Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Политика проводимых в России экономических и административных реформ затронула фундаментальные основы жизнедеятельности личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса все экономической системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень рассогласования экономических интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося народно-хозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29

3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

        Для преодоления  криминализации российской экономики  государству требуется осуществить  ряд мер организационно-экономического  характера, прежде всего устранить  в действующем законодательстве  так называемые «правовые дыры», позволяющие преступным элементам  разворовывать национальное богатство, а также принять меры по предотвращению проникновения теневого капитала в законную экономику и во властные структуры.

2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварийность во многих отраслях экономики  России сохраняется на достаточно высоком  уровне, что приводит к масштабному  загрязнению окружающей природной  среды и гибели людей. Наиболее распространены пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, автомобильные катастрофы, аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.

Наиболее аварийно-опасными по-прежнему остаются объекты магистрального трубопроводного  транспорта, предприятия угольной, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Основные причины аварийности на предприятиях различных отраслей промышленности:

    • на предприятиях угольной промышленности высокий уровень аварийности и травматизма объясняется крайне неудовлетворительным состоянием большинства шахт и разрезов;
    • на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности медленно повышается противоаварийная устойчивость хвосто - и шламохранилищ; на предприятиях черной и цветной металлургии отсутствуют в необходимом количестве средства противопожарной защиты, эффектные системы пылеподавления и вентиляции;
    • в нефтегазодобывающей промышленности и в геологоразведке аварийность и травматизм связаны в основном с эксплуатацией бурового и нефтегазопромыслового оборудования устаревшего типа и применением устаревшей техники;
    • на магистральных трубо – и нефтепроводах;
    • на предприятиях металлургической промышленности при снижении аварийности состояние безопасности остается неудовлетворительным;
    • в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности главные причины аварийности – грубейшие требований, правил и норм безопасности специалистами и персоналом, отступления от установленных технологий и регламентов.

 

Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.

3.1. Цели обеспечения  экономической безопасности.

Стратегической целью обеспечения  экономической безопасности является обеспечение такого развития экономики, при котором были бы обеспечены приемлемые условия для жизни и развития личности, социально – экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущения снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться прежде всего через систему противодействий, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения. Государственная стратегия может быть успешно претворена в жизнь только при соблюдении ряда отдельных требований.

Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппаратов Президента РФ и Правительства, а также федеральных  органов исполнительной власти.

Во-вторых, необходимо четко определить задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти  субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти.

В-третьих, необходимо адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.

Некоторые важные положения государственной  деятельности по обеспечению экономической  безопасности должны учитываться при  разработке проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Государственная стратегия в области  обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется  в рамках проводимой экономической  политики , основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, государства, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В целях достижения эффективности  стратегии экономической безопасности должна быть сформирована отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом должны быть четко определены границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности границы государственного сектора, а также обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.

3.2. Методы по обеспечению  экономической безопасности.

Методы по обеспечению  экономической безопасности –  это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений процессов в сфере экономики.  Такая деятельность включает прогнозирование угроз экономической безопасности; определение пороговых значений экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; устранение деформации в структуре экономики; содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту, дедолларизацию экономики; поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Главным условием обеспечения экономической безопасности России является подъем экономики, создание условий для ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкурентоспособности.

3.3. Задачи по обеспечению  экономической безопасности.

Постановка и определение стратегической цели экономической безопасности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по выводу экономики из кризиса,  что и явится гарантией экономической безопасности страны. Причем реализовываться они должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.

Крупные задачи состоят в области  структурной политики. На макроэкономическом уровне в ходе реализации структурной  политики должны решаться проблемы повышения  совокупного спроса, увеличения нормы сбережения и формирование инвестиционного климата, способствующего трансформации накоплений в инвестиции, обеспечения перелива финансовых и производственных ресурсов от нежизнеспособных предприятий и из стагнирующих секторов к эффективным производителям и в сектора роста, стимулирование экспорта и его диверсификации, регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На макроэкономическом уровне в  ходе осуществления структурной  политики должны ставиться и реализовываться задачи поддержки и стимулирования развития экономически эффективных предприятий и организаций, ликвидации или реорганизации неэффективных экономических структур, организации согласительного процесса в целях торможения роста цен, организации внедрения рыночных норм поведения экономики.

   Для осуществления этих целей необходимо выявить «точки роста», то есть предприятия, организации, реализующие проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке; определить роль и место действующих предприятий в хозяйственной системе, организовать процесс вывода неэффективных предприятий, повысить эффективность управления государственными предприятиями; определить перечень казенных предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных нужд; определить те хозяйственные субъекты, в которых контрольный пакет акций или «золотая акция» должны быть закреплены за государством для оказания влияния на решения, принимаемые данными субъектами в целях обеспечения экономической безопасности; определить перечень конкретных предприятий, которым необходимо предоставить государственную поддержку в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Непременным условием достижения требований экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективного, задельного характера, как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных.

Проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения.

Определенный позитивный сдвиг в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени не является достаточным для того, чтобы гражданин мог в полной мере воспользоваться такими конституционными правами, как право на отдых, лечение, образование, жилье и др.

Между тем реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением тяжести кризисного периода между различными социальными группами населения. В этих условиях необходимо создать действенный механизм, который был бы направлен на регулирование роста доходов экономически сильных групп. Необходимо восстановить основную функцию заработной платы как стимула высокопроизводительного труда, смягчения социальной напряженности в обществе и повысить роль государства в решении этих вопросов. Целесообразно ввести материальную ответственность руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности за нарушение сроков выплаты заработной платы и т. д.

Для сохранения и развития научно-технического потенциала, обеспечивающего стратегические интересы и научно-техническую независимость России, необходимо определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по направлениям фундаментальных исследований, важнейшим для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Основным направлением инвестиционной политики на переходный период должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. Подчеркнем, что повышение эффективности инвестиционной политики возможно при реализации следующих основных принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса; повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); значительное расширение практики совместного (долевого) государственно коммерческого финансирования инвестиционных проектов; перенос центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной основе; размещение централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения исключительно на конкурсной основе; использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро-окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; стимулирование привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем предстоит определить перечень производств, «закрытых» для иностранных инвестиций с точки зрения экономической безопасности.

Необходимо осуществить крупные  меры по укреплению финансовой и кредитной системе. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности налоговой системы, уменьшение количества налогов и повышение их собираемости; развитие неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета; эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов; рационализацию расходов на национальную оборону.

  Для преодоления имеющих место в ряде регионов сепаратистских тенденций и обеспечения единства должна быть разработана стратегия рационального сочетания интересов государства и регионов. Она должна базироваться на ограничении роли федеральных органов в экономических процессах регионального и местного уровня и сосредоточении их усилий на создании и поддержании рыночных механизмов, проведении политики, направленной на сохранение и укрепление единого экономического пространства России.

К приоритетным задачам региональной политики следует отнести реорганизацию  экономики регионов с преимущественным развитием отраслей тяжелой промышленности путем конверсии оборонных отраслей; восстановление и дальнейшее развитие собственных источников развития агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; преодоление депрессивного состояния в регионах с экстремальными условиями, создание условий для возрождения малочисленных народов; формирование территориально-производственных комплексов нового типа, ориентированных на производство и реализацию продукции, отвечающей требованиям рынка, преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций; развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики).

Информация о работе Экономическая безопасность России