Эстетика танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:25, доклад

Краткое описание

Танец в общем ряду искусств занимает особое положение. Музыка и изо по отношению друг к другу достаточно самостоятельны. Тогда как танец подчинён замыслу музыкального и, отчасти, изобразительного произведений. Основное требование к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в движении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и страдает классический балет, упорно претендующий на вид искусства. Ведь суть танцевального движения не в демонстрации физического совершенства и салонных повадок: если спина, то идеально прямая; если ходить, то только на пуантах.

Файлы: 1 файл

эстетика конференция.docx

— 15.80 Кб (Скачать)

эстетика танца.  

Эстетика тела. Танец в общем ряду искусств занимает особое положение. Музыка и изо по отношению друг к другу достаточно самостоятельны. Тогда как танец подчинён замыслу музыкального и, отчасти, изобразительного произведений. Основное требование к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в движении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и страдает классический балет, упорно претендующий на вид искусства. Ведь суть танцевального движения не в демонстрации физического совершенства и салонных повадок: если спина, то идеально прямая; если ходить, то только на пуантах. Не мотивированные движения, поверхностная эстетика - более тела, чем танца. В основе же танца должны быть заключены эмоционально выраженные пластические формы естественного происхождения.

Возвращаясь к определению понятия  «танец», необходимо учесть следующие  положения: 
- не всякие движения тела можно считать танцем; 
 - многие ритмичные движения тела танцем не являются; 
 - не всегда танец определяется пластикой; 
 - необходимо различать понятия внутреннего и внешнего ритма;  
 - искусство танца несомненно подразумевает мастерство исполнителя.

 Пожалуй, главный вывод, который  можно сделать из приведенных  рассуждений: танец все-таки не  мыслим без ритма, хотя вполне может обойтись без музыки. Необходимо отметить, что ритм и движение неразрывно существует в природе. 
     Человек является частью вселенной. Именно поэтому каждый из нас музыкален и обладает чувством ритма. Чувство ритма заложено в нас еще от первобытных предков, танцевавших свои ритуальные танцы. Тело человека просто создано для движения. А поэтому каждый может научится танцевать, если будет слушать ритм, а не просто слышать.  
     Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движения, особенно если они правильны (а мы говорили вначале, что танец — это еще и искусство), способны уравновешивать психику, исцелять, они пробуждают психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти. 
    Танец способствует взаимодействию полушарий головного мозга, соединяя интуитивное и рациональное. Каждое движение и жест приводят к электрическим изменениям в теле и мозге, задействуют более тонкие уровни восприятия. Нам необходимо только научиться управлять ритмом в гармонии с внутренним миром.  
     Танец как вид искусства обладает мощным психофизическим воздействием на зрителя. Ощущение психологического комфорта наступает у зрителей при так называемом явлении резонанса, когда танцующие достигают определенной гармонии между музыкой и движением, между движениями друг друга, настроив свое электромагнитное поле на зрительный зал. Напротив, явление диссонанса у зрителей наступает тогда, когда то, что они слышат, не совпало с тем, что они видят, а если быть точнее, тот зрительный образ, который они увидели наяву, не совпал с образом, сформировавшимся внутри.  
     Кроме того, даже одинаковые танцевальные движения индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и служат незримым мостиком между ним и его духовной сущностью.

Стиль Айседоры. Менее же всего подвержен всем указанным недостаткам и отвечающий всем требованиям, предъявляемым к эстетическому продукту - это стиль "модерн" в трактовке известной Айседоры Дункан. И, чтобы не путать этот стиль с уже чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, стоит обозначить его иначе, к примеру, "классика-модерн". В первую очередь, что характерно для этого стиля - тщательный отбор музыкального материала. Предпочтение отдаётся симфоническим, полифоническим, классическим, как старинным, так и современным музыкальным произведениям. Музыкальная основа должна обладать самостоятельной эстетической ценностью, быть гармоничной и совершенной в плане музыкальных канонов. Танец под гудки паровозов или завывания шакалов - кажется совсем не привлекательным.

           Инструмент выражения. Само танцевальное движение рождается из музыки, а не путём комбинационных построений, подобно представлениям пирамидных акробатов и пожарников, выступавших в начале века, по схеме "делай - раз, делай - два". Цель постановочного процесса - добиться соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. При этом обязательно учитываются физические данные исполнителя. Процесс создания танцев творческий, исполнение осмысленное. Само движение в естественности и неразрывности хореографического рисунка, иначе говоря, в пластике. Танец исполняется совместно с музыкальным произведением, а не в сопровождении. То есть, танец выступает как элемент полифонической композиции, где тело - своеобразный инструмент, подобный инструментам музыкальным.

Однако в целом, не смотря на многовековую историю существования  танцевальной культуры человечества, общим вопросам эстетики танца, уделялось незначительное влияние. Отсутствие же идейной, общефилософской основы танцевальной культуры может привести к ее деградации вплоть до полного вырождения.

       Подытоживая всё сказанное, можно выделить самые общие свойства эстетического продукта и, соответственно, танца как эстетической категории. Во-первых, эстетический продукт, во всех случаях продукт материальный, данный в ощущениях. А именно, слуховых и зрительных. Эстетический продукт создаётся из универсальных и гармонически упорядоченных базовых элементов, будь то звуки нотного стана, цвета из спектрального ряда, математически обусловленные графические элементы или эмоционально выраженные формы движения. Во-вторых, эстетический продукт метафизичен в плане новых свойств синтеза базовых элементов. Свойств, чувственным образом принимаемых на уровне индивидуального восприятия. Эстетический продукт, в целом, гармонически упорядочен и обладает символизмом с несколькими уровнями смысловых вложений.  
    

 


Информация о работе Эстетика танца