Надзор за исполнением законов судебными приставами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Краткое описание

Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Оглавление

План
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

Файлы: 1 файл

надзор.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

     Объектом  данного направления надзора  являются общественные отношения, возникающие  в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными  приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

     Основные  задачи органов прокуратуры по надзору  за исполнением законов судебными  приставами прежде всего вытекают и  в основном определяются как содержанием  законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим  образом:

     – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также  охраняемых законом интересов общества и государства;

     – своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;

     – соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению  установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного  исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и  интересов физических и юридических  лиц, вовлеченных в сферу исполнительного  производства.  

     3. Организация работы прокурора  по надзору за исполнением  законов судебными приставами 

     В целях повышения активности органов  прокуратуры по надзору за исполнением  принятых законов, регламентирующих исполнение судебных решений, внесены дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации»,где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов судебными приставами (новый абзац п. 2 ст. 1 введен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.).

     Прокурор  прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие  статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков  в деятельности службы судебных приставов.

     Проверки  проводятся с учетом указания Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об  организации прокурорского надзора  за исполнением законов при осуществлении  полномочий судебными приставами», согласно которому обязанности по надзору  за законностью в деятельности судебных приставов распределяются между  следующими подразделениями:

     а) Управлением по надзору за исполнением  законов и законностью правовых актов и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры  в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при возбуждении  исполнительного производства и  исполнении судебных решений службой  судебных приставов);

     б) Управлением по надзору за законностью  постановлений судов по гражданским  делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры  в субъектах Федерации (законность постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства);

     в) Управлением по обеспечению участия  прокуроров в арбитражном процессе и соответствующими структурными подразделениями  органов прокуратуры в субъектах  Федерации (законность судебных актов  арбитражных судов, вынесенных по вопросам исполнительного производства);

     г) Главным следственным управлением  и соответствующими структурными подразделениями  органов прокуратуры в субъектах  Федерации (рассмотрение заявлений  и сообщений о совершенных  или подготавливаемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений).

     Исходя  из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.

     В процессе надзора за исполнением  законов судебными приставами при  осуществлении своих функций  прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

     Обязанности и права судебных приставов определены ст. 11 – 19 Федерального закона «О судебных приставах»: соблюдение судебными приставами прав и законных интересов граждан  и организаций (ст. 13); обязательность требований судебного пристава (ст. 14); соблюдение условий и пределов применения физической силы, специальных  средств и огнестрельного оружия (ст. 15 – 18) и др.

     В процессе проверки прокурор выясняет:

     – было ли сделано должнику предложение  о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный  законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

     – правомерно ли наложены на должника взыскания  за неисполнение решений суда;

     – выполняются ли судебными приставами-исполнителями  требования по розыску должника, его  имущества;

     – соблюден ли порядок обращения взыскания  на имущество должника;

     – имеют ли место нарушения в  части наложения ареста или обращения  взыскания на вновь поступающие  на счет должника денежные средства;

     – соблюдаются ли требования о наложении  ареста на имущество должника и о  его реализации;

     – соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

     – допускаются ли нарушения в части  привлечения виновных граждан и  должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;

     – каковы результаты рассмотрения заявлений  и жалоб граждан, должностных  лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного  пристава-исполнителя.

     В ходе проверки особое внимание следует  обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание  заработной платы), а также на исполнительное производство, в рамках которого немедленное  исполнение требований предусмотрено  исполнительным документом или Федеральным  законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность  удовлетворения требований взыскателей.

     При этом необходимо учитывать, что в  случае неисполнения должником исполнительного  документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного  работника судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном  гражданским процессуальным законодательством  РФ, определения о выплате работнику  среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке  за все время со дня вынесения  решения о восстановлении работника  по день исполнения исполнительного  документа.

     Проверка  исполнения требований законов о  возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

     На  данной стадии работники прокуратуры  не только проверяют соблюдение трехдневного срока с момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его  к предъявлению исполнительного  документа к исполнению.

     При отказе взыскания или непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.

     Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда  неисполнение решения может нанести  ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых  пирамид».

     Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться  нужные сведения.

     Прокурор  должен уделять особое внимание тем  случаям, когда вынесенное решение  не было исполнено добровольно и  не было передано для принудительного  исполнения. Однако проверку следует  проводить и тогда, когда отказ  от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного  производства.

     Выяснение вышеуказанных обстоятельств затрудняется тем, что отсутствует такой орган, в котором были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений.

     Кроме того, прокурор проверяет соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного  документа. При этом надлежит выяснить, устанавливается ли срок для добровольного  исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, направляются ли копии соответствующих постановлений заинтересованным сторонам. Необходимо проверить: обоснованно ли возвращены исполнительные документы (часто возвращают по надуманным основаниям); своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника; каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества; соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

     Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя  по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа  и порядка их исполнения, порядка  приостановления, прекращения и  окончания исполнительного производства.

     Прокурор  устанавливает: соблюдается ли порядок  и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный  бюджет).

     Важно проверить: формирование внебюджетного  фонда развития исполнительного  производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и  составления отчетности об использовании  средств внебюджетного фонда  развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских  сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том  числе судебные приставы-исполнители.

     Прокурором  в службах судебных приставов  изучается работа по рассмотрению жалоб  граждан на нарушение их прав в  ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений  прав граждан.

     Надзор  за рассмотрением и разрешением  судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.

     В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие  прокурора при рассмотрении дел  данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым  принять участие в судебном заседании  при рассмотрении вопросов исполнительного  производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса  об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о  кассационном, надзорном обжаловании  судебных актов по вопросам исполнительного  производства), ему необходимо знать  следующие правовые установки.

Информация о работе Надзор за исполнением законов судебными приставами