Назначение, исследование и оценка заключения судебной экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Обращение правосудия к помощи науки отмечается в истории судебной экспертизы достаточно давно. В трудах Гиппократа (жившего более 400 лет до н.э.) рассматривались вопросы исследования механических повреждений на теле, определения жизнеспособности младенцев при исследовании их трупов и др. В России врачебные освидетельствования проводились эпизодически в XVI и XVII вв. Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.

Оглавление

Глава 1 Понятие и назначение экспертизы в гражданском процессе 2
1.1История развития судебной экспертизы в гражданском процессе 2
1.2 Понятие и роль судебной экспертизы в гражданском процессе 12
1.3 Классификация судебных экспертиз в гражданском процессе 15
Глава 2 Назначение, исследование и оценка заключения судебной экспертизы 23
2.1 Порядок назначения судебной экспертизы 23
2.2 Содержание заключения эксперта и оценка его судом в качестве доказательства по делу 25
2.3 Типичные экспертные ошибки, их причины и пути устранения 42

Файлы: 1 файл

на проверку.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

С 1950 г. НИИК стал подчиняться непосредственно Главному управлению милиции, а в 1956 г. на его базе был создан НИИ милиции МВД СССР, на который возлагалась научно-методическая работа, организация повышения квалификации экспертов, выполнение повторных и наиболее сложных экспертиз.

В 1969г. создается практический орган Центральная криминалистическая лабораторию (ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. Штат ее составил 65 человек, возглавил ЦНИКЛ А.Ф. Волынский.

Наряду с научно - исследовательской экспертная работа продолжалась и во ВНИИ МВД СССР.

В 1983 г. ЦНИКЛ вливается в состав ВНИИ МВД СССР и образует НИЛ-6. На этом преобразования не закончились. Логика развития криминалистики и судебной экспертизы потребовала создания самостоятельного научно-практического подразделения в органах внутренних дел. В 1988 г. НИЛ-6 выделяется из ВНИИ МВД СССР и становится Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ). В 1992 г. в МВД ликвидируется экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы включаются в ВНКЦ, который преобразовывается в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.

Наряду с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы, происходили серьезные преобразования всей системы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Начиная с 1940 г. научно-технические подразделения были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями милиции. К середине 60-х годов службы криминалистики, оперативной, специальной техники, зарождающейся вычислительной техники и связи были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической.

Бурное развитие науки и техники, повлекшее объективную необходимость более глубокой специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции в 1981 г. экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко определить ее задачи и функции, положительно отразилось на результативности использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.

Последовавшие затем существенные изменения в государственном устройстве, связанные с демократизацией общества и его государственных институтов, сказались и на уголовном судопроизводстве. Важнейшим становится обеспечение объективности доказывания, базирующегося на непредвзятом исследовании вещественных доказательств. Одним из шагов в этом направлении было выведение экспертно-криминалистической службы из состава криминальной милиции и функционирование ее в качестве самостоятельной службы органов внутренних дел.

В настоящее время экспертно-криминалистическая служба - это развитая система криминалистических подразделений, в которых служат свыше 10 тысяч специалистов, производящих ежегодно до 1,5 миллионов экспертиз и исследований, осматривающих в составе оперативно-следственных групп свыше 1 миллиона мест происшествий.

Развитие экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел требовали необходимость подготовки высоквалифицированных экспертных кадров.

В 1961 г. наряду с экспертным отделением Московской специальной средней школы милиции, выпускавшей специалистов в области криминалистической экспертизы, готовить экспертов-криминалистов с высшим юридическим образованием стали в Высшей школе МВД РСФСР.

В 1973 г. открылся факультет подготовки экспертов в Высшей следственной школе МВД СССР (г. Волгоград), но при этом были ликвидированы отделения по подготовке экспертов-криминалистов в МССШМ и ВШ МВД СССР.

В связи с тем, ВСШ МВД СССР обеспечивала ежегодный выпуск всего лишь около 100 экспертов, что было намного меньше потребности практических органов внутренних дел, в 1988 г. снова открывается отделение по подготовке экспертов-криминалистов в МССШМ, а в 1992 г. в Саратове создается экспертная Высшая школа. В настоящее время это Саратовский юридический институт МВД России. В связи с изменением требований государственного образовательного стандарта к специалистам в области судебной экспертизы в 1999 г. экспертное отделение МССШМ было закрыто, и одновременно создан экспертный факультет, но уже на базе МЮИ МВД России (ныне - Московской академии).

Создание экспертных учреждений для органов юстиции пошло по другому пути. Поскольку потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции, экспертные исследования по заданиям судов и арбитража стали выполняться в криминалистических лабораториях юридических вузов. Эти лаборатории создавались в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими задания органов следствия и суда.

К производству экспертиз, например, в лаборатории Московского правового института, созданной в 1935 г. Е.У. Зицером, привлекались такие известные криминалисты, как А.И. Винберг, Н.В. Терзиев, И.Н. Якимов, Л.П. Рассказов, Б.И. Шевченко и др.

Явная недостаточность имевшихся в РСФСР криминалистических экспертных учреждений, отсутствие методического и научного центра, который бы координировал и направлял их деятельность, тормозили внедрение достижений науки и техники в практику правоохранительных органов. На это обращали внимание такие ведущие ученые-криминалисты, как А.И. Винберг и С.П. Митричев. Однако начавшаяся Великая Отечественная война не дала возможности реализовать эти планы, и только в 1944 г. в Москве была создана Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) Наркомата юстиции СССР, которая в 1946 г. стала структурным подразделением Всесоюзного института юридических наук (ВИЮН) МЮ СССР.

В 1948 г. в стране начался процесс организации областных криминалистических экспертных лабораторий. На базе Московской лаборатории судебной экспертизы и ЦКЛ ВИЮН 1 октября 1962 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ЦНИИСЭ), директором которого был назначен А.Р. Шляхов, руководивший этим институтом до 1987 г.

В 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР и институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ).

В 1994 г. институт был преобразован в Российский федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ), который представляет собой коллектив высококвалифицированных научных сотрудников и экспертов.

В данный момент нем работают 11 докторов и 55 кандидатов наук и более 200 специалистов.

 

1.2 Понятие и роль судебной  экспертизы в гражданском процессе

 

Судебная экспертиза играет огромную роль в качественном и всестороннем расследовании гражданских дел. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"1, государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

В Постановлении №11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству указано, что судья вправе с учетом мнения участвующих в деле назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (медицинскую, бухгалтерскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения следует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п.8 ч.1 ст.150 ГПК РФ). При назначении экспертизы лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение»2

При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Статья 80 ГПК РФ определяет содержание определения суда о назначении экспертизы. В определении о назначении экспертизы суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении N 10 "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции", в определении о назначении экспертизы должно быть указано, какие вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, и их представителями, отклонены, каковы мотивы их отклонения (п. 11).

В определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.

 

1.3 Классификация судебных экспертиз  в гражданском процессе

 

В гражданском процессе назначаются следующие виды экспертизы.

а) Комплексная экспертиза.

Комплексной называют экспертизу, проводимой экспертами разных специальностей. Такую экспертизу назначают, когда поставленные судом вопросы затрагивают несколько областей знаний, а для формулирования выводов возникает необходимость в участии экспертов разных экспертных специальностей. Таким образом, в зависимости от поставленных вопросов, эксперты могут отвечать каждый на свою часть, согласно своих специальных знаний, также суд может поставить один общий вопрос, тогда проводить исследование и формулировать вывод по данному вопросу они будут совместно. Обязательное требование законодательства к производству комплексных экспертиз – из заключения должно быть отчетливо видно, какое исследование проводил каждый эксперт, какие выводы формулировались экспертами самостоятельно, а какие являются общими, при этом общие выводы подписываются всеми экспертами, к ним пришедших, единолично экспертами подписываются выводы, сделанные ими самостоятельно.

Наиболее четкое согласование действий экспертов разных специальностей достигается в случае обладания ими хотя бы минимальных знаний в специальностях друг друга. Такая работа будет более слажена и последовательна, а ход исследования, описанный в заключении, будет понятнее для суда и участников процесса.

Комплексные экспертизы, на которые ставятся общие вопросы, являются достаточно трудоемкими, ведь над ними работают эксперты с разными специальными знаниями. Порой исследование одного эксперта полностью зависит от исследования другого эксперта, и, не обладая специальными знаниями в экспертных областях друг друга, им приходится взаимодействовать, полагаясь на знания и опыт другого.

Комплексные экспертизы, на которые ставятся вопросы, не требующие проведения совместного исследования, также требуют временных затрат и координации действий экспертов. В таких экспертизах каждый эксперт проводит исследование по своим вопросам, его зависимость от другого эксперта минимальна – проводя исследование по некоторым вопросам, эксперт может опираться на выводы другого эксперта. Поэтому перед началом работы эксперты определяют последовательность проведения исследования, приступая к нему по очереди. Приемлемее такую функцию возложить на руководителя судебно-экспертного учреждения или соответствующего экспертного подразделения. Очередность проведения исследования, пожалуй, является единственным моментом, требующим согласования действий экспертов при такой постановке вопросов.

Более целесообразно предполагается назначать экспертизу комплексной, когда экспертами проводится совместное исследование хотя бы по одному вопросу из поставленных судом. Судами часто назначаются комплексные экспертизы с постановкой отдельных вопросов каждому эксперту, порой, даже не связанных друг с другом. В подобных случаях рекомендуется назначать комплекс судебных экспертиз. Такие экспертизы выполняются экспертами самостоятельно, а оформляются каждая отдельным заключением.

б) Комиссионная экспертиза.

Комиссионная экспертиза назначается как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами не часто. Основным мотивом при вынесении определения о назначении комиссионной экспертизы является повышение внутренней убежденности судьи в достоверности будущего проведенного исследования. Считается, что если экспертиза проведена не одним, а двумя и более экспертами, то она будет более обоснованной и объективной.

Рассмотрим сначала термин «комиссионная экспертиза». Согласно ФЗ-73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», комиссионной экспертизой является экспертиза не только проводимая двумя и более экспертами одной специальности, но обязательно осуществляемая каждым экспертом в полном объеме. В соответствии с законодательством, эксперты не могут разделить исследования на этапы и выполнять каждый свою часть. Таким образом, не каждая экспертиза, проведенная несколькими экспертами, является комиссионной, даже если у данных экспертов одинаковая специальность.

Информация о работе Назначение, исследование и оценка заключения судебной экспертизы