Танец как вид искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Файлы: 1 файл

танец курсовой.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

      любой танец по составу участников может  быть сольным, парным, групповым (коллективным), коллективно-парным ;

      на  основе учета степени свободы  исполнителей танца, в обращении с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи в реальность танцы будут подразделяться на а) регулярные (то есть с каноническим текстом), регулятивные и на б) нерегулярные, импровизированные

        Данный подход позволил теоретически  предположить, что существует всего  восемь жанров танцев, причем  пять из них отмечаются в Европе, за исключением танцев сольных регламентированных, коллективных импровизационных и коллективно парных регламентированных

        В различные периоды истории  разным этническим образованиям  были присущи те или иные  жанры танцевального искусства.  Так, средневековье характеризуется танцами коллективного характера, "цепочными", "круговыми"; эпоха Возрождения - сольными мужскими, свободными парными танцами, а XVIII - XX вв., в основном, парными регулярными и парными групповыми танцами. Поэтому, опираясь на данные разработки венгерских ученых, наши отечественные исследователи делят русские хороводы на две группы: 1) танцевальный хоровод, представленный импровизационными круговыми и цепочными танцами; 2) нетанцевальные хороводы, в которых отсутствует важный признак хореографической структуры - ритм танца (хороводы-шествия, хороводы-игры)  

        В отечественной этнохореологической  науке также в вопросе классификации  танцев, как и у зарубежных  этнохореоведов нет единой точки  зрения, общего взгляда на эту  проблему. Поэтому сделаем попытку рассмотреть весь спектр точек зрения в этом вопросе Большинство исследователей придерживаются в классификации традиционной народной хореографии принципа принадлежности танца к тому или иному обряду, имея в виду их функциональное значение Исследователь молдавских народных танцев Л.В. Ошурко считает, что в качестве первого основного признака деления танцев на группы надо принять деление по тематике. Кроме того, он учитывает в своей классификации пространственный рисунок расположения танцующих, а также обращает внимание на те танцевальные движения, которые, являясь основными, настойчиво повторяются

        Литовская исследовательница Е.  Моркунене классифицирует танцевальный  материал литовской народной  хореографии по форме, хореографической структуре, пространственному рисунку, то есть использует для анализа многокомпонентный критерий. Исходя из этого, исследователь делит все народные литовские танцы на четыре жанра:

      танцы-сутартине;

      танцы;

      хороводные  игры;

      хороводные  танцы

        Кроме того, учитывая, что одной из основных черт литовской народной хореографии, по ее мнению, является фигурная структура (здесь под фигурой следует понимать танцевальное движение или общность нескольких движений), Е. Моркунене предлагает еще рассматривать пластическое содержание фигур и, согласно этому критерию она делит все танцы на четыре группы:

      танцы с фигурами вращения;

      танцы с фигурами различного плетения ;

      танцы, в которых участники по-разному  ныряют через приподнятые руки других;

      танцы, в которых участники, исполняя танцевальные фигуры, меняют свои места

        Жанрово-тематический принцип предлагает  А.И. Гуменюк Он рассматривает жанр, как исторически сложившуюся категорию, и поэтому выделяет в народной хореографии Украины три жанра:

      календарные танцы (хороводы);

      бытовые танцы;

      танцы тематические (сюжетные)

        Ю.М.Чурко систематизирует хореографию  белорусов на основе структурно-стилистического  анализа. Э.А.Королева классифицирует  молдавские народные танцы на  основе их функционального назначения

      М.Я. Жорницкая за основу классификации танцев брала этнический признак, тогда как С.Ф. Карабанова, изучая малые народы юга Дальнего Востока, при классификации традиционного танцевального искусства, брала природно-климатический, территориально-географический критерии[ Примером использования многокомпонентного по содержанию критерия классификации народных танцев является работа А.А. Климова , в которой анализируется хореографическая структура и общие для нее устойчивые признаки. Совокупность этих признаков - изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т. д. - в процессе исторического развития русского народного танца оставалась почти без изменений с точки зрения хореографии, поэтому на этом основании автор выделил два основных жанра: 1) хоровод и 2) пляску. Причем, А.А. Климов отметил, что в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени, вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам - кадриль, лансье, польку и другие виды.

        Интересный принцип классификации  народных танцев предлагает латышский  этнограф К. Баронс. Ученый делит  латышские хороводы на:

      древнейшие  подлинные;

      общие для латышей и других родственных народов;

      заимствованные  в новейшие времена от соседних народов

        Продолжая подобную традицию  классификации народных танцев, применяет данный принцип классификации  в сочетании с функциональным  принципом и ученый-исследователь В.З. Савин, занимавшийся изучением шорского народного танца. Ученый по функциональному назначению шорские народные танцы делит на: 1) бытовые и 2) культовые. Устанавливая древнейшую принадлежность танца к тому или иному народу, исследователь делит шорские танцы на: 1) старинные собственные; 2) заимствованные.

        Однако, автор данной работы считает, что наиболее полно и обоснованно вопросы классификации народных танцев раскрываются в работах Х. Суна[13] и А.С. Фомина[2].

        Известная исследовательница хореографического творчества армянского народа С.С. Лисициан классифицирует народные танцы, исходя из их ритмической структуры (вид плясового произведения по содержанию и хореографическим элементам; вид плясового произведения по форме; вид плясового произведения по полу и возрасту участников, по виду мизансцен, по виду перестроений в танце, по виду сцеплений рук; вид плясового произведения по структуре и т.д.) Поэтому автор данной работы считает, что именно благодаря работам С.С. Лисициан стало возможно подобное многообразие классификаций народных танцев, именно ее теоретические разработки дали толчок появлению новых, усовершенствованных концепций в вопросе классификации танца.

        Латышский этнохореолог Х. Суна, придерживаясь той точки зрения, что латышская хореография является составной частью хореографии народов мира, а также того, что международная хореография владеет общезапрограмированной системой этнохореологического развития, выделяет три этнохореологических слоя в латышской хореографии:

      танцы первобытнообщинного типа, в которых заметны параллели со старинным (археологическим) орнаментом и хореографией родственных народов (балты, славяне) и ближайших соседей (финно-угров, европейских народов);

      танцы, с которых начинают складываться и развиваться зачатки танцев с "отбиванием" партнера;

      танцы этого слоя еще называются танцами  творческого слоя, так как они  создаются и исполняются определенным числом участников[13]. Причем каждый из слоев имеет ряд подтипов[13].

        Наиболее интересной на взгляд  автора данной работы является система классификации танцев, предложенная А.С. Фоминым[2]. Его система, на наш взгляд, является интегрированной системой, вобравшей в себя элементы различных типологических построений и, в первую очередь, системы С.С. Лисициан Кроме того, система А.С. Фомина основана на бинарной сущности танца[2] (т.е. биосоциальной природе происхождения его), отражающей качественную и количественную характеристику всех его сторон. Причем в танце сосуществуют как статические элементы, которым соответствуют "позы", так и динамические элементы, которым соответствуют "кинемы". В своей системе А.С. Фомин при описании самого танца, а также при систематизации различных видов хореографического искусства опирается на новейшие разработки в области методологии философии, а именно на предложенный новосибирским ученым Е.Д. Гражданниковым фрагментарный закон систематизации и классификации (ФЗ и ФСК) для фундаментальных и прикладных наук. Все вышеперечисленное поэтому и позволило А.С. Фомину создать интересную и наиболее полно раскрывающую сущность танца системную классификацию танцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

        ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ И ИХ ОПИСАНИЕ

        Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец с песней» и общ. слав. вод — корень слова «водить») — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Другие названия — карагод и танок.

      Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у  других народов. Названия танца у  разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), хцро (хорватское), хора (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хурэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.

      Хороводом у восточных славян называются также  молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны  — начало лета, но может быть и  осенью.

      Хоровод в традициях русского севера. Хоровод на русском севере довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт. В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок (восходящих, возможно, к языческому обряду поклонения Яриле). Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении Горок относятся к середине XIX в.

      Горочное  «хождение под песню» исполняется  одновременно мужчинами и женщинами  всех возрастов (начиная с детей  и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

      Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.

        Первые шесть фигур Усть-Цилемского  хоровода.Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.

      Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.

      Круг  — колонна водящих хоровод  делает петлю в виде круга.

      Сторона на сторону — мужчины и женщины  разделяются на две шеренги, которые  то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.

      Шестая  часть горочного обрядового танца  — на четыре стороны — символизирует  урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».

Информация о работе Танец как вид искусства