана документалистике, поэтому тележурналисты, работающие в этом жанре, используют чаще всего метод длительного наблюдения.

5. Телевизионная зарисовка.  Сущностная особенность телевизионной  зарисовки – преобладание образности  над информационностью. В то  же время, в отличие от очерка, в зарисовке необязательны композиционная завершенность, глубина осмысления. У зарисовки может не быть четкого информационного повода, зато, учитывая обязательный художественный элемент, непременно должна присутствовать образность в работе оператора, строго выверенная композиционность каждого кадра и монтажа в целом. Естественно, художественная тональность обязательно должна присутствовать и в языке текста. Зарисовка может нести информацию культурного, этнографического характера, либо того, что называют «из жизни». Это может быть рассказ о человеческих увлечениях, способах проведения праздников, о народных обычаях и т.д. В отдельных случаях жанр зарисовки может быть использован как иллюстрация к событию. Например, выходит какое-то правительственное постановление о пенсионном обеспечении. Выдать в эфир информацию по краткой сути этого постановления может и ведущий, особенно, если постановление не требует особых комментариев специалистов или комментируется непосредственно из студии. В этом случае, после собственно студийной информации, может логично следовать зарисовка о жизни конкретных пенсионеров. Хорошо, если в ней будет затронут и вопрос о том, чем обернется для этих пенсионеров новое постановление. Это может быть сделано короткой репликой героев, либо другим способом.

6. Репортаж - один из  самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе  преимущества оперативной передачи  информации с ее анализом. Стержнеобразующий  жанровый элемент здесь - отражение  события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Reportage - сообщать, латинская основа - reporto - передавать. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра - оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. Существует несколько разновидностей репортажа:

Событийный (новостной) репортаж.

Жанр, который можно  считать как достаточно простым, так и предельно сложным в  исполнении. Событийный сюжет не требует особых изысков в исполнении.

Оптимальный набор: картина  места происшествия, синхрон участника  и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко  фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Однако исполнение достаточно простого по форме сюжета обременено рядом проблем. Первая - возможность предельно быстрого прибытия группы на место происшествия, наличие возможности съемок и получения информации (если есть запреты каких-либо должностных лиц - милиции, спецслужб и т.п.).

Информационный (проблемный) и аналитический репортажи.

Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня. Немаловажным элементом рассматриваемых  типов сюжетов является часто  встречающееся в них присутствие  оценочного, комментарного момента.

6. Ток-шоу - значит «разговорное  представление». Появился термин  применительно к эстрадному жанру,  где один конферансье-затейник  развлекает публику разговорчиками, иногда вовлекая в общение  зрителей из зала. И на ТВ  первыми признаками жанра считаются: легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории.

7. Корреспонденция. Корреспонденция  пришла на телевидение из газеты  и радиовещания. Но этот термин  не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция»  принято говорить просто: «передача»». Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д. Жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом. В сущности, телевизионная корреспонденция - экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.

Принципиальная задача автора корреспонденции - на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции  их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.

8. Фельетон по своим  природообразующим элементам близок  к очерку. Он тоже синкретичен,  в нем также нерасчленимы три  начала - публицистическое, сатирическое  и художественное. Главное отличие  фельетона от очерка - его сатирическое начало, определяющее природу жанра.

 

Жанры радиожурналистики:

Информационные жанры.

1. Радиосообщение. Информационное  радиосообщение соответствует заметке  в периодической печати. Из всех  жанров радиожурналистики оно  ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события

Источники информации могут  быть самые разнообразные: органы государственной  власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), газеты, другие радиостанции. Самые важные характеристики радиосообщения – оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность и конкретность. Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения.

Радиосообщения бывают разных видов:

Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10-15 секунд. Это своего рода расширенный лид.

Развернутое сообщение обогащается  описанием важных подробностей, деталей, содержит некоторые пояснения, примеры и обычно длится 30–40 секунд.

Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события, или голос очевидца. Такая радиоинформация  напоминает краткий репортаж.

Радиосообщение с комментарием содержит элементы анализа и оценки, что делает его более объемным.

2. Интервью. Радио всегда обращено  к аудитории, оно диалогично  уже по самой своей природе.  Поэтому жанр интервью, диалог  по сути, является одним из  самых характерных для вещания. Он выражает его сущность, потому это и один из самых распространенных жанров радиожурналистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещать самые разнообразные темы.

Радиоинтервью - коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель - получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра - чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Существует проблемное интервью –  с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно  может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере. К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.

Протокольное интервью несет официальную  информацию о встрече политического  деятеля, например в аэропорту, или  на вокзале, передает беседу с представителями  власти по поводу какого-нибудь торжества, мнение гостей о городе, о каком-либо событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее. Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос типа: чем знаменателен был для Вас уходящий год? что Вы ждете от Нового года? как Вы относитесь к вступлению в НАТО стран Восточной Европы? Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.

Информация о работе Жанры электронных СМИ