Народные заседатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:09, доклад

Краткое описание

Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляют права и свободы человека и гражданина. На государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы. В число прав и свобод входят и такие права, как политические.
К политическим правам граждан относится и их право участвовать в отправлении правосудия, что предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Файлы: 1 файл

народные заседатели.docx

— 12.74 Кб (Скачать)

Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации  составляют права и свободы человека и гражданина. На государство возлагается  обязанность признавать, соблюдать  и защищать эти права и свободы. В число прав и свобод входят и  такие права, как политические.

К политическим правам граждан  относится и их право участвовать  в отправлении правосудия, что  предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции  РФ. Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О  судебной системе Российской Федерации" предусматривает участие граждан  в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Государство обязано привлекать граждан  к участию в осуществлении  правосудия. Более того, ст. 8 Закона о судебной системе Российской Федерации  указывает, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей  в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Разумеется, не каждый вправе принимать участие в рассмотрении дел судами, так как для этого  граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым, в частности, к народным заседателям. И после того как  лицо становится заседателем, оно выполняет  возложенные на него функции. При  этом граждане, обладая определенными  полномочиями по отправлению правосудия, реализуют и свое политическое право  в управлении делами государства. В  ст. 1 Закона указано, что суды и привлекаемые в установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжные, народные и арбитражные заседатели осуществляют судебную власть.

Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и  приглашаемыми к выполнению этой функции гражданами. И так как  судебная власть является одним из видов государственной власти, что  предусмотрено ст. 10 Конституции  РФ, то, отправляя правосудие, заседатели наряду с судьями реализуют государственную  власть. Данное положение следует  рассматривать в связи со ст. 3 Конституции РФ, где установлено, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный  народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. И  отстранение граждан от деятельности по отправлению правосудия означает их исключение из процесса реализации государственной власти и ограничение  их в политических правах. Это противоречит Конституции РФ и может привести к снижению уровня демократии в стране.

Сейчас все гражданские дела и подавляющая часть уголовных  дел рассматриваются профессиональными  судьями судов общей юрисдикции без участия граждан. Хотя некоторые  уголовные и гражданские дела могут рассматриваться судьями  коллегиально, а ряд уголовных  дел - с участием присяжных заседателей.

Однако единоличное рассмотрение судьей, например, уголовных дел  нарушает права подсудимых, лишенных права на рассмотрение их дел коллегиальным  составом суда в составе судьи  и народных заседателей.

Единоличное рассмотрение дела судьей не способствует правильности выносимых  решений. В юридической литературе отмечается, что при единоличном  рассмотрении дел возрастают вероятность  судебной ошибки, опасности проявления пристрастности судьи или противозаконного влияния одной из сторон на должностное  лицо, наделенное полномочиями по единоличному разрешению дела.

Единоличное рассмотрение дела одним судьей - далеко не оптимальная форма отправления правосудия.

Участие народных заседателей в  отправлении правосудия может оказаться  эффективным для улучшения функционирования судебной системы. Глядя со стороны, народные заседатели могут увидеть  недоработки в организации работы суда с населением и своими предложениями  помочь их устранить.

Народные заседатели должны способствовать и справедливости проведения судебного разбирательства.


Информация о работе Народные заседатели