Надзорное производство в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации(далее Конституции РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод . Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из таких процессуальных средств является установленная разделом IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) возможность исправления, в частности в порядке надзора, судебных ошибок путем пересмотра решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3
ГЛАВА 1 Возбуждение надзорного производства по гражданским делам…………6
1.1 Возникновение и развитие судебного надзора в РФ……………………….…6
1.2 Лица, имеющие право подавать надзорную жалобу, представления……....16
1.3 Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора……………………………………………………………………………………....18
ГЛАВА 2 Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………………………………22
2.1 Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции…………………………………………………………………………………...…22
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления ……….24
2.3 Полномочия суда надзорной инстанции………………………………..........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 55.59 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3

ГЛАВА 1 Возбуждение надзорного производства по гражданским делам…………6

1.1 Возникновение и развитие  судебного надзора в РФ……………………….…6

      1.2 Лица, имеющие право подавать надзорную жалобу, представления……....16

              1.3 Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора……………………………………………………………………………………....18

ГЛАВА 2 Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной  инстанции…………………………………………………………………………22

      2.1 Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции…………………………………………………………………………………...…22

               2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления ……….24     

               2.3 Полномочия суда надзорной инстанции………………………………..........27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации(далее Конституции РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод1. Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из таких процессуальных средств является установленная разделом IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) возможность исправления, в частности в порядке надзора, судебных ошибок путем пересмотра решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу2.

Существенной особенностью ранее  действующего надзорного производства было то, что поводом к его возбуждению  могла быть любая информация, поступившая  к должностным лицам суда или  прокуратуры, а основанием возбуждения  дела в суде - протесты управомоченных должностных лиц. Протест приносился формально прокурором, председателем  суда субъекта Федерации, Генеральным  прокурором РФ, Председателем Верховного Суда РФ и их заместителями на основе проверки материалов вне рамок судопроизводства; порядок проверки ГПК не предусматривался.  В новом процессуальном кодексе установлен единообразный порядок возбуждения надзорного производства: отменен протест должностных лиц; прокурор вправе обратиться в надзорную инстанцию с представлением, а должностные лица суда таким правом, как правило, не обладают; установлено право на обращение непосредственно в суд надзорной инстанции, и регламентируется весьма подробно порядок и условия возбуждения надзорного производства.

Со времени принятия ГПК РФ возникло множество теоретических и практических проблем, являющихся предметом дискуссии  в юридической литературе. К таким  затруднениям относится вопрос об определении  момента возбуждения производства в суде надзорной инстанции. Отсутствие единого мнения по данной проблеме предопределяет различные подходы  ученых в дефиниции этапов производства в суде надзорной инстанции.

Данные вопросы имеют важное значение для науки и практики, поскольку верное решение позволит точно определить правовое положение  лиц, обращающихся в суд надзорной  инстанции, что будет способствовать достижению конституционных задач  гражданского судопроизводства и производства в суде надзорной инстанции –  правильное и своевременное рассмотрение надзорных жалоб, представлений  прокурора и дел в целях  защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

 

Актуальность темы курсовой работы В российском гражданском процессе и именно в надзорном производстве, несмотря на его постоянное реформирование, существует целый ряд проблем, которые все еще необходимо привести в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека и практикой Европейского суда.

 

Объект исследования: надзорное производство в гражданском процессе.

Предметом изучения являются новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции гражданского процесса.

Задачами курсовой работы являются:

–рассмотреть историческую ретроспективу судебного надзора в Российской Федерации, 
–рассмотреть особенности возбуждения судебно-надзорного производства по гражданскими делам,  

–перечислить основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора,

–проанализировать порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, 
–собственно обозначить полномочия суда надзорной инстанции. 
Цель исследования – анализ и исследование проблем, возникающих в процессе рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции.

При подготовке и написании  курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по курсу  гражданского процессуального права, научные статьи, монографии, комментарии  к ГПК РФ, постановление Пленума  Верховного Суда РФ и судебная практика, а также справочно-правовая система «Консультант: Высшая школа».

Структура работы включает введение, две основные главы, разделенные на подпункты, заключение, список источников и литературы.

 

1. Возбуждение судебно-надзорного  производства по гражданским  делам

 

1.1 Возникновение и развитие  судебного надзора в Российской  Федерации

 

Институт пересмотра дел в порядке  судебного надзора прошел сложный  путь развития. Впервые идея создания в стране единого верховного судебного  контроля законодательно была выражена в Декрете о суде от 7 марта 1918 г. №2, но ее реализация относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о высшем судебном контроле. Осуществление высшего судебного контроля первоначально возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который должен был пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе. Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей политике правительства.

Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного  Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора3.

В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации  и расширения круга лиц, которые  имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик. Возврат к децентрализованной системе судебного надзора был осуществлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей». Основные положения Указа, предоставившего надзорные полномочия судам так называемого среднего звена, были восприняты процессуальным законодательством, где действуют и в настоящее время, но с существенными коррективами, внесенными впоследствии.

Главная особенность судебного  надзора состоит в том, что  он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия. Он призван решать одну из самых  важных задач гражданского судопроизводства и гарантировать правильность осуществления  правосудия в стране. Это обстоятельство дает возможность понять причины  постоянной заботы законодателя о последовательном совершенствовании судебного надзора. В частности, довольно существенные изменения в регламентировании  судебного надзора предприняты  в новом ГПК.

Таким образом, судебный надзор –  это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений  нижестоящих судов, исправление  их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой  с целью обеспечения строгой  законности правосудия4.

При понимании существа надзорного пересмотра важно иметь в виду отличия объектов надзорного и кассационного  пересмотра.

Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:

– во-первых, предметом кассационного обжалования служат только решения и определения суда первой инстанции, а в надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов 
любой инстанции;

– во-вторых, по делу вследствие неоднократной отмены решений с направлением его на новое рассмотрение может состояться несколько судебных актов, однако возможность кассационного обжалования 
касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все 
состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.

Остановимся подробнее на рассмотрении вопроса о моменте возбуждения  надзорного производства, обозначенного  во введении данной курсовой работы.

Данные вопросы имеют важное значение для науки и практики, поскольку верное решение позволит точно определить правовое положение  лиц, обращающихся в суд надзорной  инстанции, что будет способствовать достижению конституционных задач  гражданского судопроизводства и производства в суде надзорной инстанции –  правильное и своевременное рассмотрение надзорных жалоб, представлений  прокурора и дел в целях  защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Одни ученые утверждают, что началом  производства в суде надзорной инстанции  следует считать момент разрешения вопроса о принятии надзорной  жалобы или представления прокурора  к производству5. Соответственно они выделяют три этапа:

1) разрешение вопросов о приемлемости надзорной жалобы и представления прокурора;

2) выявление оснований к отмене судебных постановлений в порядке надзора (по жалобе и истребованному делу);

3) непосредственная проверка судом надзорной инстанции судебных постановлений. 
Другие полагают, что надзорное производство включает только два этапа:

1) возбуждение надзорного производства и подготовительные действия к предстоящему судебному заседанию;

2) непосредственный пересмотр судебного решения в надзорной инстанции и принятие по нему решения по существу. Их суждение основано на буквальном содержании норм, регулирующих производство в суде 
надзорной инстанции, поэтому делают вывод о его возбуждении с момента вынесения постановления судьи, изучавшего надзорную жалобу (представление прокурора), о передаче ее на рассмотрение суда надзорной 
инстанции6.

Примечательно, что ранее в теории высказывались схожие точки зрения относительно определения момента  возбуждения надзорного производства и его периодизации.

Первая заключалась в том, что  началом надзорного производства считался момент принятия должностным лицом  суда или прокуратуры надзорной  жалобы или иного обращения, содержащего  сомнение в законности судебного  постановления, вступившего в законную силу.

Согласно второй точке зрения началом  надзорного производства является принесение протеста в порядке надзора. Данный подход к определению начала надзорного производства основывался на толковании статьи 319 ГПК РСФСР, устанавливающей, что вступившие в законную силу решения, определения и постановления  всех судов РСФСР могли быть пересмотрены в порядке судебного надзора  по протестам должностных лиц, перечисленных  в статье 320 ГПК РСФСР.

Ранее дискуссия о начале надзорного производства была развернута в связи  с отсутствием в советском  процессуальном законодательстве норм, регламентирующих порядок подачи надзорных  жалоб и заявлений, а также  деятельность судьи (суда) по их рассмотрению.

Действующее процессуальное законодательство предусматривает инициирование  проверки в порядке надзора по обращениям лиц, участвующих в деле, а также лиц, чьи права и  законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Однако при этом полемика относительно момента возбуждения производства в суде надзорной инстанции и  его периодизации вызвана правовым пробелом в регулировании принятия надзорной жалобы или представления прокурора к производству во вновь принятых УПК РФ и ГПК РФ. В связи с этим в науке гражданского процессуального права и уголовного процессуального права ведется данная дискуссия.

Данной проблемы не существует в  арбитражном процессе, поскольку  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК  РФ) содержит нормы о вынесении  процессуального документа судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о принятии заявления  к производству (часть 2 статьи 293 и  статья 295 АПК РФ).

Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе