Войти    Поиск   Связаться с нами

Аппликация в подготовительной группе детского сада

Дата: 17 Февраля 2013 в 19:17
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: контрольная работа
Скачать в ZIP (33.08 Кб)
Файлы: 1 файл
1 ИЗО.docx (36.21 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

Котласский педагогический колледж

 

 

 

 

Контрольная работа по

Методике развития детского изобразительного творчества

Преподаватель

Глухарева Лилия  Михайловна

Тема: Аппликация в подготовительной группе детского сада.

                                                                                                                   

                                                                                                          

 

                                                                                                      

                                                                                            Лобовой

                                                                                                Татьяны Сергеевны  

                                                                                                              59группа -д

 

                                                                                                                           

 

                                                                                      Домашний адрес:

                                                                             п. Двинской ул. Исаева д.2кв.3

                                                                                   Архангельская область

                                                                                   Верхнетоемский район

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Общая характеристика аппликации как вида изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Материалы и оборудование для занятий по аппликации.
  3. Программа обучения аппликации детей подготовительной групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая часть:

Раскрыть приёмы аппликации по программе подготовительной группы.

Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении  задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика  занятий изобразительным творчеством  дает широкие возможности для  познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной  деятельности, кроме общего эстетического  влияния, имеет свое специфическое  воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного  возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств  личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников  исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:    

- развитие эстетического  мировосприятия, воспитание художественного  вкуса;

-  развитие художественно – графических умений и навыков;

-  развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

-  развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

-  становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

-  получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

-  воспитание зрительской культуры;

-  возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

1.Общая характеристика аппликации как вида изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Аппликация - наиболее простой  и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется  реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных  пособий, пособий к различным  играм, игрушек, флажков, сувениров  к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных  изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные  предметы.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого  принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные  предметы изображения, которые в  силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или  их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе  малыши раскладывают и наклеивают предмет  из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный  корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и  т.д.

По мере освоения приемов  вырезания средней, старшей и  подготовительной к школе группах  дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания  окраски, величины соотношения (дома различных  типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной  трактовке). 

 Сюжетно - тематическая  аппликация предполагает наличие  умения вырезать и наклеивать  различные предметы во взаимодействии  в соответствии с темой или  сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке»,  «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся  следующие задачи:

- вырезать  предметы,  показать  их различия  по  величине  при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать  их с местом действия, обстановкой  (рыбки плавают в аквариуме,  цветы растут на лугу). Главное  выделяется размером, цветом, композиционным  размещением среди других предметов;

-  передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

-  расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

-  подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем  знаний, умений и навыков, от которых  зависит творческая вариативность  содержания сюжетно - тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для  отражения в аппликациях различных  сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут  трактоваться по - разному в зависимости  от возраста детей. Например, по - разному  дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может  найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и  т.д.

Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие  времени года, реалистичность или  фантастичность явлений особенности  взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса  можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты  деревьев, на ветках которых кое - где  мелькают желтые листья). Такие контрастные  сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка  положительные эмоции.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные  элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном  построении отдельные элементы могут  многократно повторяться по горизонтали  или вертикали в виде фриза, каймы  или бордюра. Узор бывает простой, состоящий  из одного элемента, и сложный в  котором отдельный мотив повторяется  через два - три элемента.

В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении  от центра украшения равномерно к  краям, углам, сторонам в зависимости  от того, на предмете кокой формы  он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки  и д.р.).

Для воспроизведения различных  видов орнаментов дети дошкольного  возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные  части аппликации. Чтобы развить  у детей глазомер и способность  создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные  приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания  и наклеивания отдельных элементов.

2. Материалы и оборудование  для занятий по аппликации.

Наиболее интересной и  доступной для детей дошкольного  возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют  творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего  берется плотной, подбирается тон  в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой  бумаги сочных, насыщенных тонов с  хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания  фигур, вырезанных из бумаги, берут  в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления  нужна картофельная или пшеничная  мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают  на слабом огне, все время, помешивая  и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и  густым. Его снимают с огня и  остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем  на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Краткое описание
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика аппликации как вида изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудование для занятий по аппликации.
Программа обучения аппликации детей подготовительной групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая часть:
Раскрыть приёмы аппликации по программе подготовительной группы.
Используемая литература.