Гипертекстовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование технических возможностей средств вычислительной техники, развитие коммуникационных средств и технологий управления информационными ресурсами в последние годы привели к появлению более крупных информационных систем. Имеются ввиду масштабы систем не только относительно объема поддерживаемых информационных ресурсов, но и числа их пользователей. В связи с этим развитием информационных технологий, сетей, а также информационных систем получили широкое распространение гипертекст и гипертекстовые системы.
Техническим новшеством, качественно изменившим мировую инфраструктуру, явилось изобретение гипертекста. В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Гипертекст и гипертекстовые системы…………………………..........5
Часть 1. Гипертекст……………………………………………………………….5
Возникновение и развитие идеи гипертекста……………………….........5
Понятие гипертекста. Его структура. Гипермедиа…………...…….........7
Часть 2. Гипертекстовые системы……………………………………………...13
2.1. Понятие гипертекстовой системы……………………………………….13
2.2. Классификация гипертекстовых систем………………………………...15
2.3. Области применения гипертекстовых систем…………………………..17
Глава 2. Практическое использование гипертекста и гипертекстовых систем…………………………………………………………………………….21
Часть 1. Гиперссылка……………………………………………………………21
Часть 2.Гипертекстовые системы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

2 курс, гипертекст.docx

— 727.14 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

 

Кафедра лингводидактики и переводоведения

Направление подготовки – перевод и переводоведение

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Гайнетдиновой Айгуль Фанисовны

Студентки 2 курса, очной формы обучения

 

«ГИПЕРТЕКСТ И ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ СИСТЕМЫ»

 

 

 

 

 

Научный руководитель,

ученая степень, звание:

к.ф.н., доцент

Рюкова Айсылу Ринатовна

«____»___________ 2013 г.

Оценка:_________________


 

 

Уфа - 2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….......................3

Глава 1. Гипертекст и гипертекстовые системы…………………………..........5

Часть 1. Гипертекст……………………………………………………………….5

    1. Возникновение и развитие идеи гипертекста……………………….........5
    2. Понятие гипертекста. Его структура. Гипермедиа…………...…….........7

Часть 2. Гипертекстовые системы……………………………………………...13

2.1.    Понятие гипертекстовой системы……………………………………….13

2.2.    Классификация гипертекстовых  систем………………………………...15

2.3.    Области применения  гипертекстовых систем…………………………..17

Глава 2. Практическое использование гипертекста и гипертекстовых систем…………………………………………………………………………….21

Часть 1. Гиперссылка……………………………………………………………21

Часть 2.Гипертекстовые системы………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Наша жизнь не стоит на месте. Всё растет, развивается и стремится

вперед. Всё в большей степени успешная практическая деятельность современного  человека зависит от эффективной организации обмена информацией. Увеличились информационные потоки, повысились требования к скорости обработки, передачи данных, а так же к своевременному владению информацией и скорости ее усваивания.

       Совершенствование технических возможностей средств  вычислительной техники, развитие коммуникационных средств и технологий управления информационными ресурсами в последние годы привели к появлению более крупных информационных систем. Имеются ввиду масштабы систем не только относительно объема поддерживаемых информационных ресурсов, но и числа их пользователей. В связи с этим развитием информационных технологий, сетей, а также информационных систем получили широкое распространение гипертекст и гипертекстовые системы.

        Техническим новшеством, качественно изменившим мировую инфраструктуру, явилось изобретение гипертекста. В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая и называется гипертекстом или нелинейным текстом.  

   Данная  курсовая работа показывает значимость и эффективность использования гипертекстовых систем в развитии новых технологий в различных сферах жизнедеятельности людей, совершенствовании взаимодействия человека и машины, улучшении показателей человеческой деятельности в различных областях науки, образования и культуры.     

В связи с этим, целью курсовой работы является изучение теоретического материала по тематике «Гипертекст и гипертекстовые системы», проведение практической работы по данной тематике.

     Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • проанализировать литературу по теме «Гипертекст и гипертекстовые системы»;
  • рассмотреть и изучить понятия: «гипертекст», «гипертекстовая система», «гипертекстовые технологии»;
  • охарактеризовать основные гипертекстовые системы.

          Данная  курсовая работа состоит из 2х  глав: в 1й рассматривается общее  описание гипертекста и гипертекстовой  системы, а во 2й главе изучается  их практическое применение. Обе  главы разделены на несколько  подглав. Также курсовая работа  содержит введение, заключение и  список литературы. Введение вводит  нас в общую тематику, а в  заключении имеются выводы по  всей курсовой работе.

          В течение последних нескольких лет «гипертекст» превратился в популярную тему многих конференций по информатике, искусственному интеллекту, лингвистике, психологии и теории обучения. Интерес вызывает принципиально нелинейная организация информационных единиц, гибкая форма нелинейного управления этими единицами в гипертекстовой системе. Максималисты утверждают, что развитие гипертекстовых технологий вызовет последствия сравнимые с изобретением книгопечатания и приведет к повышению КИ (Коэффициента Интеллекта) человеко-машинного взаимодействия. Так это или нет, покажет будущее. Тем не менее, уже сегодня многие известные научные центры и фирмы развернули обширные исследования и разработки в этой области. Быстро расширяется спектр успешного применения гипертекстовых систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики. К сожалению, у нас в стране это направление развития культуры интеллектуальной деятельности остается почти незамеченным, а его потенциал нереализованным.

ГЛАВА 1.

 ЧАСТЬ 1. Гипертекст 

    1. Возникновение и развитие идеи гипертекста

          Концепция гипертекста имеет более чем 50-летнюю историю. До начала 1980-х г. гипертекст развивался в основном как экспериментальный метод, и только технологическая революция привела к появлению разнообразных гипертекстовых систем и обеспечила возможность использования их во всех сферах деятельности. Началом отсчета активного применения гипертекста, как в исследовательском, так и в пользовательском плане, можно считать первую большую конференцию по гипертексту – Hypertext-87 (США).

          Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном в 1965 г. для описания документов, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин "гипермедиа" близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.

          Возможности и тенденции развития информационной технологии в данном направлении были угаданы и верно предсказаны пионерами информатики. П. Отле, имя которого большинству специалистов известно лишь в связи с созданной им в 1905 г. Универсальной десятичной классификацией (УДК), уже в начале нашего века понимал необходимость упорядочения всемирной системы научной коммуникации.  В его докладе на Международном конгрессе по библиографии и документации (Брюссель, 1908) была высказана мысль, содержавшая зерно гипертекстовой технологии: « Развитие науки шагнуло так далеко, что единственно правильным, соответствующим действительности подходом будет рассматривать все книги, все статьи, все официальные отчеты как тома, главы, параграфы одной великой книги, универсальной книги, составленной из всего того, что было напечатано».  
          Статья другого видного предтечи информатики Варнавера Буша (1890–1974) "Возможный способ нашего мышления" [1], опубликованная в 1945 г., получила всемирную известность в свое время и до сих пор считается наиболее значимым прогнозом развития информатики. Человеческий мозг, по мнению В. Буша, работает совсем не так, как традиционные информационно-поисковые системы, – он мыслит ассоциативно. Получив информацию, ученый моментально испытывает потребность в другой информации, причем эта потребность возникает по ассоциации мысли, в соответствии с сетью связей между клетками мозга. Желая имитировать этот мыслительный процесс техническими средствами, В. Буш впервые предложил создать устройство, которое бы поддерживало гипертекстовые возможности чтения и письма, назвав эту систему Memex [2]. «В этом механизме человек сможет хранить свои книги, записи и сообщения и к которой сможет обращаться, как к консультанту, с растущей скоростью и гибкостью ответов. Для этого перед ним должны находиться два элемента хранения, спроектированные на экраны. Пользователь нажимает специальную кнопку и эти два элемента соединяются навсегда. После этого в любой момент времени, когда один из них находится в поле зрения, другой может быть вызван простым нажатием кнопки».

          Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Это уже цифровая экосистема. Теодор Нельсон и Даглас Энгельбарт предложили технологию гипертекста — «ветвящегося» текста, предоставляющего читателю разные варианты чтения.

          Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами. В то время и доклад и основанная на нем статья Т. Нельсона прошли незамеченными или в лучшем случае были восприняты как очередная компьютерная фантазия. И лишь спустя десятилетия идея гипертекста получила практическое воплощение, а сфера ее применения быстро расширяется до сих пор. Со времени 60-х годов и до середины 80-х идея гипертекста переживала "инкубационный" период, когда многочисленные разработки, развивающие отдельные стороны этой идеи, велись разрозненно в рамках разных научных направлений. 

Тим Бернерс-Ли - отец Всемирной паутины, решил, что для истинной глобальности Сети нужно рассредоточить базу данных по всему миру.

В начале 90-х годов Тим Бернерс-Ли разработал протокол HTTP - (HyperText transfer protocol), который позволил связать между собой документы, размещенные на одном или на нескольких компьютерах, подключенных к сети Интернет. Эта гипертекстовая сеть документов известна как Всемирная Паутина. Всемирная паутина, как и большинство компьютерных средств, расширяет не только возможности индивидуума, но и возможности группы, сообщества и общества, обеспечивая группе возможное поле для совместной интеллектуальной деятельности.

1.2. Понятие гипертекста. Его структура. Гипермедиа.

          Гипертекст  – это текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и так далее. Другими словами гипертекст – особая форма организации текстового материала, при котором его смысловые единицы (фразы, абзацы, разделы) представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов и связей между ними. Принцип гипертекста распространяется на большое число распределенных материалов и документов. Работая с одним документом, легко переключиться на любой, связанный с ним документ, в котором, в свою очередь, могут содержаться ссылки на следующий.  Гипертекст формируется в результате представлений текста как ассоциативно связанных блоков информации. Ассоциативная связь – это соединение, сближение представлений, смежных, противоположных, аналогичных. Гипертекст значительно отличается от обычного текста. Обычные (линейные) тексты имеют последовательную структуру и предусматривают их чтение слева направо и сверху вниз.

          Простейший  пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой.

          В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях образования, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст, а именно [Ниматулаев, 2002]:

  • Гипертекст можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей.
  • Гипертекст делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя.
  • Служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам.
  • Практически не ограничивает области применения и направления деятельности.
  • Организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

В сфере обучения можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем:

  • Изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала.
  • Дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать.
  • Повышает интеллектуальный уровень обучаемых.

          Структурно  гипертекст состоит из информационного  материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.

          Информационный  материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Заголовок содержит тему или наименование описываемого объекта.  Информационная статья содержит традиционные определения и понятия, должна занимать одну панель и быть легко обозримой, чтобы пользователь мог понять, стоит ли ее внимательно читать или перейти к другим, близким по смыслу статьям. Текст, включаемый в информационную статью, может сопровождаться пояснениями, примерами, документами, объектами реального мира.

Информация о работе Гипертекстовые системы