Инвестици: сущность, формы и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение роли инвестиций в экономике государств
Задачи исследования:
1.Рассмотреть функции и виды инвестиций.
2.Рассмотреть факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса.
3.Рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций.
4.Исследовать инвестиционный климат РФ.

Оглавление

Введение
Глава I: Теоретические аспекты анализа инвестиций.
1.1.Сущность, виды и функции инвестиций____________________________5
1.2.Инвестиционный рынок: спрос, предложение, равновесие и его факторы__________________________________________________________8
1.3.Теория мультипликатора- акселератора____________________________19
1.4.Государственные инвестиции____________________________________23
Глава II: Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы.
2.1. Инвестиционный климат в современной России____________________28
2.2.Источник инвестиций __________________________________________33
2.3.Инвестиционная политика государства____________________________39
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 88.29 Кб (Скачать)

Темп  роста промышленности до осени 2008 г. действительно был довольно высок, но всё же не запределен. Основные фонды  растут очень скромным темпом, при  этом в качестве имеющихся фондов(их обновление) тоже никаких ярко выраженных сдвигов не происходит.

Финансирование  инвестиционной программы, при которой 20% средств- амортизация, 80%- прибыль  и привлечённые средства, естественно  для быстро растущего бизнеса, когда  предполагается за короткое время в  несколько раз увеличить как  свой технологический потенциал, так  и объём выпуска продукции. Такая задача может стоять перед любым предприятием, но не может стоять перед всей промышленностью. Остаётся предположить, что либо начисляемая амортизация слишком мала для осуществления простого воспроизводства, либо в российском производственном секторе большие проблемы с использованием начисленной амортизации. Скорее всего верно и то и другое 

                                           Привлеченные средства

Доля  привлечённых средств в финансировании основного капитала российских предприятий  довольно велика- примерно 60%.

Самый крупный источник финансирования инвестиций -бюджет. Этот факт весьма примечателен - российское государство, декларирующее передачу предпринимательских функций бизнесу, фактически остаётся крупным игроком на инвестиционном поле. Государство было, есть и, очевидно, ещё долго будет оставаться крупным инвестором. В части реализации национальных инфраструктурных проектов альтернативы государственным вложениям вообще нет, не меньшая роль государства и в создании оборонного производства, в программах строительства объектов здравоохранения, образования, освоения новых территорий, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, в таких национальных проектах, как организация Олимпиады в г. Сочи. За производство собственно товаров и услуг( кроме значительной части социальных) отвечает «бизнес».

Необходимость развития рассмотренных сфер не вызывает сомнения. Но если не обновлять производственный аппарат страны, не создавать его  новые звенья, ни о каком устойчивом развитии речь идти не может.

И всё-таки при растущей доле привлечённых средств  в финансировании программ увеличения основного капитала доля бюджетных  источников в них не растёт. По-видимому, это означает, что частный капитал  очень медленно, но всё же усиливает  свои позиции в создании основных фондов страны.

Более того в основных параметрах прогноза социально- экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг. заложено дальнейшее увеличение доли привлечённых средств в структуре финансирования основного капитала. При этом доля средств консолидированного бюджета снизится, а доля кредитов банков, напротив, существенно возрастёт (табл. 3).

Интересно отметить: что бы ни происходило  с отечественной экономикой, доля бюджетных инвестиций стабильна  – примерно 20%, по крайней мере с 1995г.

В условиях наблюдаемого финансового кризиса  роль бюджетных средств только возрастает. По- видимому, в ближайший год  средства бюджета станут локомотивом  инвестиционной активности, компенсирующим в значительной степени замершую инвестиционную деятельность частного бизнеса.

В разделе  «привлечённые средства» весьма показательна статья «кредиты банков». Доля банковских кредитов в финансировании основного капитала довольно быстро и устойчиво растёт: от символических 3% в 2000 г. до уже вполне заметных 9,5% в 2006-2007 гг., а к    2020 г. – до 22%. При современном уровне кредитования банками инвестиционных программ российского бизнеса о серьёзном перераспределении инвестиционного ресурса в пользу высокоэффективного производства говорить не приходится. Однако к 2020 г. ситуация, возможно, изменится. Пока же слабость отечественных банков является системной слабостью российской экономики, ставящей её в слабую позицию по отношению к другим экономически развитым странам, как раз имеющим почти неограниченные возможности быстрого и эффективного перераспределения общественного капитала в пользу наиболее эффективных секторов экономики.

Руководство страны понимает, что просто игнорировать факт исчезновения существенной части  финансовой базы банковской системы  невозможно. Российские банки получили доступ к средствам Резервного фонда, но будут ли предоставленные ресурсы  достаточны для компенсации сократившегося западного финансирования и насколько  дороже будет доступ к этим средствам- вопрос открытый. Во всяком случае ожидать, что возможности российского  бизнеса финансировать развитие своего основного капитала за счёт привлечения банковских кредитов расширятся, оснований нет.[13]. 

                                        

                                      Иностранные инвестиции

При обращении  к данным о движении иностранных  инвестиций бросаются в глаза  два факта:

1. Ничтожность доли иностранных инвестиций в основной капитал российских предприятий;

  1. Существенный и быстро растущий приток иностранного капитала в российскую экономику.

Что касается первого пункта, доля кредитов иностранных  банков в финансировании создания основного  капитала- «исчезающий» 1%, а общая  доля инвестиций из-за рубежа в основной капитал находится в пределах 6%, причём тенденция к росту здесь  неустойчива.

С другой стороны( второй пункт), увеличение притока  иностранного капитала за 12 лет более  чем в 40 раз говорит само за себя. Действительно,  доля прямых иностранных  инвестиций в капитале российских компаний сравнительно невелика- не более одной  четверти от их общего объёма. При этом портфельные инвестиции до 2006 г. вообще не играли практически никакой роли, в 2006 г. они заметно возросли, но снова  упали в 2007г. Таким образом, основная часть иностранного капитала в России- это «прочие» инвестиции, т.е. кредиты(табл. 1 и 2).[7].

Структура иностранных инвестиций в России ясно говорит о том, что зарубежные инвесторы не готовы взять на себя риск организации собственного производства на российской территории, зато охотно кредитуют российскую банковскую систему. Почему?

Видно, по тем же причинам, по каким российские банки тоже «не любят» финансировать  отечественные инвестиционные проекты, особенно с длительным сроком окупаемости. При этом банки, по крайней мере до осени 2008 г., охотно кредитовали население под приобретение товаров длительного пользования. В результате сформировалась стройная финансовая схема: российские банки кредитовались в западных банках под прирост потребительских кредитов, тем самым повышая спрос на продукцию, которая либо импортируется, либо собирается в России из импортных комплектующих.[11].

Риск  при кредитовании банков существенно  ниже, чем при осуществлении инвестиций в отдельное производство. Во-первых, отечественная банковская система  регулируется довольно жёстко. Во-вторых, в случае её системного кризиса Центральный  банк и стоящее за ним государство  с его финансовыми и иными  ресурсами не допускают катастрофического  развития событий.

Зарубежные  инвесторы и до начала финансового  кризиса признавали Россию полноценным  членом международной системы разделения труда с большим недоверием и  оговорками. Стоило же финансовой ситуации обостриться, кредитование российской экономики практически полностью  прекратилось и начался массовый вывод ранее пришедшего в страну капитала.

Высокая зависимость суверенной страны от мирового рынка капитала всегда вызывает опасение. При возникновении напряжения на мировых финансовых рынках капитал  всегда быстро уходит в тихую гавань устойчивой экономики, к числу которых  российская никак не относится.

Именно  это и произошло осенью 2008 г. С  обострением ситуации на мировом  рынке капитала Россия автоматически  оказалась без финансовой базы для  своего развития. Слабая отечественная  банковская система в кризисный  период, естественно, сконцентрировалась лишь на собственном выживании, мало заботясь о самочувствии российского бизнеса, который «вдруг» лишился доступа к уже привычной финансовой «игле».

В целом  пассивная политика России в вопросе  формирования собственной финансовой системы сослужила её плохую службу. В период лёгкого доступа  к  чужому дешевому капиталу экономическое  развитие осуществлялось весьма успешно. Но стоило этому источнику иссякнуть, ситуация резко обострилась. Дело в  том, что не отработан механизм конвертации  аккумулированных в Резервном фонде  средств в финансовый капитал. Этот механизм создается в пожарном порядке и, очевидно, сопровождается огромными потерями, которых вполне можно было бы избежать, если бы задача создания полноценной отечественной финансовой системы была поставлена до, а не после наступления финансового кризиса.

Таким образом, Россия активно и достаточно успешно сумела воспользоваться  плюсами глобальной экономики: практически  неограниченным доступом к дешёвому капиталу, что в значительной степени  предопределило её многолетний быстрый  и устойчивый рост. Однако она оказалась  совершенно не готовой к минусам  этой экономики. [13]. 

                                   Инвестиций из-за рубежа

                        Почему нужны иностранные инвестиции

 Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.[2].

    Иностранные инвестиции в большинстве  случаев дополняют, реже замещают  внутренние инвестиции. При совместном  инвестировании возникает достаточно  сложная задача координации прямых  внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.[11].

    Высокие мировые цены на нефть  уменьшают зависимость России  от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для  успешной реализации современных  проектов часто требуется наличие  инновационного потенциала, имеющегося  у зарубежных компаний.

                                    

                              Препятствия для инвестиций

По-прежнему главными препятствиями на пути иностранных  инвестиций в Россию служат высокий  уровень коррупции и административные барьеры. Инвестиционная политика государства  нестабильна - статус инвестора имеет неопределенный характер. Государству так и не удалось предложить четкие правила игры в сфере привлечения иностранных инвестиций в стратегические объекты на территории Российской Федерации.

Основной  проблемой остается низкий уровень  политической стабильности, качества законодательства и открытости рынков капитала. [18].

России  необходимо прилагать все усилия к привлечению всех видов иностранных  инвестиций, поскольку они в конечном итоге способствуют будущему увеличению производственных мощностей экономики.

         

      1. Инвестиционная политика государства

Инвестиционная  политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической  политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия  как на экономику страны, так и  на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий  по созданию благоприятных условий  для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения  эффективности производства и решения  социальных проблем.

Основной  целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для  активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению  жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики  инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др. 

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь,скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов. 

Информация о работе Инвестици: сущность, формы и эффективность