Моральная проблематика на страницах республиканских молодежных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время специалисты в области криминологии, детской и подростковой психологии, физиологии, сексологии отмечают всплеск среди детей и подростков «аморального поведения, проституции, суицида, ранней сексуализации, агрессивности, разрушения сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, совершения традиционно табуированных, запрещенных поступков»2. Наблюдается также общее снижение духовного, культурного, интеллектуального уровня развития подрастающего поколения.

Оглавление

Введение……………………………………………………...с. 3-5
Глава 1. «Раніца» и мораль: теория и практика……………с. 6-14
Глава 2. «Раніца» и мораль: как это работает……………...с. 15-20
Заключение…………………………………………………...с. 21-23
Библиография………………………………………………...с. 24-25

Файлы: 1 файл

МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ МОЛОДЕЖНЫХ ГАЗЕТ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

         Ведь  ни цвет волос, ни величина бицепсов, ни длина ног не могут способствовать формированию личности. Следует признать, сегодня «Раніце” достаточно сложно конкурировать с таким изданиями как “Знамя юности” и “Переходный возраст”, которые ориентированы только на развлечение своих юных читателей. Но “Раніца” точно знает, что она приносит реальную пользу – формирует потребности подростков в познании, в эстетическом освоении мира, стремлении жить по законам красоты, что является залогом духовности. Именно духовность делает человека человеком. “Все начинается с духовности, а не с куска колбасы. С бездуховностью связаны преступность, насилие по отношению к людям, хамское отношение к ним, неуважение к личности другого человека. Чтобы выйти из кризиса, нашему обществу необходимо обратить внимание на воспитание подрастающих поколений, формирование их духовных потребностей, развитие их духовных, нравственных сил”9. 

         Заключение 

     В условиях социально-экономического кризиса, который переживали в последние  десятилетия страны на постсоветском  пространстве, в том числе и  Беларусь, в детской и молодежной среде все большее распространение  получили негативные тенденции: употребление наркотиков, рост подростковой преступности, оскуднение духовного мира, проявление агрессии и социальной апатии.  В данной ситуации резко возросла роль всех социальных институтов, в том числе и СМИ, в решении проблем формирования высокой духовности интеллектуального и нравственног развитиямолодого поколения. Эту тенденцию в начале 90-х «подхватила» молодежная газета «Раніца». Редакция газеты живо отреагировала на требования общества. И если в советское время это издание было ориентировано на формирование личности подростка в системе государственно-политического сторя, на тотальную зависимость духовного мира человека от этой системы, то сегодня «Раніца» проповедует полную свободу личности. Позиция газеты ясна: личность несет ответственность за свой выбор, умеет противостоять чуждым ей воздействиям в виде насилия и нажимов, формирую собственные ценностные ориентации.

     «Раніца» занимается в настоящее время тем, что пытается вернуть в нашу жизнь общечеловеческие и национальные духовные ценности. Воспитывая подрастающее поколение, газета старается прежде всего акцентировать свое внимание на формировании у молодежи потребностей в творчестве, в моральной и психологической поддержке друг друга, в сочувствии и сопереживании, в общении. Журналисты газеты учат ребят осмысливать все свои поступки и даже мысли с точки зрения добра и зла, красоты и безобразия. Сегодня газета ориентирована на морально-этическое воспитание подростков.

     Моральная проблематика затрагивает основные категории и понятия этики: долг, совесть, честь, добродетель, добро, зло, благородство, достоинство, счастье, смысл жизни, справедливость и т.п. «Раніца», рассказывая читателю о морально-этических принципах и нормах, «закладывает» в сознании подростка основы его мировоззрения. А ведь именно мировоззрение определяет духовную сущность человека. Именно оно является решающим фактором при выборе личностью ее духовных ценностей. Таким образом, газета ставит читателя перед выбором: каким быть, вовлекает его в вечное состояние внутренней борьбы высоких проявлений человеческого духа с малодушием, покорностью простому биологическому инстинкту.

     “Раніца”  не наставляет, не заставляет, не подавляет, пытаясь повлиять на выбор подростка. Морализаторство в газете сведено  до минимума. В то время, как доверие читателей к изданию растет. Это связано в первую очередь с тем, что подросткам близка и понятна тематика газеты. Актуальность тем: массовое бескультурье, упадок морали, рост преступности и насилия,б в том числе в семьях, безразличие к слабым и больным, - повышает читательский интерес. Следовательно, ни один газетный материал не остается незамеченным и непрочитанным. Об этом свидетельствуют и отзывы подростков, приходящие в “Раніцу”.

     Вместе  с тем наблюдаются позитивные сдвиги в морально-этическом воспитании молодежи. Они проявляются прежде всего в возвращении в духовную жизнь молодежи устойчивости, гармонии, единодушия, солидарности. Конечно, в ходе социальных преобразований происходят изменения в содержании самой морали, в способах самовыражения и самосовершенствования личности, но мы не можем отрицать то, что сегодня обогащаются духовные ценности, идет возврат к незаслуженно забытым старым ценностям, народным традициям, в том числе – религиозным. И заслуга молодежной газеты в этом большая. В настоящее время газета для подростков действительно способна выполнять функцию некого морального оплота, регулирующегоповедение молодежи в обществе. Только для того, чтобы стать таковым, газета должна быть “не просто зеркалом духовных исканий современника, но и мудрым другом, помогающим жить достойно.”   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Библиография 

     
  1. Антипов Г.А. Присуще ли науке нравственное начало// Наука и ценности: сборник статей. – Новосибирск, 1987.
  2. Аўсянік В. Маладзёжная аўдыторыя і яе чаканні. Асаблівасці беларускай і шведскай маладзёжнай аўдыторыі// Сучасныя аспекты развіцця беларускай журналістыкі. Вып. 8 – Мн., 2004.
  3. Аўсянік В. Праблемы маладзёжнага друку Беларусі// Журналістыка – 2004: Матэрыялы 6-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 60-годдзю факультэта журналістыкі. – Мн., 2004.
  4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. – Мн., 1998.
  5. Крыльцова Н.Н. Детская и подростковая пресса как фактор становления личности// Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Материалы научно-практической конференции. Часть 2. – М., 2005.
  6. Луйгас Т.А. Особенности развития республиканских газет для детей и подростков: традиции и современность// Сучасныя аспекты развіцця беларускай журналістыкі: зборнік артыкулаў. Вып. 6. – Мн., 2003.
  7. Луйгас Т.А. Развитие детских журналов в Беларуси в переходный период (90-е гг. ХХ в.)// Сучасныя аспекты развіцця беларускай журналістыкі: зборнік артыкулаў. Вып. 7. – Мн., 2003.
  8. Падаляк Т.У. Праблема каштоўнасных арыентацый грамадства і СМІ// Журналістыка – 2003: Матэрыялы 5-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Вып. 5. – Мн., 2003.
  9. Подоляк Т.В. Духовные искания молодежи в отражении прессы// Актуальные проблемы социально-гуманитарных и естественных наук: тезисы научной конференции, посвященной 70-летию университета. – Мн., 1991.
  10. Пранович Т.И.  Газета для тинэйджеров как тип издания// Журналистика в 2003 г.: обретения и потери, стратегии развития. Часть 1 – М., 2004.
  11. Пранович Т.И. Слагаемые успеха газеты для подростков// Журналістыка  - 2003: Матэрыялы 5-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Вып. 5. – Мн., 2003.
  12. Руденко И.А. Детская печать России на современном этапе// Вестник Московского Университета. № 1. – М., 1997.
  13. Саенкова Л.П. Молодежная газета: возможность диалога с читателем// Актуальные проблемы социально-гуманитарных и естественных наук: тезисы научной конференции, посвященной 70-летию университета. – Мн., 1991.
  14. Сачанка Л.А. Чытаючы маладзёжную прэсу// Культура мовы журналіста. Вып. 4. – Мн., 1998.
  15. Словарь-справочник. Человек и общество (Философия). / Авт.-сост.: И.Д.Коротец и др. – Ростов-на-Дону, 1996.
  16. Человек и общество. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – М, 1996.
  17. Человек и общество. Учебное пособие. / Под ред. С.В.Решетникова, Я.С.Яскевич. – Мн, 2002.

Информация о работе Моральная проблематика на страницах республиканских молодежных изданий