Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каж¬дого ребенка, его эстетическое воспита¬ние начинается, как правило, со спек¬таклей кукол. Они приходят в дом, преж¬де всего с экрана телевизора;- часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и роди¬тели по мере сил, талантов и возмож¬ностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спек¬такля. Это происходит в самодеятель-ных кружках, клубах, лагерях летнего отдыха и т. д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава I Мир кукольного театра…………………………………………....5

§1 История развития кукольного театра…………………………………………5
§2 Детское видение зрелищного искусства ………………………………….…..7

Глава II Элементы театрального искусства на уроках
художественного труда…………………………………………...10

§1 Театральная кукла и ее устройство…………………………………………...10
§2 Методика обучения школьников изготовлению куклы……………………...11
§3 Применение элементов театрального искусства на уроках
художественного труда………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 111.00 Кб (Скачать)


15

             

Управление образования и науки Белгородской области

ГОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по методике обучения изобразительному искусству

 

 

 

 

Тема: Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда

в младших классах

 

 

 

 

 

 

 

Ильина Татьяна Сергеевна

Специальность 050603

Изобразительное искусство и черчение

Курс 3, группа 104

Руководитель: Черняева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексеевка 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

Глава I  Мир кукольного театра…………………………………………....5

 

§1  История развития кукольного театра…………………………………………5

§2 Детское видение зрелищного искусства ………………………………….…..7

 

Глава II Элементы театрального искусства на уроках

     художественного труда…………………………………………...10

 

§1 Театральная кукла и ее устройство…………………………………………...10

§2 Методика обучения школьников изготовлению куклы……………………...11

§3 Применение элементов театрального искусства на уроках

     художественного труда………………………………………………………...13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………….16

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каж­дого ребенка, его эстетическое воспита­ние начинается, как правило, со спек­таклей кукол. Они приходят в дом, преж­де всего с экрана телевизора;- часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и роди­тели по мере сил, талантов и возмож­ностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спек­такля. Это происходит в самодеятель­ных кружках,  клубах, лагерях летнего отдыха и т. д.

Теперь это возможным стало в школе на уроках художественного труда. Педагог знакомит учеников с содержанием и целью работы художника в театре. «Введение в мир театра, - пишет Б. Неменский – наряду с осознанием учеником изобразительного искусства как необходимой составной части (компонента) зрелища, является образовательной задачей четверти». [6,148]

В начальной школе сегодня как никогда стоит вопрос об использовании инновационных техник художественно-творческой деятельности. Занятия изобразительным ис­кусством открывают массу возможностей. Ребенок имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Дети режут, клеят,  придают форму, решают проблему пространства, пропорций — здесь масса трудовых процессов. Разработка методики обучения темы «Театр кукол», направлена на развитие образно-творческих способностей, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах худо­жественной деятельности.

Цель курсовой работы — раскрыть возможности использования элементов театрального искусства (на примере кукольного театра) на уроках художественного труда.

Цель определила следующие задачи работы:

      Изучить педагогическую, методическую и историческую литературу по вопросам театрального искусства.

      Проанализировать практический опыт использования элементов театрального искусства на уроках.

      Дать рекомендации по методике изготовления театральных кукол и их применению на уроках в начальной школе.

 

Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:

1.      Теоретический анализ литературы.

2.      Анализ работы преподавателей, работающих по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

3.      Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.

Объект исследования обучение художественному труду.

Предмет исследования - элементы театрального искусства.

              Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования используются в учебно-воспитательном  процессе младших школьников.


МИР КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

История развития кукольного театра

Кукольный театр появился очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле живут сверхъестественные существа - боги и духи. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и малых кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носи­ли их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали хитрые приспособления и заставляли ку­кол, изображавших богов, духов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать го­ловами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища всё больше и больше стали похо­дить на театральные представления. На про­тяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях и джинах. В средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Ада­ма и Еву, чертей и ангелов, играли народ­ные сказки и сатирические сценки, высмеи­вающие людские пороки - глупость, жад­ность, трусость, жестокость.

В старой России не было государствен­ных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали ма­ленькие представления бродячие фокус­ники, акробаты, кукольники в сопровож­дении шарманки. Под громкие звуки му­зыки кукольник показывал из-за малень­кой ширмы, как смешной длинноногий Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невеж­де-доктору, не умевшему лечить, и обман­щику-торговцу.[3, 75]

К концу XIX в. русские народные кукольники владели, как правило, техни­кой двух видов кукольного театра: теат­ра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»). К сожалению, Петрушка к этому вре­мени уже изрядно состарился. Сами кукольники начали относиться к нему с некоторым пренебрежением, отдавая яв­ное предпочтение куклам на нитках.

С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похожде­ний Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20—30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музы­кант — тяжелую, до тридцати кило­граммов, шарманку. Остановившись на сельской базарной площади, деревенской улице или зайдя в городской двор, му­зыкант опирал шарманку на ногу-под­ставку, а кукольник начинал расставлять ширму.

С наступлением ХХ века пер­вой   мировой   войны  голод   и   разруха охватили   Россию;  народу  было  не  до развлечений   и «Петрушка»   катастрофи­чески   быстро   терял   своих   зрителей. Кукольникам    приходилось    как-то приспосабливаться к новым условиям. И чтобы заработать на кусок хлеба, они все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» дет­ской аудиторий. Их приглашают на дет­ские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. [9, 112]

В других странах тоже были куклы, по­хожие на Петрушку - такие же длинноно­гие и крикливые забияки. Но назывались они по по-другому: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелла, в Германии - Касперле, в Чехос­ловакии -Кашпарек.

В мире существует множество разно­видностей кукольного театра. Например, сицилианский героический театр, сохра­нившийся со времен средневековья. На сце­не всегда изображаются войны и драки. Кукловоды, находящиеся сзади сцены, раз­махивают куклами, держа их за палки. Кук­лы с шумом и треском ударяются друг о друга, «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

В Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии издавна существует театр теней, где играют тени от плоских кукол, находящих­ся позади освещенного занавеса. В таких театрах чаще всего показывают религиоз­ные и мифические истории. Во Вьетнаме существует кукольный те­атр на воде, где куклы могут нырять и вы­ныривать. Театр на воде возник когда-то в  Древнем Китае, и изображали в нем водя­ных духов и богов, черепах и драконов. А во Вьетнаме теперь в таком театре представ­ляют сценки из народной жизни. [11, 77]      Бывают куклы, участвующие в празд­ничных шествиях и карнавалах. Так, в Ки­тае по улицам носят на палках 15-метрово­го дракона, сделанного из отдельных бам­буковых цилиндров. Он очень эффектно извивается, почти как живой. В Италии и в Южной Америке во время карнавалов мож­но увидеть огромные, до 10 м высоты, на­дувные резиновые куклы.

В нашей стране государственные ку­кольные театры были созданы только пос­ле Октябрьской революции. В середине 90-х годов их насчитывалось 135, и игра­ли они на 25 языках народов нашей стра­ны. Самый большой кукольный театр в стране и в мире - Центральный театр ку­кол им. С.В.Образцова в Москве.

При театре существует музей, где со­брано 2000 кукол из 50 городов и стран мира. На главном фасаде театра огромные часы: напротив каждого часа расположе­ны домики, в которых живут куклы. Когда часы бьют, куклы выходят танцевать.

Существует всемирная организация ку­кольников УНИМА. Съезды, конферен­ции, фестивали этой организации проходят в Европе, в Америке, в Австралии.

Детское видение зрелищного искусства

«Напрасно думают, что это легко - слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое. Научиться этому - значит стать зрителем».

К. С. Станиславский

Театр - это единственное «жи­вое» искусство, с которым сталки­ваются наши телекомпьютерные дети. И учитель стремится по­мочь сделать эту встречу целесо­образной и осмысленной. Как оп­ределить роль взрослого в обще­нии ребенка с театром? Это и роль зрителя, и роль посредника. Труд­ная роль. Вот почему в программе речь идет и о самом театральном искус­стве, его языке, и о возрастных особенностях отношения детей к театру, их восприятия спектакля, и конечно о границах деятельности художника в зрелищных искусствах.

Значимость обращения к этой сфере деятельности вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни человека занимает зрелище (зрелищно-игровой момент), праздник. Театр - всегда праздник. Со­бытие. Оно вклинивается в по­вседневность, прерывает ее, привнося в жизнь радостные минуты. Но театр - это и польза для души человеческой. Со сце­ны идет мощный импульс для работы творческой фантазии. Помочь научиться улавливать его - задача учителя.

«В обращении к детской игре, - пишет Б. Неменский в своей книге «Мудрость красоты», - как к своеобразной форме ак­терской игры намечается путь к овладению зачатками знаний, лежащих в основе сознательного восприятия те­атрально-зрелищного искусства. В частности, к понима­нию функции художника в театре ребенок подводится через умение насытить фантазией свою игру, превра­тить ее в театр, обогащенный изобразительным моментом (масками, костюмом),— в зрелище». [6, 149]

Объединение нескольких уроков общими идеями дает возможность обеспечить не­прерывность поступательного развития учащихся, поддержать их неослабевающий интерес к разнообразным видам художест­венной деятельности, к освещению общей темы путем последовательного решения творческих задач на каждом уроке.

По программе Б.М. Неменского в III классе в 3-й четверти проходит цикл уроков под общим названием «Художник и зрели­ще» — тема, позволяющая использовать различные варианты проведения занятий в зависимости от степени подготовленности учащихся, оснащенности уроков, склоннос­ти самого учителя к тому или иному виду деятельности.

По  усмотрению  педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно    выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устро­ить театрализованное представление.

    Театральные маски - первый урок четверти

Дети знакомятся с масками разных времен и народов и конструируют вы­разительные острохарактерные маски, выражающие определен­ное настроение, передать которое легко че­рез форму и цвет.

   Художник в театре.

Дети создают театр на столе, а также макет декораций спектакля.

       Театральные куклы. Театр Петрушки. Перча­точные куклы, тростевые, марионетки. Работа ху­дожника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создаются театральные куклы на уро­ке.

     Театральный занавес

Дети выполняют эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2—4 человека).

    Афиша; плакат

Школьники знакомятся со значением афиши, шрифтом. А затем изображают эскиз плаката-афи­ши к спектаклю.

  Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таин­ственного зрелища. Изображение циркового пред­ставления и его персонажей - следующая тема урока.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

Организация в классе вы­ставки всех работ по теме. Замечательно, если удаст­ся сделать спектакль и пригласить гостей и родите­лей.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Театральная кукла и ее устройство

На ширме — своеобразной    «сцене» театра действуют  куклы.   Ими   управляют  актеры-кукольники. Те, кто сидят в  зрительном  зале,  артистов, управляющих куклами,  как правило,  не видят. Но бывают и такие    театры (в Японии, например), где кукловоды, одетые в черные халаты,   появляются   на   сцене   вместе   со  своими  куклами, и зритель    хотя  и  видит их, но соглашается  не замечать их присутствия. Да  и внимание его  настолько  поглощено самими куклами в ярких нарядных    костюмах,    что он некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Информация о работе Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда в младших классах