Методы и организация государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:44, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Файлы: 1 файл

Методы и организация государственного регулирования экономики.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Для привлечения  внимания предпринимателей к участию  в реализации индикативного плана  государство использует различные  экономические стимулы: прямые и  косвенные субсидии, льготные амортизационные  списания, сокращающие налоговые выплаты в бюджет, различные формы целевого кредита и т.п. 

В наибольшей мере поддается прямому плановому  воздействию стадия воспроизводства  продукции, в наименьшей — стадия формирования потребностей и потребления; на стадиях распределения и обращения  преобладают косвенные методы регулирования. 

Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих  балансов и балансовых расчетов. Балансы  позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для  выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны. 

В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов. 

Материальные  балансы представляют собой совокупность балансов, показатели которых характеризуют  производство и потребление конкретных видов продукции. Они подразделяются на материальные балансы средств производства и предметов потребления и разрабатываются по определенным схемам, в которых отражаются преимущественные направления использования продукции. Балансы различных видов продукции связаны между собой, поскольку каждая отрасль хозяйства страны выступает одновременно и как производитель продукции других отраслей. 

Система трудовых балансов включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные  стороны воспроизводства трудовых ресурсов. Источником формирования последних является население как трудоспособного возраста, так и за пределами этого возраста (например, работающие пенсионеры). С помощью этих балансов выявляются важнейшие закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структуры работающих по профессиям и т.д. 

Для обеспечения  в экономике необходимых стоимостных  пропорций составляются финансовые (или стоимостные) балансы, которые характеризуют процесс формирования и использования денежных доходов и фондов участников расширенного воспроизводства. К числу наиболее важных следует отнести баланс доходов и расходов государства, сводный финансовый баланс, платежный баланс и др. Каждый из них решает конкретные задачи, однако все они взаимосвязаны через показатели друг с другом.1 

Именно поэтому  взаимодействие государства и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные действия в рамках, экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства и рынка происходит, в том числе, при участии государственных органов. Очевидность влияния характера воздействия государственных органов на рыночные процессы приводит к необходимости выявления условий, образующих различные модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся формы взаимодействия государственных органов является различение в структуре государства уровней государственного управления. 

Важное значение в государственном регулировании  имеют экономические нормативы  и показатели. Экономические нормативы  определяют общие для всех хозяйственных агентов или дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов. 

Показатели характеризуют  в количественном выражении изменения  темпов и пропорций воспроизводства  на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования. Они могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных величинах. На уровне основного производственного звена преобладают натуральные показатели, на отраслевом, региональном, международном — стоимостные. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Компетенция органов определена в Федеральном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации. 

К ведению федеральных  органов в области экономического развития относятся: принятие и изменение  федеральных законов и контроль за их исполнением, установление основ федеральной экономической политики, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения. 

Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д. 

В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики РФ, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. 

Министерство экономики РФ осуществляет следующие функции: 

- участвует в  формировании федеральной социальной  политики, включая развитие потребительского  рынка, структуру потребления  и доходов населения; определении  форм государственной поддержки  отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости; 

- разрабатывает  предложения по внешнеэкономической  деятельности; 

- подготавливает  предложения по общим направлениям  финансовой, налоговой, кредитно-денежной  и валютной политики; 

- разрабатывает  на основе тщательного анализа  комплексный прогноз социально-экономического  развития страны; 

- организует  с участием министерств, ведомств  разработку федеральных целевых  программ развития приоритетных  отраслей и сфер экономики.} 

Наличие различных  характеристик государственных  органов (зависимость от государственного устройства, организационные формы, характер компетенции, порядок решения  подведомственных вопросов) обуславливает  различие проявлений их модификаций. В  этой связи изучение взаимодействия государственных органов на различных уровнях  является  условием  изучения  возможности  существования интересующего рыночного элемента в устойчивой по отношению к государству форме.

Информация о работе Методы и организация государственного регулирования экономики