Несостоятельность (банкротстве) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:13, дипломная работа

Краткое описание

Банкротство как явление социально-экономической действительности возникло в связи с необходимостью установления справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов. Современные реалии между тем свидетельствуют о необходимости наряду с достижением основной цели института банкротства учитывать в правовом регулировании и макроэкономический аспект, связанный как с сохранением бизнеса должников, испытывающих временные финансовые трудности, так и с ликвидацией неэффективных организаций, несостоятельность которых является тормозом для экономического развития и торгового оборот

Оглавление

Введение 3
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц 6
§1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица 6
§2. Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридического лица 19
Глава II. Искажение назначения несостоятельности (банкротства) юридического лица 25
§1. Фиктивность и преднамеренность банкротства: основания и меры воздействия 25
§2. Экономическое понятие «рейдерство» и правовые средства воздействия 35
§3. Привлечение к субсидиарной ответственности участников (учредителей) и других лиц, действия которых привели к банкротству юридического лица 38
Заключение 50
Список использованной литературы 55

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 2011 ред май.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

     Предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами на свой страх  и риск, может окончиться неблагоприятно для них: невозможностью исполнить обязательства перед кредиторами, то есть банкротством. Правовой институт современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) – это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов.

     Банкротство как явление социально-экономической  действительности возникло в связи  с необходимостью установления справедливого  порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов. Современные реалии между тем свидетельствуют о необходимости наряду с достижением основной цели института банкротства учитывать в правовом регулировании и макроэкономический аспект, связанный как с сохранением бизнеса должников, испытывающих временные финансовые трудности, так и с ликвидацией неэффективных организаций, несостоятельность которых является тормозом для экономического развития и торгового оборота. В процессе правореализации выбор указанных целей конкретизируется в зависимости от финансового состояния должника с учетом интересов, которые имеют кредиторы и сам должник к продолжению деятельности или ликвидации должника. Немаловажен учет и общественного интереса к банкротству отдельного должника, проявление которого обусловлено необходимостью обеспечения экономической стабильности и безопасности общества в целом.

      В связи с нестабильной финансовой ситуацией участились случаи, когда  организации объявляют себя банкротами, хотя сами таковыми не являются. Такие действия со стороны руководителей и учредителей юридических лиц, а также третьих лиц, законодателем определены как фиктивное и преднамеренное банкротство. Охрана интересов заинтересованных лиц, а это в первую очередь кредиторы, сотрудники организации-банкрота и само государство, недополучающее в результате совершения подобных действий налоги и сборы в соответствующие бюджеты, становится актуальной проблемой для российской правоохранительной системы. Если с точки зрения уголовного права субъекты подобных преступлений могут понести ответственность в виде лишения свободы, штрафов, на чем и закончится карающая сила государства и будет формально восстановлена социальная справедливость, что на практике редкость, то гражданско-правовая защита имущественных интересов контрагентов должника в этом случае противостоит огромному количеству пробелов в праве, которыми активно пользуются заинтересованные лица. Существующая судебная практика сложилась так, что доказательственная основа при криминальных банкротствах разбивается о формализм при принятии решений.

     Актуальность  данной теме придает широкий пласт  отношений в сфере банкротства, а именно искажении назначения процедуры  банкротства, распространенность данного  явления, неэффективность действующего законодательства в борьбе с данным явлением.

     Целью настоящей работы является раскрытие  сложившихся проблем в российском праве, связанных с искажением назначения процедур банкротства, а также анализ возможных путей их разрешения.

     В связи с вышесказанным данная работа ставит своими задачами следующие положения:

     - общий анализ проблем института  несостоятельности (банкротства);

     - выявление объективных признаков  и классификацию фиктивных и  преднамеренных банкротств;

     - анализ действующего законодательства, а также доктринальных положений теоретиков права;

     - определение эффективных способов  противодействия криминальным банкротствам;

     - рассмотрение вопросов защиты  интересов лиц, интересы которых  пострадали в результате противоправных  действий со стороны органов юридического лица.

     Нормативною основу данной работы при анализе  проблемных вопросов составили: Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.1, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) 1998 г.2, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»3, Гражданский кодекс РФ4, Уголовный кодекс РФ5, Арбитражный процессуальный кодекс РФ6, федеральное законодательство о юридических лицах. Использованы также материалы практики арбитражных судов России.

В работе использованы работы ряда специалистов в области гражданского и корпоративного права: В.В. Витрянского, А.В. Андреева, С.А. Карелиной, О.А. Москалевой, В.В. Яркова, работы дореволюционных цивилистов, в том числе Г.Ф. Шершеневича, аналитические обзоры.

 

Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц

§1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица

     В доктрине устоявшейся в настоящее  время является позиция, согласно которой  институт несостоятельности (банкротства) представляет собой неотъемлемый атрибут рыночной экономики.

     Институт  банкротства известен всем странам  с рыночной экономикой, поскольку  последняя предполагает получение  прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц - его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому помимо ликвидационного механизма институт несостоятельности должен предусматривать предупредительный и восстановительный механизм, позволяющий избегать массовых банкротств.

Особенностью  института несостоятельности является тот факт, что он призван, с одной  стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а с другой стороны, обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом.

     Рыночная  экономика и предпринимательская  деятельность не могут эффективно функционировать  при отсутствии законодательства, охраняющего  экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер7.

     По  словам С.Э. Жилинского, несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений8.

     В.Н. Ткачев определяет необходимость существования  института несостоятельности (банкротства) как обязательного атрибута рыночной экономики, исходя из того, что он позволяет «осуществлять структурные преобразования и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики»9.

     Действительно, современная рыночная экономика  представляет собой сложную систему взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота, так что каждый субъект оказывается втянутым в цепочку контрактов, поэтому трудности одного отражаются на системе в целом. Причем чем большее влияние оказывал хозяйствующий субъект в прошлом, тем в большей степени его уход с рынка повлияет на дальнейшее развитие экономики.

     Несостоятельность способна поразить все хозяйство  и, как следствие, все общество в  целом, что представляет самую большую  опасность для рыночной экономики.

     Несостоятельными (банкротами) оказываются все: и государство, и коммерческие, и некоммерческие организации, и граждане. Сохраняются лишь редкие, пока еще успешно функционирующие, но находящиеся под постоянной угрозой упадка хозяйствующие субъекты, своего рода «оазисы благополучия, не делающие, однако, погоды в экономике в целом. Ведь экономика - сложнейшая система, все элементы которой постоянно взаимодействуют. И выход из строя даже одного из ее первичных элементов, того же хозяйствующего субъекта, вызывает далеко расходящуюся волну негативных последствий: у других хозяйствующих субъектов, с которым он связан деловыми отношениями, у последних - с их партнерами; не поступают предусмотренные налоги и иные платежи в бюджеты различных уровней, и так до бесконечности»10

     Институт  банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц - его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому «законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств»11.

     Однако при анализе данной проблемы может обоснованно возникнуть вопрос: зачем понадобилось создавать специальный институт банкротства, почему нельзя решить проблемы несостоятельных субъектов предпринимательства гражданско-правовыми средствами, путем обращения взыскания на имеющееся у них имущество?

     В правовой и экономической литературе можно встретить различные ответы на данный вопрос.

     В частности, И.В. Ершова утверждает, что  «применение специальных процедур данного института дает возможность  должнику в некоторых случаях восстановить свою платежеспособность и включиться в хозяйственную деятельность, рассчитавшись с кредиторами. Достичь этого гражданско-правовыми нормами не представляется возможным. Если же восстановить платежеспособность не удалось, имеющиеся в арсенале института банкротства ликвидационные процедуры позволят соразмерно удовлетворить требования кредиторов и освободить предприятие-банкрота от долгов, предоставив ему тем самым возможность еще раз попытаться реализовать себя в предпринимательстве»12.

     В. Химичев видит необходимость  в специальном регулировании, поскольку  существует «конкуренция прав кредиторов при недостаточности имущества  должника. Осуществление прав без  ограничений, налагаемых специальным  правовым режимом, может привести к  негативным правовым последствиям, выражаемым в том, что одни кредиторы - те, что раньше предъявили требования к должнику, получат сполна, а требования других кредиторов останутся неудовлетворенными»13 . Аналогичную позицию более 100 лет назад высказывал Г.Ф. Шершеневич: «Кредитор, начавший, благодаря счастливой случайности, первым взыскание или находившийся случайно ближе по месту или по отношениям к должнику, постарается получить полное удовлетворение при первом признаке опасности, нисколько не стесняясь судьбой других верителей. Для предупреждения таких преимуществ на стороне первого кредитора, приступившего ко взысканию, необходимо установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами»14. По мнению Н.М. Розановой, основная задача института несостоятельности заключается в том, чтобы «стимулировать экономических агентов, в частности, крупных корпораций, самим браться за реорганизацию своей компании при появлении тревожных симптомов финансовой нестабильности или уходить из бизнеса, не доводя дело до того момента, когда возмущение действиями данного агента придет со стороны его партнеров»15.

    Ряд данных высказываний можно было бы продолжить, однако очевидно, что при определении места  института несостоятельности в рыночной экономике необходимо рассматривать данный институт через призму экономических, товарно-денежных отношений. Представляется, что подобный взгляд об имманентности института несостоятельности товарно-денежным отношениям следует признать в качестве основополагающего.

    В доктрине общепризнанным является подход, согласно которому в  основе несостоятельности лежит  социально-экономический кризис.

    В свою очередь, еще  К. Маркс доказывал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов. А точнее, первопричиной возникновения экономического кризиса можно назвать разрыв между производством и потреблением материальных благ. Таким образом, экономический кризис как фактор, имманентный социально-экономической системе, является безусловной причиной столкновения интересов различных субъектов, участвующих в экономическом обороте.

    Особенностью института несостоятельности является тот факт, что он призван, с одной стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а с другой стороны, обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом. Теоретическая и практическая значимость такого подхода заключается в признании социального характера института несостоятельности, создающего механизм урегулирования противоречий между субъектами отношений несостоятельности, неизменно возникающих в связи с недостаточностью имущества должника для погашения требований кредиторов. Следовательно, с учетом данной позиции институт несостоятельности (банкротства) выступает в качестве средства разрешения конфликта интересов.

    В рамках института  несостоятельности, предполагающего  многосубъектный состав, возможность  конфликта интересов вполне объективна. К примеру, интересы залоговых кредиторов явно не будут совпадать с интересами иных кредиторов, причем не только с интересами кредиторов третьей очереди, перед которыми залоговые кредиторы имеют преимущество в порядке удовлетворения требований, но и перед кредиторами первой и второй очереди, находящимися в более выгодном положении по отношению к залоговым.

    Признание должника несостоятельным (банкротом) представляет собой «юридический состав, рассматриваемый как совокупность юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий»16. Вместе с тем для понимания сути несостоятельности и достижения цели института несостоятельности (банкротства) принципиальное значение имеет не простая совокупность элементов фактического состава, построенная по принципу независимого накопления элементов состава, а специальная их совокупность, предусматривающая последовательное накопление этих элементов: юридические последствия в этом случае наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Информация о работе Несостоятельность (банкротстве) юридических лиц