Третейские суды в системе гражданской юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование темы «Третейские суды в системе гражданской юрисдикции».
Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- проанализировать понятие третейского разбирательства, его основные принципы и цели, его преимущество перед государственными судами;
- рассмотреть процедуру третейского разбирательства, способы организации данного разрешения споров.
- исследовать современное правовое регулирование третейского разбирательства в Российской Федерации, современную правовую базу третейских судов;
- рассмотреть проблематику подведомственности споров в третейском суде;
- проанализировать проблематику исполнение решения третейского суда;
- в заключение исследования подвести итоги по проделанной работе, составить краткий анализ сложившийся в России альтернативной системе разрешения споров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Третейский суд 6
1.1. Понятие третейского разбирательства 6
1.2. Общие положения о процедурах третейского разбирательства 8
1.3. Нормы, регулирующие порядок создания и производства в третейских судах 10
Глава 2. Подведомственность споров в третейском суде 22
2.1. Третейское разбирательство споров между гражданами 22
2.2. Предпринимательские споры в третейском суде 23
Глава 3. Исполнение решений третейских судов 28
3.1. Правовая природа решения третейского суда 28
3.2. Принудительное исполнение решения третейского суда 29
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая последняя.docx

— 80.22 Кб (Скачать)

      В специализированных третейских судах  рассматривается немало споров, однако общее число разрешаемых третейскими  судами экономических споров несопоставимо  меньше, чем в арбитражных судах.

      В чем же причина? Представляется, что  прежде всего в недостаточной  информации у предпринимателей - руководителей  организации о возможности обращения  при возникновении разногласий  с контрагентами в третейские суды. А тем не менее преимущества третейских судов перед арбитражными несомненны.

      Прежде  всего, третейские суды имеют список высококвалифицированных судей, которых  могут избрать стороны при  возникшем споре. Как правило, дело рассматривается коллегиально, что  также способствует глубокому исследованию материалов дела.

      Кроме того, одним из главных преимуществ  третейских судов являются сроки  рассмотрения споров, которые несопоставимо  меньше, чем в арбитражных судах. С момента получения исковых  материалов и до вынесения решения  проходит, как правило, 1 - 2 месяца в  зависимости от степени удаленности  ответчика, которому необходимо направлять извещения по почте. Если же ответчик находится в этом же городе и истец  берет на себя вручение извещений  ответчику под расписку, то сроки  рассмотрения спора будут минимальными.

      Немаловажным  преимуществом третейских судов является меньшая, по сравнению с арбитражным судом, уплата госпошлины. Кроме того, в положениях о сборах и расходах третейских судов, как правило, предусмотрена процедура возврата истцу арбитражного сбора. Так, например, Третейский суд при Ассоциации российских банков возвращает истцу 75% уплаченного им сбора, если истец отозвал иск до направления извещения о назначении слушания дела, в частности, вследствие того, что стороны урегулировали спор. Если истец отозвал иск после направления извещения, но не менее, чем за 1 день до первого слушания дела, истцу возвращается 50% арбитражного сбора.

      Заключив  соглашение о передаче спора в  третейский суд, стороны вправе по взаимной договоренности пересмотреть его, однако нельзя отказаться от этого соглашения в одностороннем порядке.

      Например, при заключении договора стороны  включили в него пункт ("арбитражную  оговорку"), по которому "споры, возникающие  между сторонами, в связи с  неисполнением либо ненадлежащим исполнением  договора разрешаются в Третейском суде Ассоциации российских банков в  соответствии с его Регламентом. Решения Третейского суда АРБ  признаются сторонами обязательными  для исполнения. Стороны подтверждают, что неисполненное в срок решение  Третейского суда АРБ приводится в исполнение в соответствии с  законодательством РФ, законодательством  территории места исполнения, межреспубликанскими  и международными соглашениями". Заключив соглашение о передаче спора  в постоянно действующий третейский суд, стороны как бы согласовали  ту процедуру рассмотрения спора, которая  закреплена в Регламенте постоянно  действующего третейского суда, то есть текст Регламента в этом случае считается составляющим неотъемлемую часть соглашения о передаче спора  в третейский суд.

      Арбитражный суд, получив исковое заявление, из прилагаемых к нему документов устанавливает наличие между  сторонами соглашения о передаче в Третейский суд АРБ любых  гражданско - правовых споров, которые могут возникнуть при исполнении договора, стало быть и данного спора. Судья арбитражного суда должен в этом случае оставить иск без рассмотрения в соответствии с п. 5 ст. 148 АПК РФ.

      В случае отказа стороны исполнить  решение третейского суда добровольно  необходимо обратиться с заявлением в третейский суд, где хранится дело, для получения исполнительного  листа по решению постоянно действующего третейского суда. Третейский суд  направляет заявление вместе с делом  в арбитражный суд, находящийся, как правило, в том же городе (регионе), что и третейский суд. Будучи заинтересованными  в исполнении своих решений, постоянно  действующие третейские суды часто  не пересылают такие материалы по почте, а пользуются для их доставки в арбитражный суд курьером. Все  это способствует достаточно быстрому исполнению решения третейского  суда.19

      В последнее время произошло уточнение  компетенции и процессуальных правил постоянно действующих третейских судов, большая часть которых  вполне определенно заявила о  себе как о специализированных в  рассмотрении споров по конкретным областям экономики. Что касается третейских судов открытого типа общей компетенции, то есть рассматривающих любые гражданско - правовые споры, которые могут быть предметом третейского разбирательства по действующему законодательству, то число их сократилось за счет того, что стороны обращаются лишь в наиболее авторитетные третейские суды, обеспечивающие высокое качество выносимых решений.20

      Вследствие  низкой правовой культуры населения, третейские суды в основном рассматривают именно предпринимательские споры крупных  компаний, поэтому они и создаются  при крупных учреждениях экономического направления.

 

Глава 3. Исполнение решений третейских судов

    1. Правовая  природа решения  третейского суда

      Действующее законодательство существенным образом  ограничивает возможность вмешательства  компетентных государственных судов  в пересмотр актов третейских судов. Это касается и такой стадии процесса, как стадия выдачи исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Сущностные  признаки третейского судопроизводства отражены в ст.  44 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". Прежде всего это связано с добровольностью подчинения юрисдикции третейского суда и, как следствие, с добровольностью исполнения решения, принимаемого третейским судом. Принцип добровольного исполнения сторонами решения третейского суда "вытекает из самой сущности третейского разбирательства: обращаясь в третейский суд по обоюдному согласию и доверяя избранным ими третейским судьям, спорящие стороны провозглашают тем самым свое полное доверие третейскому разбирательству и заявляют о своих обязательствах исполнить принимаемое судом решение, в чью бы пользу оно ни было вынесено, добровольно и без какого-либо принуждения".

     В то же время необходимо отметить, что  третейский суд вправе установить порядок  и сроки исполнения принятого  им решения. Это подразумевает в  том числе и возможность отсрочки исполнения решения третейского  суда.

      В Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" предусмотрено, что в том случае, если срок исполнения решения третейского  суда не установлен, то это решение  подлежит немедленному исполнению. Это  означает, что, если иное не установлено  решением третейского суда, обязанная сторона должна немедленно приступить к исполнению решения третейского суда.21

      По  сути добровольное исполнение решения  третейского суда убыстряет процесс  исполнения решения третейского  суда и способствует мирному существованию  в дальнейшем тяжущихся сторон.

    1. Принудительное  исполнение решения  третейского суда

      Если  решение третейского суда добровольно  не исполняется в установленные  сроки, оно может быть исполнено  в принудительном порядке. С этого  момента, т.е. с момента, когда становится очевидным нежелание обязанной  стороны добровольно исполнять  решение третейского суда, государство  в лице компетентных судебных органов  включается в процесс реализации решений, принимаемых в третейском судопроизводстве.

      Правила о принудительном исполнении решений  третейских судов устанавливаются  четырьмя законами: Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Кроме того, определенное значение для регулирования процедуры исполнения решений третейских судов имеет и Федеральный закон "О судебных приставах", поскольку в этом законе определяются статус и права должностных лиц, занимающихся процессом принудительного исполнения, а также требования к процедурам, посредством которых достигается исполнение в том числе и решений третейских судов.

      Сам третейский суд не обладает полномочиями по осуществлению принудительного  исполнения принятого им решения. Основой  принудительного исполнения решения  третейского суда является выдача компетентным государственным судом (судом общей  юрисдикции или арбитражным судом) исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Исполнительный лист является разновидностью исполнительных документов, предусмотренных ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Исполнительный лист является строго формальным документом, в котором должны в обязательном порядке содержаться следующие реквизиты: наименование компетентного государственного суда, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия третейским судом судебного акта, подлежащего исполнению; наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; резолютивная часть решения третейского суда, подлежащего принудительному исполнению; дата вступления в силу решения третейского суда; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.22

      Законом установлен срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в компетентный государственный  суд с заявлением о выдаче исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Такой срок составляет три года со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. В юридической литературе, взыскатели по решениям арбитражных (государственных) и третейских судов законодательством поставлены в равное положение. Комментируемое законоположение в данном случае синхронизировано как с нормами материального характера, регулирующими сроки исковой давности, так и с процессуальными нормами, регулирующими порядок исполнения судебных решений.

      В пункте 9 ст. 45 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" установлено, что определение компетентного государственного суда о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче исполнительного листа может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

      В соответствии с правилами, установленными арбитражным процессуальным законодательством, определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа  на принудительное исполнение решения  третейского суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения (п. 5 ст. 240 АПК РФ). 23

      Таким образом, арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает  апелляционного порядка обжалования  вышеуказанных определений. Что  касается определений о выдаче исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда, которые  принимаются судом общей юрисдикции, то таковые могут быть обжалованы в соответствии с п. 5 ст. 427 ГПК РФ в обычном порядке, установленном для обжалования судебных актов судов общей юрисдикции.24 Анализируемая норма не устанавливает каких-либо особенностей обжалования указанных определений.

      В том случае, если заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского  суда подается с нарушением правил, установленных арбитражным (гражданским) процессуальным законодательством, это  является основанием для его оставления без движения, а если обстоятельства, послужившие основаниями для  оставления заявления без движения, не устраняются в установленный  компетентным судом срок - то и для возвращения такого заявления подателю.

      Как видим, чтобы исполнить решение  третейского суда все же необходимо согласие сторон и доверие к третейскому  судье, иначе это может затянуться еще больше, чем если стороны решают свои споры в судебных органах  государственной власти.

 

      

Заключение

      В процессе исследования темы третейских судов вытекает как само собой  разумеющееся преимущество третейских судов перед государственными по следующим основаниям:

      1. Основывается третейский суд не на общем законе, а на воле частных лиц, имеющих возможность выбирать третейских судей из списка, в который включены независимые квалифицированные специалисты, юристы-практики с большим опытом работы. Помимо этого, стороны могут выбрать и число судей, которые будут рассматривать спор, единственное условие – данное число должно быть нечетным.

      2. Третейское разбирательство характеризуется индивидуальным подходом к каждому рассматриваемому делу, что гарантирует внимательное изучение проблемы, рассмотрение её во всех аспектах, учет специфики отношений сторон и вынесение взвешенного решения.

      3. Простота и доступность методов регулирования. При третейском разбирательстве правила регулирования устанавливаются самими участниками, в отношении которых третейский суд будет применять нормы, установленные этими же сторонами. Источниками третейского процесса являются не только правовые акты, но и нормы договорного права, нормы, устанавливаемые общественными организациями, а также обычаи.

Информация о работе Третейские суды в системе гражданской юрисдикции