Просветительский идеал человека в романе Дефо «Робинзон Крузо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение роли романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» в знакомстве мирового сообщества с человеком-созидателем, человеком труда.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
- дать краткий анализ идеала человека эпохи Просвещения;
- кратко проанализировать образ главного героя в произведении Дефо «Робинзон Крузо».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Просветительский идеал человека……………………………………..4
2. «Естественный» человек в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: история литературы стран изучаемых языков

 

На тему: Просветительский идеал человека в романе Дефо «Робинзон Крузо»

 

 

 

 

 

 

Выполнила Меньшакова Ю.А.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012 год

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Просветительский идеал человека……………………………………..4

2. «Естественный» человек в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованных источников……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

25 апреля 1719 года в  Лондоне вышла книга с длинным  и заманчивым заглавием: «Жизнь  и удивительные приключения Робинзона  Крузо, моряка из Йорка, рассказанная  им самим». Она сразу завоевала сердца читателей. Ею зачитывались все – и образованные люди и те, кто едва владел грамотой. Книга на века пережила своего автора и своих первых читателей. Ее читают и теперь с не меньшим интересом, чем в те годы, когда она появилась, читают не только в Англии, но и во всем мире. Это определяет актуальность выбранной темы работы.

Цель исследования: определение  роли романа Даниэля Дефо «Робинзон  Крузо» в знакомстве мирового сообщества с человеком-созидателем, человеком  труда.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

- дать краткий анализ идеала человека эпохи Просвещения;

- кратко проанализировать образ главного героя в произведении Дефо «Робинзон Крузо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просветительский  идеал человека

Любой идеал – это  прежде всего отражение объективной действительности. Причем идеал отражает объективную действительность как в абстрактно-теоретической (общественный, нравственный идеал), так и в чувственно-конкретной, единичной форме (эстетический идеал).

В понятии “идеал”  воплощена оценочная природа человеческого познания, сближающая эту категорию с такими понятиями,  как “интерес”, “побудительный мотив”, “цель”, “волевое стремление”. Но идеал носит по сравнению с ними наиболее общий характер, поэтому является категорией.

В понятии “идеал”  отражена действенная сторона человеческого познания. Идеал – это не только отражение действительности, но и доминирующий мотив, высшая цель человеческой деятельности в данный исторически определенный отрезок времени. Практика включается в понятие “идеал” не только как источник и критерий истинности познания, но и как высший побудительный мотив, как цель познания и целесообразной деятельности человека, как основание его целеполагания.

Человек – социальное существо. Сущность каждого человека не может быть оторвана от общества, окружающих его людей и условий жизни. Это не абстрактная сущность, принадлежащая отдельному индивиду. Но эта глубинная человеческая сущность может быть раскрыта только через научные исследования при помощи абстрактного теоретического мышления. Она не разлита непосредственно в целостном облике конкретного человека. Это не та сущность, которая выявляется прямо и непосредственно. Поэтому она не может быть специфическим предметом отражения в конкретно-чувственном по своей природе эстетическом сознании.

В эпоху античности идеалом  прекрасного являлся свободный, гармонически развитый человек. Это  прежде всего свобода физического  развития, находящаяся в органической целостности с духовной гармонией. В античном герое уравновешенность телесных и духовных порывов ведет к его гармоничному мироощущению.

В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже  антиномию свободы физической и  духовной деятельности человека. Здесь  не остается и следа той гармонической  уравновешенности физического и  духовного. Свобода представляется в этих идеалах как освобождение от власти плоти и полное торжество духа над плотью, над физическими, “мирскими” потребностями. Но эта экстатическая, достигаемая в молитвенном созерцании Бога свобода духа, по существу, оказывается зависимостью, поскольку это “свобода” духовной деятельности, опирающаяся на религиозно-мистическое мироощущение и на церковные каноны, а не на познание подлинных закономерностей развития мира и общества.

Антиномия физической и  духовной свободы как будто разрешается в эстетических идеалах Возрождения. Снова мы видим в наглядном проявлении единство и гармонию высшей степени свободы физической и духовной деятельности. Причем духовная деятельность титанического героя Ренессанса – это уже подлинно творческая деятельность, и прежде всего деятельность художника. Но здесь в титанических по своей мощи и гармонически развитых героях Возрождения возникает новая антиномия: антиномия личности и общественной свободы.

Эстетический идеал  классицизма крайне противоречив. Коллизия личной свободы и общественной необходимости, которая была осознана уже в искусстве позднего Возрождения, разрешается в классицистском идеале однобоко и на спекулятивной основе.

Мы видим здесь зарождающийся  подход к пониманию индивидуальной свободы как деятельности, опирающейся на познание общественной необходимости и выбор варианта деятельности в рамках этой необходимости. Но сама эта общественная необходимость в представлениях классицистов персонифицирована в личности одного человека – абсолютного монарха, чья деятельность свободна от всяких регламентаций и руководствуется только волей Бога. Такая упрощенная трактовка “высшей общественной свободы” вскоре потребовала переосмысления проблемы.

В XVIII веке в эпоху Просвещения  молодая прогрессивная буржуазия выдвинула новые эстетические идеалы, являвшиеся в определенной степени синтезом возрожденческих и классицистских идеалов. Это и было попыткой преодоления односторонности классицистского решения проблемы. Просветительский идеал прекрасного был определенным шагом вперед в понимании, или, точнее, в эстетическом осознании диалектики личной свободы и общественной необходимости.

Снова свободный человек  выступает как эстетический идеал  социума, но этот идеал очень далек  от наивного индивидуализма и анархического свободолюбия героев Возрождения, хотя и апеллирует к ним. Идеи абсолютизма переродились, но не умерли. Буржуа осознал себя гражданином государства. Условием свободы деятельности в этом государстве он начинает считать политическое и экономическое господство своей социальной группы. “Свобода” и “равенство” буржуа отнюдь не абсолютны и не всеобщи. Это свобода и равенство людей, обладающих определенным капиталом.

Новый эстетический идеал  деятелей эпохи Просвещения (Свифт, Филдинг, Руссо, Дидро, Бомарше и  др.) лишен титанической мощи, первозданной глубины чувств и могучих творческих порывов героев Возрождения. Он приземлен, размельчен и переведен в сферу бытовой деятельности. Сила духа заменяется ловкостью и изобретательностью, глубина ума и неистовство страстей – суммой буржуазных добродетелей.

 

«Естественный»  человек в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был важнейшим вкладом Дефо в литературу.

Дефо выдал свой роман за подлинные записки «моряка из Йорка», а себя – всего лишь за их скромного издателя. Вымысел был принят за правду, и это произошло тем более легко, что современникам Дефо, да и ему самому, случалось видеть людей, проведших по нескольку лет на необитаемых островах. Одним из таких людей был Александр Селкирк, шотландский матрос. За непокорность капитану корабля его, по обычаю того времени, высадили на необитаемый остров Хуан Фернандец в Тихом океане. Случай с Селкнрком был описан в одном из журналов и в записках того капитана, который через четыре с лишним года нашел Селкирка и привез его на своем корабле в Англию. Селкирк одичал и почти позабыл родной язык.

История Селкирка несомненно повлияла на возникновение замысла «Робинзона Крузо». На остров Робинзона, который  Дефо поместил недалеко от Вест-Индии, близ устья реки Ориноко, писатель даже перенес часть той флоры и фауны, которая была на острове Хуан Фернандец и совсем не могла существовать там, где жил Робинзон. Уличить Дефо в ошибке никто не мог – эта часть земли была еще мало исследована.

Даже тогда, когда читатели узнали, что «Приключения Робинзона  Крузо» – плод творческого воображения писателя, их интерес к роману не угас. И сейчас мы взволнованно следим за жизнью Робинзона. Вот его, юношу, влечет к морю, и никакие испытания и препятствия не могут излечить его от этой страсти. Вот его захватывают пираты в рабство, и через несколько лет он бежит с мальчиком Ксури. Вот Робинзон – хозяин бразильской плантации. Как крепнет о нем желание нажить богатство! Вот новое страшное испытание в самый разгар успеха – буря и кораблекрушение; радость спасения и сменивший ее ужас перед одиночеством на необитаемом острове. Как просто и вместе с тем увлекательно обо всем рассказано. И как простые детали и подробности создают картину, полную драматизма! Вспомним, например, такой случай. Робинзон, спасшись, ищет своих спутников и находит три шляпы, одну фуражку и два непарных башмака. Простое перечисление выброшенных на берег вещей красноречиво рассказывает о человеческой трагедии, о том, что людей, которым принадлежали «непарные башмаки», уже нет на свете.

Главное содержание романа – жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа – борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый прозаический факт – изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды – воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Вот почему так поверили в Робинзона первые читатели книги. Вся жизнь Робинзона на острове  доказывает, как много может сделать  обыкновенный человек, как безграничны его возможности.

«Робинзон Крузо» – книга для всех возрастов. Юных читателей увлекает история героя. Взрослые, кроме того, заинтересовываются всеми философскими и экономическими проблемами, которые о ней подняты.

«Робинзона Крузо» часто  цитировали Маркс и Энгельс в своих исследованиях экономики капиталистического общества.

Классики марксизма  увидели, что и сам Робинзон и  его деятельность имеют не только общечеловеческое значение, но и содержат типически буржуазные черты. Робинзон, говорит Энгельс, – это «настоящий буржуа», типичный английский купец и делец XVIII века. Энгельс отмечает, что, оказавшись на необитаемом острове, он «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Он отлично знает цену всем вещам, из всего умеет извлечь прибыль, мечтает разбогатеть, подчиняет соображениям выгоды свои чувства. Очутившись на острове, он осознает себя его владельцем. При всей его гуманности и уважении к человеческому достоинству дикарей он смотрит на Пятницу как на своего раба, и рабство кажется ему естественным и необходимым. Чувствуя себя собственником, Робинзон с людьми, которые впоследствии попали на его остров, ведет себя как хозяин положения и требует от них повиновения своей воле. При этом он не очень верит клятвам раскаявшихся мятежников с корабля и добивается их покорности, возбуждая в них страх перед виселицей, которая ждет их на родине.

Как истинный буржуа, Робинзон твердо держится пуританской религии. Интересны споры Робинзона и  Пятницы о религии, в которых  «естественный человек» Пятница без труда опровергает богословские доводы Робинзона, взявшегося обращать его в христианство, и подвергает сомнению существование дьявола. Так Дефо критикует одну из главных доктрин пуританства о существовании зла.

Все эти черты коммерсанта, плантатора, дельца и пуританина дают нам понять, каков был тип английского буржуа, современника Дефо. Перед нами восстанавливается историческая картина деятельности молодой английской буржуазии XVIII века.

Но Робинзон – образ двойственный. Помимо черт буржуа и накопителя, у него есть замечательные человеческие качества. Он мужествен. Он побеждает страх, такой понятный в его положении, призывая на помощь разум и волю. Разум помогает ему понять, что все кажущееся ему чудом или действием божьей воли на самом деле – естественное явление. Так было, когда он увидел хлебные злаки, выросшие на том месте, где он высыпал зерно. Судьба была к Робинзону милостива и позволила ему на необитаемом острове воспользоваться достижениями цивилизации: с корабля он привез инструменты, хозяйственный инвентарь и запасы продовольствия. Но дальновидный Робинзон хочет обеспечить себя и на старости лет, так как боится, что проживет всю жизнь в одиночестве. Ему приходится осваивать опыт охотника, зверолова, пастуха, земледельца, строителя, ремесленника-кустаря, и он с удивительной энергией овладевает навыками всех этих профессий, проявляя подлинно творческое отношение к труду.

Информация о работе Просветительский идеал человека в романе Дефо «Робинзон Крузо»