Гипертекстовая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних нескольких лет "гипертекст" превратился в популярную тему многих конференций по информатике, научно-технической информации, искусственному интеллекту, лингвистике, психологии и теории обучения. Интерес вызывает принципиально нелинейная организация информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио и видео информацией, дружелюбная и гибкая форма нелинейного управления этими единицами в гипертекстовой системе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Понятие и структура гипертекста:
1.1. Понятие гипертекста и гипертекстовой технологии…………4
1.2. Структура гипертекста…………………………………………8
2. Области применения гипертекстовой технологии:………………………13
2.1. Электронные издания………………………………………….14
2.2. Электронный документооборот………………………………15
2.3. Информационное обслуживание компаний………………....16
2.4. Intranet-система………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….…..23
Список используемой литературы………………………………………….....24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (наталья).doc

— 217.50 Кб (Скачать)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Экономический факультет

Кафедра естественных и гуманитарных наук

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Информационные технологии управления»

на тему:

Гипертекстовая технология

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

САРАФАНОВА ОЛЬГА

ВЛАДИМИРОВНА

 

Выполнил: студент

4 курса, группы МО-4-07

УСТИНОВА НАТАЛЬЯ

НИКОЛАЕВНА

 

 

 

Волгоград – 2010
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1.         Понятие и структура гипертекста:

1.1.           Понятие гипертекста и гипертекстовой технологии…………4

1.2.           Структура гипертекста…………………………………………8

2.         Области применения гипертекстовой технологии:………………………13

2.1.           Электронные издания………………………………………….14

2.2.           Электронный документооборот………………………………15

2.3.           Информационное обслуживание компаний………………....16

2.4.           Intranet-система………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………….…..23

Список используемой литературы………………………………………….....24


ВВЕДЕНИЕ

В течение последних нескольких лет "гипертекст" превратился в популярную тему многих конференций по информатике, научно-технической информации, искусственному интеллекту, лингвистике, психологии и теории обучения. Интерес вызывает принципиально нелинейная организация информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио и видео информацией, дружелюбная и гибкая форма нелинейного управления этими единицами в гипертекстовой системе.

Уже сегодня многие известные научные центры и фирмы развернули обширные исследования и разработки, основанные на идее ассоциативной навигации. Быстро расширяется спектр успешного применения гипертекстовых систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики.

Актуальность данной работы обусловлена все возрастающей значимостью гипертекстовой технологии не только в узкоспециализированных областях, но и в очень многих сферах общественной жизни.

Цель данной работы заключается в анализе сущности гипертекстовой технологии и областей ее применения.

Объект исследования – гипертекст, гипертекстовая технология.

Задачи работы:

1.             Изучение и анализ соответствующей литературы.

2.             Определение понятий гипертекст, гипертекстовая технология.

3.             Рассмотрение областей применения гипертекстовых технологий.

Работа состоит из двух вопросов, включающих шесть подвопросов, введения, заключения и списка используемой литературы. Объем работы 24 страниц текста; при написании работы были использованы 6 библиографических источников.


1.      ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГИПЕРТЕКСТА

1.1.           ПОНЯТИЕ ГИПЕРТЕКСТА И

ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В популярной литературе встречаются различные толкования термина гипертекст.

В некоторых источниках гипертекст трактуется как информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами; наряду с этим приводится дополнительное пояснение, что гипертекст – это текст, в котором отдельные термины на экране дисплея выделены подсветкой и их определение сразу может быть выдано на экран.

"Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте»

Термин «гипертекст» ввел Т. Нельсон. Он определил гипертекст как «соединение текста на естественном языке с создаваемой компьютером возможностью интерактивного создания внутри него новых ветвей или динамичной организации нелинейного текста, который уже не может быть напечатан обычным образом на обычной странице»[1].

«Под "гипертекстом" - писал Нельсон - я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами».[2]

Гипертекст – это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами, и с текстом социокультурной реальности в целом.

Как видно из приведенных определений, под гипертекстом может пониматься:

а) метод объединения документов;

б) текст, организованный по-особому;

в) механизм, позволяющий эти тексты организовать;

г) форма организации материала;

д) средство организации текстов;

е) документация, которая ветвится.

Если выделить наиболее существенные черты, то подразумеваемые характеристики таковы:

1.      Мы имеем дело с текстами, организованными некоторым способом, который отличается от существующих, так называемых традиционных, т.е. мы имеем в виду нелинейность текста (рис. 1);

2.      Важную роль в этой организации играют "связи" между текстами, устанавливающиеся произвольно пользователем;

3.      Связанные тексты рассматриваются как единое целое, большее, чем текст, то есть гипер-текст;

4.      Тем не менее, в разных случаях трактовка гипертекста может приобретать различные оттенки и рассматриваться как метод, средство, форма и т.д.

 

Рисунок 1. Гипертекст, нелинейность.[3]

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объединенных между собой направленными связями, образующими сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать одну из связей. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств мультипликации, аудио- и видеотехники. Обработка гипертекста открыла новые возможности освоения информации, качественно отличающиеся от традиционных. Вместо поиска информации по соответствующему поисковому ключу гипертекстовая технология предполагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, семантической связанности. Обработке информации по правилам формального вывода в гипертекстовой технологии соответствует запоминание пути перемещения по гипертекстовой сети.

Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что пользователь сам определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квалификации и подготовки. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и фактографическими информационными системами.[4]

Основная идея гипертекстовых технологий состоит в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит, более эффективно, чем при традиционных методах поиска[5].


1.2.           СТРУКТУРА ГИПЕРТЕКСТА

Фактически гипертекст - это технология работы с текстовыми данными, позволяющая устанавливать ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в текстовых массивах. Благодаря этому становится доступной не только последовательная, линейная работа с текстом, как при обычном чтении, но и произвольный ассоциативный просмотр в соответствии с установленной структурой связей, а также с учетом личного опыта, интересов и настроения пользователей. Гипертекстовой документ как бы получает дополнительные измерения. С одной стороны, он подобен обычному текстовому документу, имеющему фиксированное начало и конец. С другой стороны, гипертекст одновременно организован по тематическим линиям, по индексам и библиографическим указателям.

Гипертекст образует некое виртуальное пространство, трехмерное информационное пространство.

Формально гипертекст можно представить в виде сети или графа, где узлами являются фрагменты текста, а дуги отображают отношения, связывающие эти фрагменты. Доступ к информации осуществляется не путем последовательного просмотра текста, как в обычных информационно-поисковых системах, а путем движения от одного фрагмента к другому.

В самом общем виде взаимодействие пользователя с гипертекстовой системой заключается в следующем. Пользователь читает на экране компьютера некоторый текст и имеет возможность выполнять ряд определенных в системе действий в зависимости от того, какие у него возникают ассоциации от чтения текста на экране.[6]

В общем виде архитектуру гипертекста можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рисунок 2. Архитектура гипертекстовой системы[7]

Таким образом, можно сказать, что гипертекстовая система включает две составляющие: гипербазу данных и систему управления гипертекстом.

Гипертекст можно рассматривать как своеобразную базу данных, которая организуется в виде открытой, свободно наращиваемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются самим пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличается прежде всего тем, что в нем отсутствуют априорно заданные ограничения на характер связей (как, например, в иерархических структурах).

Элементы гипертекста (текстовые фрагменты) называются узлами. Узлы, между которыми возможен переход, считаются смежными, а сама возможность перехода называется связь. Совокупность смежных узлов образует окрестность данного узла.

Последовательно соединенные связями узлы образует цепь. Расстояние между узлами, что соответствует близости или неблизости их содержания, равно минимальному количеству промежуточных узлов.

В общем случае в качестве узла могут выступать: слово; словосочетание; предложение; абзац; параграф; документ; собрание документов, относящихся к одной теме; отдельные сообщения и т. п.

Характер связей между узлами может быть различным. Переход может осуществляться между: текстом и комментарием к нему, между разными редакциями текста, между текстом и его возможными продолжениями, между текстами, отвечающими или возражающими друг другу, между текстами пересекающимися по содержанию и т. д.

Создание гипертекста состоит, прежде всего, в формировании системы переходов от узла к узлу (системы ссылок). В зависимости от типа гипертекстовой системы такая система может задаваться как разработчиками, так и пользователем в процессе работы с гипертекстом.

Движение в гипертекстовой сети, совершаемое в процессе чтения гипертекста, называется навигацией.

 

Если гиперсеть имеет сложную, разветвленную структуру, возникает проблема ориентации пользователя, т. е. определения в каком месте сети в данный момент он находится. Проблема ориентации присутствует и при работе с традиционным линейным текстом большого объема, но в этом случае пользователь имеет только два направления поиска — выше или ниже. Гипертекст предлагает больше возможностей в выборе направлений движения, поэтому в этом смысле работать с гипертекстом сложнее. Многие гипертекстовые системы облегчают проблему ориентации в гипертексте, предоставляя наглядное изображение структуры связей.

В некоторых современных гипертекстовых системах существует возможность запоминания направлений поиска пользователя в процессе навигации. Такую информацию можно рассматривать как альтернативу обработки информации по правилам логического вывода (экспертные системы). Примером использования такого подхода могут служить системы, базирующиеся на технологии CBR (Case Based Reasoning — вывод, основанный на прецедентах).

Гипертекстовая технология реализуется в конкретной гипертекстовой системе, которая состоит из двух частей: гипертекста (базы данных) и гипертекстовой оболочки.

Гипертекстовая оболочка осуществляет следующие основные функции:

      поддержка ссылочных связей;

      создание, редактирование и наращивание гипертекста;

      прямой доступ;

      поддержка ссылочных связей;

      просмотр (browsing — браузинг);

      выделение виртуальных структур.

Поддержка ссылочных связей позволяет поддерживать ранее зафиксированные связи между узлами сети.

Функция создания, редактирования и наращивания гипертекста принципиально отличает технологию гипертекста от технологии баз данных, в которых концептуальная схема данных заранее задана. Она позволяет вводить новые узлы, редактировать содержание узлов, устанавливать связи между узлами.

Информация о работе Гипертекстовая технология