Независимость судей при отправлении правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:31, реферат

Краткое описание

Еще в 1748 году в трактате «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Нет свободы, когда судебная власть не отделена от законодательной и от исполнительной. Все подвергнется гибели, если одно лицо или учреждение получит три власти: власть издавать законы, власть исполнять постановления и власть карать преступления или разбирать тяжбы лиц».
Согласно Конституции РФ в основе построения государственного аппарата лежит доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Одним из важных принципов данной доктрины является принцип независимости судебной власти и ее носителей - судей.
Этот принцип имеет огромное значение для решения задач уголовного судопроизводства, так как объективное, всесторонне полное исследование обстоятельств уголовного дела, возможно только при надлежаще обеспеченной независимости судей, от какого-то бы ни было давления извне.

Оглавление

Введение
1. Независимость судей при отправлении правосудия
1. 1 Понятие принципов правосудия
1.2 Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия
2. Гарантии принципа независимости судей при его реализации
2.1 Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия
2.2 Процессуальные гарантии независимости судей при отправлении правосудия
Заключение

Файлы: 1 файл

Независимость судей при отправлении правосудия.docx

— 41.91 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Независимость судей  при отправлении правосудия

1. 1 Понятие принципов правосудия

1.2 Содержание принципа  независимости судей при отправлении  правосудия

2. Гарантии принципа независимости  судей при его реализации

2.1 Правовые гарантии независимости  судей при отправлении правосудия

2.2 Процессуальные гарантии  независимости судей при отправлении  правосудия

Заключение

Введение

Еще в 1748 году в трактате «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Нет свободы, когда судебная власть не отделена от законодательной и от исполнительной. Все подвергнется гибели, если одно лицо или учреждение получит три власти: власть издавать законы, власть исполнять постановления и власть карать преступления или разбирать тяжбы лиц».

Согласно Конституции  РФ в основе построения государственного аппарата лежит доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Одним из важных принципов данной доктрины является принцип независимости судебной власти и ее носителей - судей.

Этот принцип имеет  огромное значение для решения задач  уголовного судопроизводства, так как  объективное, всесторонне полное исследование обстоятельств уголовного дела, возможно только при надлежаще обеспеченной независимости судей, от какого-то бы ни было давления извне.

Судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным  конституционным законом (ч.3 ст.118 Конституции  РФ). Поэтому в большинстве субъектов  Федерации (исключая те немногие из них, где созданы и функционируют  конституционные (уставные) суды или  иные органы конституционного (уставного) контроля) система разделения властей действует, так сказать, в «усеченном» варианте. Если в системе федеральных органов власти четко выделяются все три «классические» ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная, то в субъектах Федерации, как правило, действуют лишь законодательные и исполнительные органы.

Нельзя, конечно, сказать, что  федеральные суды вообще отстранены от процесса осуществления государственной  власти на уровне субъектов Федерации - законодательство, в частности, позволяет  гражданам оспаривать в судах  некоторые решения, действия и бездействие  региональных законодательных и  исполнительных органов Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №19. Ст.685; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №51. Ст.4970. . Но это участие ограничено. Во-первых, полномочия федеральных судов - это вопрос исключительного ведения Российской Федерации, подлежащий регулированию федеральными конституционными законами (п. «г» ст.71, ч.3 ст.128 Конституции), поэтому субъекты Федерации не вправе наделять федеральные суды какими-либо полномочиями по своему собственному усмотрению. Во-вторых, ныне существующее законодательство просто не предоставляет федеральным судам полномочия по рассмотрению целых категорий споров, возникающих на уровне субъектов Российской Федерации (это касается прежде всего вопросов защиты конституций и уставов субъектов Федерации и споров о компетенции с участием органов государственной власти и органами местного самоуправления).

Частичным выходом из этой ситуации стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Закон  РФ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст.1. , который вступил в силу 1 января 1997 года. Этот Закон (ч.4 ст.4, ст.27 и 28) впервые на федеральном уровне предусматривает образование судов субъектов Российской Федерации - конституционных (уставных) судов и должностей мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Закон о судебной системе, несомненно, стал важным шагом в направлении обеспечения полноценной реализации принципа разделения властей в регионах - достаточно отметить хотя бы то, что создана единая правовая база деятельности органов судебного конституционного контроля, которые прежде создавались субъектами Российской Федерации «самостийно». Однако, как это уже не раз случалось в отечественной законотворческой практике, принятие Закона о судебной системе породило вопросов не меньше, чем дало ответов.

Цель работы - рассмотреть  принцип независимости судей, его  отражение в Конституции и  Федеральных законах, его реализация при уголовном судопроизводстве.

Задачи работы - дать понятие  и рассмотреть содержание принципа независимости судей, изучить его  в различных стадиях уголовного процесса (на стадии предварительного расследования; на стадии судебного  производства; при проверке законности и обоснованности приговоров).

1. Независимость судей при отправлении  правосудия

1.1 Понятие принципов правосудия

Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в  Конституции (гл.7) и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические  свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

Как видим, принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных  конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию  и деятельность судебных органов.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

1. Принципы правосудия носят  объективный характер. Они отражают  наиболее общие закономерности  организации судебных органов.  В принципах отражаются правовые  и нравственные идеи, господствующие  в обществе. В связи с этим  принципы правосудия изменяются  и развиваются вместе с развитием  общества. Так, Конституция РФ 1993 г. закрепила такой принцип,  как состязательность сторон, который  ранее, в "советский" период, правовой наукой отрицался и  в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны  с общеправовыми принципами, такими  как верховенство закона, охрана  прав и свобод личности.

2. Принципы правосудия являются  руководящими положениями. Все  они обязательны для соблюдения  всеми судами, независимо от занимаемого  положения, а также лицами, участвующими  в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком  и др.). Кроме того, принципы правосудия  являются руководством и для  законодателей, которые должны  при принятии новых законов  учитывать их, чтобы положения,  содержащиеся в новых законах,  не противоречили им.

3. Принципы правосудия носят  общий характер. В них закрепляются  основные направления организации  судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в  других законах и, как правило,  реализуются путем применения  содержащихся в них норм.

4. Все принципы правосудия закреплены  в законе. Этим они приобретают  точность формулировок и общеобязательность  соблюдения. Несоблюдение принципов,  закрепленных в законе, уже является  правонарушением, влекущим соответствующую  ответственность. Большинство принципов  правосудия содержится в Конституции  РФ, но ряд других формулировок  может содержаться и в других  законах: «О судоустройстве РФ»,  «О судебной системе РФ», «О  статусе судей РФ» и др.

Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное  содержание, действуют они в неразрывной  связи друг с другом. Каждый из принципов  является гарантией осуществления  других. Например, принцип гласности  гарантирует соблюдение законности при разрешении дел Придорожный  Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 90..

В применении к реальным государственным  системам мы должны, сопоставить гипотетические объекты построенной схемы реальным органам, которые, предположительно будут  осуществлять это управление. Объектом управления выступает у нас народ. В качестве базы знания у нас выступает  сама наука Марксизма-Ленинизма. Ясно, что наука не стоит на месте, она  развивается людьми - учёными МЛ, которые представляют собой часть  народа, объекта управления. Цель нашего управления - построения социализма. Однако кроме стратегической есть и тактические, цели которые несомненно должны ставиться не узким кругом людей, а всенародно. Также не подлежит сомнению воздействие людей на окружающую среду и собственное состояние нашей системы. Что кстати будет представлять из себя экспертная система? По видимому тоже учёные МЛ, однако уже более приближённые к практике. Приближённо такую структуру можно представить в виде НИИ, занимающихся теми или иными вопросами. В отличие от чистых теоретиков они будут рассматривать и делать разработки уже не по всяким вопросам, а по вопросам соответствующим цели управления. Также объект принимающий решение, должен получить возможность корректировать деятельность НИИ в соответствии со своими задачами. Объект принимающий решение, очевидно будет является объектом высшей государственной власти, передаваемой ему народом, например верховный совет и советы разных уровней. Именно они будут органом, представляющим народ и ведущим управление в соответствие с требованием народа. Именно они в соответствии с анализом экспертной оценки будут решать нужно ли проводить в системе какие-то изменения, и если да, то какие. В соответствие с этим они выдадут техническое задание инженерам МЛ на выработку законов и иных актов. Далее, согласно этим актам будут осуществлять управление исполнительные органы - министерства. Также будет и другая ветвь исполнения управления - судебная власть.

1.2 Содержание принципа независимости  судей при отправлении правосудия

Исследование обстоятельств  дела должно проходить в такой  обстановке когда судей связывает  только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Именно поэтому независимость  судей провозглашается Конституционным  принципом, который лежит в основе осуществления любого из видов правосудия, в том числе и уголовного.

Существо данного принципа состоит в стремлении создать  такие условия при осуществлении  правосудия, в которых суд смог принимать процессуальные решения  по своему внутреннему убеждению  без постороннего вмешательства.

Главные трудности реализации принципа независимости судей при  осуществлении правосудия, по нашему мнению заключаются в следующем:

а) в массовом сознании пока еще сильны стереотипы восприятия суда как обычного чиновничьего аппарата, которые в определенных социальных кругах и формируют линию поведения;

б) противодействие утверждению  независимости правосудия порождают  правовой иммунитет, низкий уровень  общей и правовой культуры значительной части населения и многих должностных  лиц.

Недостаток культуры толкает  иных обеспеченных людей не считаться  ни с чем, кроме своей личности, демонстрировать любым способом свое должностное могущество, что  способствует формированию в обществе взгляда на судью как на подчиненного работника, существующего для выполнения воли вышестоящих лиц и учреждений;

в) в отсутствии соответствующей  правовой базы;

г) в немалой мере судейскую  самостоятельность снижают недостатки, относящиеся к профессиональным, личностным качествам и правосознанию  некоторой части судей.

Приходится с сожалением констатировать, что не все они  обладают необходимыми профессиональными  данными, высокой принципиальностью, осознают высокую миссию правосудия и отстаивают свою независимую позицию.

По данным журнала «Российская  юстиция» в 1996 году были прекращены полномочия судей в отношении 700 человек, из которых 96 за совершение поступка позорящего честь и достоинство судьи  ущемляющего авторитет судебной власти (фальсификация судебных документов, составление приговоров вне совещательной  комнаты, нахождение судьи на работе в нетрезвом виде и т.д.) Капшиников В. «Прокуроры - за независимость суда» // Российская юстиция № 2, 2006.

Реализация принципа независимости  судей существенно повышает решение  задач уголовного судопроизводства, среди которых:

- быстрое и полное раскрытие  преступления;

- изобличение виновных;

- правильное применение  закона для того, чтобы каждый  совершивший преступление был  справедливо наказан и ни один  невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден.

Следует сказать, что воплощение принципа независимости судей при  осуществлении правосудия зависит, прежде всего, от надлежащей реализации правовых и процессуальных гарантий такой независимости.

В теории права под гарантиями понимают определенные правовые меры и средства, обеспечивающие реализацию норм права. Соответственно под гарантиями принципа независимости судей следует  понимать установленные законом  правовые меры и средства, обеспечивающие реализацию принципа независимости  судей при осуществлении уголовного судопроизводства.

2. Гарантии принципа независимости  судей при его реализации

2.1 Правовые гарантии  независимости судей при отправлении  правосудия

Правовые гарантии характерны для любого вида судопроизводства, как уголовного, так и для гражданского и пр. Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе», Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т. д.

Независимость судей в  указанном выше контексте гарантируется:

а) несменяемостью судей;

Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена  суда или должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а добровольным. Согласие необходимо на любое изменение  должностного положения судьи, в  том числе перевод его в  суд другого района или области, в вышестоящий суд, на другую, хотя бы и более высокооплачиваемую должность.

б) установленным порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи, правом судьи на отставку;

Согласно п.2 ст.121 Конституции  полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как  в порядке и по основаниям, установленным  Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований  для приостановления и прекращения  полномочий судьи общей юрисдикции содержится в статьях 13,14 Закона «О статусе судей в РФ».

Решение о приостановлении  и прекращении полномочий судьи  решает соответствующая квалификационная коллегия.

Следует сказать о таком  основании приостановления, а в  случае возможно и прекращении полномочий судьи, как занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. К таким видам деятельности п.3 ст.3 Закона «О статусе судей в  РФ» относит: депутатскую, политическую, предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, за исключением научной  и творческой.

Прекращение полномочий судьи  по указанным выше основаниям является своеобразной ответственностью за нарушения  принципа независимости суда, а деятельность квалифицированной коллегии в свою очередь гарантирует его соблюдение.

Информация о работе Независимость судей при отправлении правосудия