Интервью как метод сбора информации и как жанр аудиовизуальных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является интервью. В теории журналистики интервью принято рассматривать в двух основных аспектах — как метод сбора информации и как жанр, что, в общем то, и является предметом нашего исследования. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Второй, так называемый «жанровый», подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. Интервью как жанр аудиовизуальных СМИ…………………………………….. 5
1.1 Интервью в системе телевизионной журналистики……………………………….5
1 .2 Виды интервью…………………………………………………………………………….. 8
2. Интервью как метод получения информации…………………………………… 12
2.1 Формы организации интервью…………………………………………………………14
2.2 Структура интервью………………………………………….………………………….18
2.3 Интервью в эфире…………………………………………………………………………..19
2.4 Постановка вопросов. Вопросы, которых следует избегать……………………24
Анализ программы «Кинопробы»…………………………………………………… ………….27
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

                    Белорусский государственный университет

                                    Институт журналистики

                                   Факультет журналистики 

      
 

                                                     Кафедра телевидения 

                                                     и радиовещания  
 
 
 
 
 
 
 

ИНТЕРВЬЮ  КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

И КАК  ЖАНР АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ 
 
 
 
 
 
 

                                            Студентки 4 курса

                                            Заочной формы обучения

                                            Ярмолич Дарьи Александровны 

                                            Научный руководитель:

                                            Ст. преп. Березовская  Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2011 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………. 3

1. Интервью как жанр аудиовизуальных СМИ…………………………………….. 5

     1.1 Интервью в системе телевизионной журналистики……………………………….5

   1 .2 Виды  интервью…………………………………………………………………………….. 8    

2. Интервью как метод получения информации…………………………………… 12

     2.1 Формы организации интервью…………………………………………………………14

     2.2 Структура интервью………………………………………….………………………….18     

     2.3 Интервью в эфире…………………………………………………………………………..19

   2.4 Постановка вопросов. Вопросы, которых следует избегать……………………24

Анализ программы «Кинопробы»…………………………………………………… ………….27

Заключение……………………………………………………………………………… 29

Список  литературы…………………………………………………………………….. 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Объектом исследования данной курсовой работы является интервью. В теории журналистики  интервью принято рассматривать в двух основных аспектах — как метод сбора информации и как жанр, что, в общем то, и является предметом нашего исследования.   Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений.  Второй, так называемый «жанровый», подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. 

        

        Вся масса созданных в телевизионной журналистике произведений распределяется на жанры. Жанры, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, имеют особое значение для тележурналистики, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

       Что касается методологии, то в журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение и опрос. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведения определенного жанра. Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же – это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица – опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой – как субъект. Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен  

мнениями  в интервью чаще всего недопустим. 

       Целью данной  работы  является определение места интервью в системе журналистских жанров. Во время исследования были поставлены следующие цели:

  • Изучить, рассматриваемые в теории журналистики, подходы к интервью: интервью как метод и интервью как жанр;
  • Определить место интервью в телевизионной журналистике;
  • Ознакомиться с классификацией интервью, выделить виды в соответствии с поставленными целями и степенью стандартизации;
  • Изучить интервью «в разрезе»: подготовка интервью, структура, формы организации. 

                   

          Журналистское интервью, будет ли оно напечатано как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории. 

     
 
 

         Глава 1. Интервью как жанр аудиовизуальных СМИ

                    1.1  Интервью в системе телевизионной журналистики

     Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. В основу жанрового деления положены функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения, а также

способ  отражения реальной действительности.

     Таким образом,  всё разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров. Сама теория жанров отличается чрезвычайной сложностью,  многоаспектностью, видоизменением. Диффузия жанров происходит в связи с  возникновением новых и отмиранием старых жанров. Но сколь бы сложной не была конструкция телевизионных передач, в их основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.

      К аналитическим жанрам относят то, что в практике обычно называют «передача». Здесь можно выделить видео-корреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны и памфлеты. Информационные жанры – это, как правило, оперативные устные сообщения, выступления, видеосюжеты, короткие репортажи и, собственно, объект нашего внимания – интервью.1

      Интервью – (англ. interview – встреча, беседа) - жанр в СМИ, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом и т.п. ( в телевизионной журналистике употребляется также термин синхрон). Интервью - это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы, зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства, поскольку лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом.2

        В XIX в. интервью становится ключевым жанром публицистики, в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога. Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

        Итак, интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

      Между тем, искусство телевизионного  диалога – это не только  умение задавать вопросы (чему  обязательно учат начинающих  социологов и почему-то почти  никогда  - начинающих журналистов). Это, прежде всего, умение строить ситуацию самого общения. 3

       Как справедливо предупреждают многие опытные интервьюеры, чтобы добраться до глубинных свойств личности собеседника, от интервьюера требуется особый душевный настрой. Иначе все будет как будто правильно, может быть даже непринужденно, но не взволнует, не затронет, не вызовет ответных чувств.

         Распространенная ошибка начинающих интервьюеров – убеждение, что спрашивать легче, чем отвечать. Нет, интервью – это совместное творчество. Успех его во многом зависит от ведущего. В своих вопросах собеседнику журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами читатели, радиослушатели, телезрители. А для этого интервьюер должен подготовиться к беседе: наметить предварительный перечень вопросов на основе знакомства с досье (если таковое имеется, в случае достаточной известности собеседника, в Интернете или в справочной службе телекомпании), с предыдущими высказываниями собеседника; бывает полезно расспросить о нем, его привычках и случаях из жизни различных сведущих людей – сослуживцев, членов семьи.  

       Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

      Репортер, берущий телеинтервью, может почерпнуть немало полезного в технике интервьюирования, разработанной в эмпирической социологии. Конечно, при этом не следует забывать, что работа журналиста-интервьюера существенно отличается от работы интервьюера-социолога. Первый стремится построить свою беседу не только с учетом индивидуальных качеств собеседника и в зависимости от конкретного (данного, единичного) характера материала, но и определяя композицию передачи, ее тональность, стиль, основывается на собственном творческом опыте, на своей журналистской индивидуальности. Второй, напротив, стремится к максимальной унификации и в постановке вопросов, и в самом общении с опрашиваемыми. Ведь задачи социолога существенно отличаются от цели, стоящей перед тележурналистом: социолог стремится к лаконизму в ответах, чтобы получить суммарные, обобщенные результаты массового интервьюирования, журналист – к многоплановой, развернутой, индивидуализированной информации. Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. И все же правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.

                                                     

                                             

Информация о работе Интервью как метод сбора информации и как жанр аудиовизуальных СМИ