Государственная политика в информационной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:37, реферат

Краткое описание

За последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачи информационных потоков.
Говоря о государственной политике в информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах.

Файлы: 1 файл

реферат инф.docx

— 29.51 Кб (Скачать)
 

Введение

     За  последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так  и внутриотраслевой. В связи с  постоянной потребностью улучшения  эффективности управления растет необходимость  более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации  приема, обработки и передачи информационных потоков.

     Говоря  о государственной политике в  информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид  социального управления посредством  реализации своих властных полномочий всеми органами государственной  власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и  в связи с ее оборотом в социальных системах.

     Глобализация  мирового пространства привела к  трансформации пространства как  такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционное противостояние между государствами осуществляется сегодня к в физическом пространстве, так и в новом виртуальном, или киберпространстве. Информационная деятельность государств диктуется из внутренними интересами: интересами финансово – промышленных групп, их потребностью в сырье, в рынках сбыта продукции, которые невозможно удовлетворить в переделах одного государства. 
 
 
 
 

  1. Государственная политика в информационной сфере

     Примером  реализации функций государственной  политики в области организации  информационной деятельности за рубежом  могут быть такие документы как  Доклад Клинтона - Гора, распространяемый с 1993 г. о Национальной Информационной Инфраструктуре, идеи которого в последующие  годы были воплощены в ряде программ и законов. К такому же разряду  политических документов относится  и Белая книга Европейской  комиссии "Рост конкуренции, занятость, цели и пути в XXI век", на основе которой  создан Доклад "Европа и мировое  информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы", представленный в Брюсселе 26 мая 1994г. Именно этим документом в оборот введен термин "информационное сообщество". В этом же ряду находятся документы Японского Кабинета министров по развитию стратегии в информационных технологий в условиях информационной революции, принятые в середине 2000 г. Организационно они обеспечены учреждением Штаба Стратегии информационных технологий.

     На  основе подобных концептуальных документов разрабатывается политика государства  по отдельным направлениям стратегии  информатизации или развития информационного  общества, а также конкретные программы  действий. Например, основной план реализации японской стратегии предусматривает  такие направления как активизацию  электронной торговли, компьютеризацию  публичного сектора, развитие информационной грамотности, создание инфраструктуры рабочих сетей, другие направления. Данный документ сопровождается пояснением ключевых позиций Плана действий, а также разработкой плана  защиты информационных систем от хакеров  и других кибернетических угроз. Заметим, что еще раньше, учитывая отставание страны от США и Европы в создании и использовании интернет-сетей на основе протокола (IP) в Японии была разработана программа "Инициативы Японии в отношении США, Китая и России". Эта программа мобилизовала внимание и усилия частных и муниципальных структур на широкомасштабное создание и использование глобальной сети. Не лишним будет упомянуть о направлениях этой программы, ценность которой заключается в ориентации на международное сообщество и мировой уровень развития информационных технологий.

Экспресс-информация Института Дальнего Востока РАН, отмечала следующие направления  политики Японии по названному направлению:

    • создание сетей протокола интернет (IP) в качестве части информационной структуры новой эпохи; строительство коммунальных сетей районов в качестве шага перехода к информационному обществу;
    • использование достижений в бизнесе и фундаментальных средствах продвижения информационной революции;
    • внедрение информационных технологий в открытых сетях;
    • безопасность в строительстве открытых сетей;
    • меры по подготовке специалистов по сетям;
    • создание необходимой социальной инфраструктуры;
    • создание терминалов кабельных сетей во все школы, а терминалы интернет - во все классы;
    • реорганизация японской законодательной системы, отвечающей требованиям информационного века;
    • развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобальной информационной инфраструктуры;
    • развитие подходов к вопросам управления в интернет;
    • устранение барьера соревновательности и предоставление пользователям службы мирового класса по низким ценам;
    • использование принципа конкурентности для обеспечения доступа к квалифицированной информационной инфраструктуре всех резидентов Японии;
    • реформирование телекоммуникационных оплат для создания ценностей суперсферы;
    • развитие глобальных стандартов взаимодействия в интернационализации телекоммуникаций.1

2) Основные этапы государственной политики в информационной сфере

     В Российской Федерации накоплен известный  опыт выработки государственной  политики в области развития информационной сферы. Можно выделить следующие  этапы формирования государственной  политики:

     1) научное исследование и осмысление  закономерностей развития общественных  отношений в информационной сфере и постановка проблемы;

     2) определение доктринальных и  концептуальных установок и их  нормативное закрепление (к таким  документам следует отнести Концепцию  национальной безопасности РФ  и Доктрину информационной безопасности  РФ, Концепцию формирования и  развития единого информационного  пространства России и соответствующих  государственных информационных  ресурсов (1995 г.), Окинавскую Хартию глобального информационного общества (2000 г.)

     3) конкретизация задач для органов  государственной власти при определении  основных направлений внутренней  и внешней политики (в ежегодных  посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.);

     4) разработка и принятие концепций  развития законодательства в  информационной сфере и ее  отдельных областях (Комитетом Государственной  Думы по информационной политике  и Постоянной палатой по государственной  информационной политике Политического  консультативного совета при  Президенте РФ одобрена Концепция  государственной информационной  политики (1998 г.), а Комитетом Государственной  Думы по безопасности - Концепция  развития законодательства в  сфере обеспечения информационной  безопасности РФ (1998 г.), с учетом которой в Совете безопасности РФ подготовлена Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ (2001 г.), Министерством связи и информатизации РФ подготовлен проект Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации);

     5) разработка и принятие законов  как правовой основы регулирования  отношений в информационной сфере  (в 1990-е годы в Российской  Федерации сформирован большой  массив законодательства в области  регулирования информационных отношений  - более 120 законов федерального  уровня и более 100 законов субъектов  Федерации. Конституция РФ, все  18 кодексов Российской Федерации  в большей или меньшей степени  касаются реализации информационных  прав и свобод, формирования и  вовлечения информационных ресурсов  в экономический оборот и систему  государственного и муниципального управления;

     6) подготовка и принятие подзаконных  нормативных правовых актов (регулирование  деятельности государственных органов  и специализированных организаций  в области информационной деятельности, оформление отдельных направлений  государственной политики осуществляется  через акты Президента РФ, Правительства  РФ, нормативные правовые акты  министерств и ведомств, в компетенцию  которых входят проблемы информации  и информатизации. Например, в 1993-1999 годы было издано более десяти специальных актов по проблеме правовой информатизации в Российской Федерации, в результате реализации которых были решены многие вопросы организации правовой информации и ее распространения через специализированные системы "Консультант Плюс", "Кодекс", "Гарант", "Система" и др. Таким примером по вопросам упорядочения правовой информации является Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации” которым предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ;

     7) подготовка и реализация федеральных  целевых программ, конкретизирующих  участие органов государственной  власти в формировании и реализации  государственной политики в соответствии  с их компетенцией (примером здесь  может служить Федеральная целевая  программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)".2

     В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ совершенствование  правовых механизмов регулирования  общественных отношений, возникающих  в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

     Это предполагает:

    • оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;
    • создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;
    • определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;
    • создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;
    • разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
    • разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;
    • совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и иных областях информационной сферы.

     Информационная  политика в более узком смысле с учетом государственной политики может определяться и на уровне системы  отраслевого управления, межотраслевого управления, управления регионального. Можно, например, говорить об информационной политике в области образования, предпринимательства, охраны природы, экологии в целом. Соответствующие  ведомства могут издавать документы, мобилизующие внимание к решению  вопросов информационного обеспечения  в своей сфере ведения, использования  информационных ресурсов своего профиля. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, говоря о государственной политике в информационной сфере, следует  сказать, что это специфический  вид социального управления посредством  реализации своих властных полномочий всеми органами государственной  власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и  в связи с ее оборотом в социальных системах.

     Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положение по отношению к личности и обществу, при этом интересы личности еще не находятся в центре государственных  интересов, а общество не вышло из состояния "огосударствления". Для  создания условий полной и успешной самореализации личности и становления  гражданского общества необходимо изменить положение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего, должно быть направлено государственное регулирование, и  в первую очередь нормотворчество. Государство должно помогать становлению  гражданского общества, но не подменять  его; передавать определенные функции  обеспечения интересов личности общественным институтам по мере их создания; определять степень своего участия  в обеспечении защиты интересов  личности и общества под их контролем; помогать создавать в обществе инструменты  влияния на власть. Очевидно, что  продолжение прежней практики нормотворчества  и правоприменения без единой государственной политики в информационной сфере блокирует реализацию конституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построения правового государства и информационного общества в России.

     Процесс социального управления в информационной сфере складывается из доктринальной  части, научного осмысления содержания проблем этой сферы отношений, выражения  ее в исследовательской форме  и различных формах прогнозов, доктрин, концепций. На этой основе вырабатывается политика государства в данной области. Ее конкретным выражением становятся соответствующие документы органов государственной власти, программы реализации этой политики.

Информация о работе Государственная политика в информационной сфере