Эколого – эстетическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………….…….……………………………………3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания
Школьников………………………………………………………………………………5

Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
воспитания……………………………………………………………………….7


Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к
Природе………………………………………………………………………………....17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Заключение……………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_MPI_1.docx

— 95.82 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

 

 

 

 

Кафедра обслуживающего труда

и изобразительного искусства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ преподавания изобразительного искусства

НА ТЕМУ «ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса,2 группы

факультета «Технология»

Карака Татьяна Викторовна

 

Руководитель:

Таргонский Валерий Михайлович

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите___________________________

                                                               (дата, подпись)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………….…….……………………………………3

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания

Школьников………………………………………………………………………………5

 

    1. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического

воспитания……………………………………………………………………….7

 

 

    1. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения

к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10    

 

  1. ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

  2.1. Раскрытие  эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном

процессе……………………………………………………………………….……….…14

 

  2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

 

  2.3. Искусство  – важнейшее средство воспитания  эстетического отношения к

  Природе………………………………………………………………………………....17

 

  2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

 

Заключение……………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека. 
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно - содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). 
При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Не стоит забывать о том, что формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. 
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

В данной курсовой работе можно выделить основную цель и задачи.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность экологического воспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную направленность.

Цель определяет постановку задач:

1. показать взаимосвязь  экологического и эстетического  воспитания школьников.

2. Раскрыть эстетические  свойства природы и учебно  – воспитательный процесс в  школе.

3. Рассказать об использовании  разных видов искусства в учебно  – воспитательном процессе в  школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1Теоретические  аспекты экологического и эстетического  воспитания

школьников.    

 

Педагогическая мысль  высоко  оценивает  роль  природы  в  формировании

личности.

Методологической основой формирования экологической  культуры  является

учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и  социальной

обусловленности отношения человека к природе, о достижении  полной  гармонии

этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение  человека  включает  систему

научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения вих не  разрывной

связи  и  взаимодействии.   Это   позволяет   человеку   осуществлять   свою

деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как  личных  поступков,

поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.

Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения  к  ней

является предметом ряда научных дисциплин педагогического  профиля.  Создана

обширная  учебно-методическая  литература  по  организации  со   школьниками

наблюдений в природе, проведения экскурсий,  постановки  опытов  в  “зеленой

лаборатории под открытым небом”, в уголках живой природы  и  т.п.  Уделяется

место организации деятельности  школьников  по  преобразованию  природы,  их

участию  в  общественно-полезном  и  производительном  труде,   в   сельском

хозяйстве.

Однако если раньше учебная и  практическая  работа  учащихся  носила  в

известной мере влияние духа “покорения” природы, стремления “бороться  с ее

силами”,  неудержимого  использования   ее   богатств   как   “неисчерпаемой

кладовой”, то с позиции современного понимания культуры отношения к  природе

эти ошибки не должны повториться.

Начиная с 60-х годов, усиливается природоохранительный аспект школьного

образования  и  воспитания:  издаются  законы  об  охране  природы,  ширится

положительный  опыт  школ  по  охране  природы.   Его   характерные   черты:

общественно-полезная направленность работы учащихся  по  охране  объектов  и

комплексов  природы   и   воспроизводству   ее   богатств;   обусловленность

содержания  деятельности  местными   природными   условиями   и   социально-

экономическими   потребностями    (краеведческий    принцип);    взаимосвязь

практической  работы  с  накоплением  и  расширением   знаний   о   природе;

многообразие видов деятельности и форм ее организации в  рамках  внеклассных

и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные  общества,  ученические

бригады,  клубы,  лагеря  и  т.д.);   развития   творческой   активности   и

самостоятельности  учащихся   при   выполнении   общественно-полезных   дел;

осознание их общественной  ценности  и  значимости;  взаимосвязи  с  формами

эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего  места  в

природе как ее составной части. В этой  связи  необходимо  как  можно  более

раннее развитие добрых, положительных  чувств  ребенка  ко  всему  живому  и

вместе с тем пробуждения его  ощущения  в  ценности  собственной  жизни,  ее

уникальности и причастности к окружающему миру.

За последние годы проведен ряд исследований, направленных  на  усиление

экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А.  Н.  Захлебный,  И.

С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание  обращается  на  формирование

мотивов бережного отношения  школьников  к  природе  (Н.  А.  Рыков,  А.  П.

Сидельковский), на природоохранительную работу учащихся в условиях  изучения

природы родного края (П. В. Иванов).

Современные проблемы взаимодействия общества и  природы  поставили  ряд

новых  задач  перед  школой.  Необходимо  реально  помочь  так   подготовить

поколение, обучающееся  в  школе  чтобы  преодолеть  последствия  негативных

воздействий на  природу  и  оптимизировать  их  в  последующем. 

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности

к природе и ее воздействие на личность.  Природа  –  неиссякаемый  и  вечный

источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к  природе  обогащается

ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с  которыми

знакомятся  школьники.   Таким   образом,   нельзя   отделить   эстетическое

воспитание от экологического.  Подлинно  гуманные  чувства  развиваются  как

продолжение тех отношений,  которые  человек  устанавливает  между  собой  и

природой. Вся духовная  жизнь  человека  тесно  связана  с  природой  и  это

определяет использование  природы  как  средства,  а  формирование  гармонии

отношения к ней выступает как одна  из  задач  нравственно  -  эстетического

воспитания. Бездумное, жестокое отношение к  природе,  стремление  только  к

ближайшей выгоде, потребительство – антигуманны.

Гуманистическая  сущность  ответственности  школьников   за   состояние

окружающей  среды  предполагает  единство  познавательной   и   практической

деятельности школьников по улучшению природы родного края,  созидание,  а  не

потребление в  деятельности  личности  здесь  является  ведущим.  Необходимо

непосредственное  общение   школьника   с   природой,   овладение   навыками

правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой,  общественной

деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Перед  школой  ставиться  задача  формирования  экологической  культуры

учащихся. Традиционный термин “охрана  природы”  лишь  частично  затрагивает

весь  комплекс  экологических  проблем  современности,  которые  потребовали

нового  философского  осмысления,  коренного  пересмотра   ряда   социально-

экономических   вопросов,   новых   научных   поисков   и   более    полного

последовательного  отражения  аспектов  экологии  в  школьном   образовании.

Органическое  включение   экологического   аспекта   в   общее   образование

подкрепляется психологической характеристикой  личностных  качеств,  которые

проявляются  во  взаимосвязях  между  отношениями  человека  к  человеку,  к

объектам окружающей среды и особенно к природе.

  Предметы  эстетического  цикла

(литература,  музыка,  изобразительное   искусство)   содействуют   развитию

нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды,  укреплению

чувства  добра  и  красоты  при  общении  с  природой.  Трудовая  подготовка

школьников  проводится  с  учетом  заботы  об  окружающей  среде,   включает

специальные виды работ по охране природы.

На ряду с эстетическим, трудовое воспитание так  же  органично  включает

задачи формирования экологической  культуры.  Человек  обязан  согласовывать

Информация о работе Эколого – эстетическое воспитание школьников